Файл: История государства и права россии вопросы к аттестации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По этой причине, наряду со старыми, действительно реакционными правовыми положениями, были отброшены те институты, процедуры, структуры, которые, несомненно, принесли бы пользу народу

Право носило ярко выраженный классовый характер. Это довольно последовательно выражалось в законодательстве. Представители свергнутого класса буржуазии не могли быть назначены на руководящие должности в государственном аппарате, где разрешалось лишь использовать их опыт и знания; они лишались избирательных прав; принадлежность к бывшему состоятельному сословию усугубляла юридическую ответственность, а нередко являлась единственным основанием для ее применения.

Классовый подход подавлял в советском праве гуманные начала, идеи справедливости и свободы. Необходимостью классовой борьбы объяснялись неоправданно жестокие послереволюционные карательные акции и массовый террор тридцатых-пятидесятых годов. Классовым (хотя и в несколько смягченном виде) советское право продолжало оставаться до последнего времени. Устраненные несколько лет тому назад различия между рабочим и крестьянином в оплате труда, пенсионном обеспечении — наглядный тому пример.

Широкое распространение получил уникальный, единственный в своем роде гибрид партийного и государственно-правового документа — совместные постановления ЦК КПСС и высших органов государственной власти и управления.

Драматизм советского права усугублялся атмосферой правового нигилизма, царившего в обществе. В первые послереволюционные годы это выражалось в пренебрежении к праву как явлению временному, чуждому новому строю, сдерживающему революционную поступь пролетариата..

Практикам-юристам, не получившим надлежащей правовой подготовки и имеющим смутное представление о юриспруденции, очень мешали правовая форма, закрепленная законом процедура. Страницы юридических журналов обошла рекомендация, данная II Всероссийским совещанием судебно-прокурорских работников: «минимум формы, максимум классового существа». Стремление к соблюдению процессуальной формы нередко рассматривалось как проявление правого уклона. Со временем эта аргументация сменилась другой — пролетарское государство не может и не должно тратить средства на сложные процессуальные структуры и процедуры.


Особое место в истории советского правопонимания занимает проведённое Институтом права АН СССР Совещание по вопросам науки советского государства и права (16 - 19 июля 1938 г.). Его организатором был тогдашний директор Института права и одновременно Генеральный прокурор СССР А .Я. Вышинский.

Цели и задачи совещания состояли в том, чтобы утвердить общеобязательную единственно верную марксистско-ленинскую сталинско-болыпевистскую «генеральную линию» в юридической науке, с этих позиций переоценить и отвергнуть все направления, подходы и концепции советских юристов предшествующего периода в качестве враждебных, антисоветских, антимарксистских, антиленинских и т.д., дать решающие установки и официальное правопонимание на будущее.

В докладе А.Я. Вышинского и была дана формулировка общего определения права: «Право - совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса, установленных в законодательном порядке, а также обычаев и правил общежития, санкционированных государственной властью, применение которых обеспечивается принудительной силой государства в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу»1.

Определение права, предложенное А.Я. Вышинским и одобренное Совещанием 1938 г., вошло в литературу как «нормативный» подход к праву.

Одобренное Совещанием 1938 г. определение права жёстко предопределяло характер, цели, задачи и направления последующего развития не только теории права и государства, но и всех отраслевых юридических дисциплин. На базе и в рамках унифицированного правопонимания должна была быть в соответствии с новыми политико-идеологическими установками построена приведённая в состояние единомыслия подлинная марксистско-ленинская наука о государстве и праве, полностью очищенная от «отвратительных последствий троцкистско-бухаринского вредительства»2.

Определение 1938 г. и соответствующее правопонимание стало на все последующие годы официальной и общеобязательной позицией и парадигмой для всей советской юридической науки, а все отклонения от неё считались представителями официальной науки до конца 80-х гг. отходом от канонизированного марксистско-ленинского учения о государстве и праве.

Предшествующие совещанию 1938 г. концепции правопонимания были более серьёзно ориентированы на исходные доктринальные представления о судьбах права и государства после пролетарской революции. Кроме того, развитие правопонимания в период с 1917 по 1938 гг. обогатило отечественную теорию права и государства рядом новых правовых категорий, не
имеющих аналогов в западной юриспруденции, и используемых в науке и сегодня, таких как правовое отношение, правосознание и законность.

После же Совещания 1938 г. нормативный подход к праву, утверждённый в противовес всем прежним подходам как враждебным и антимарксистским, получил статус официальной правовой доктрины.
  1. 1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


Перестройка государственного аппарата и права в годы Великой Отечественной войны.

Изменения в государственном механизме в годы Великой Отечествен¬ной войны осуществлялись по трем направлениям: 1) создание чрезвычай¬ных органов; 2) изменение структуры конституционных органов и наделе¬ние их чрезвычайными полномочиями; 3) изменение правого режима рабо¬ты государственных органов.

31 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета, СНК и ЦК ВКП(б) приняла совместное постановление о создании высшего чрезвычайного ор¬гана - Государственного комитета обороны (ГКО), сосредоточившего в своих руках всю полноту власти. Возглавил Комитет И.В. Сталин. Все граждане и организации были обязаны выполнять решения и распоряже¬ния ГКО. ГКО не имел своего аппарата и действовал через существующие государственные, партийные, общественные органы и своих уполномо¬ченных.

Для эвакуации промышленных предприятий в восточные районы стра¬ны был создан Совет по делам эвакуации при ГКО. В октябре 1941 г. был образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промыш¬ленных товаров и предприятий промышленности. В декабре 1941 г. оба этих органа сменило Управление по делам эвакуации. Эвакуацией людей занималось Управление по эвакуации населения.

17 сентября 1941 г. ГКО принял постановление «О всеобщем обяза¬тельном обучении военному делу граждан СССР». Согласно этому норма¬тивному акту обязательное военное обучение вводилось для граждан СССР мужского пола в возрасте от 16 до 50 лет. Организацией обучения занимались Наркомат обороны и его органы

Для проведения мобилизации трудоспособного населения в июне 1941 г. был создан Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР, при областных и краевых исполкомах учреждались бюро по учету и распределению рабочей силы.

Было создано Советское информационное бюро. 2 ноября 1942 г. Ука¬зом Президиума Верховного Совета СССР была образована Чрезвычайная Государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государст¬венным предприятиям и учреждениям СССР. В республиках, краях, об¬ластях и городах образовывались местные комиссии.

В период войны вооруженные силы являлись главным звеном государ¬ственного аппарата. Поэтому Советское государство уделяло им особое внимание. В первый день войны была объявлена мобилизация мужчин в возрасте от 19 до 55 лет. Уже 23 июня 1941 г. по решению ЦК ВКП(б) и СНК СССР была создана Ставка Верховного Главнокомандования. Ее со¬став включал членов Политбюро ЦК ВКП(б) и Наркомата обороны. Орга¬нами Ставки были Генеральный штаб Красной Армии, управления нарко¬матов обороны и флота, командование фронтами. В пределах фронтов соз¬давались соединения, оперативные объединения и корпуса.


С июля 1941 г. по октябрь 1942 г. в армии действовал институт воен¬ных комиссаров и политруков. Осенью 1942 г. его сменил институт замес¬тителей командиров по политчасти, на которых возлагалось осуществле¬ние идеологического контроля и воспитания. В январе 1943 г. были введе¬ны новые знаки различия - погоны. В июле 1943 г. введено деление воен¬нослужащих Красной Армии на рядовой, сержантский, офицерский соста¬вы и генералитет.

В июле 1941 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление об орга¬низации партизанского движения на оккупированных территориях. Орга¬низация возлагалась на партийные органы, диверсионные военные группы и органы НКВД. Решением ГКО от 30 мая 1942 г. при Ставке главноко¬мандующего был создан Центральный штаб партизанского движения, в сентябре - Особое Главное командование партизанского движения.

Особая система военной юстиции регламентировалась Указом Прези¬диума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военных трибуна¬лах в местностях, объявленных на военном положении, и районах военных действий». Согласно этому Указу трибуналы образовались при армиях, корпусах, дивизиях, гарнизонах, бригадах на железных дорогах и в речных (морских) бассейнах. Они рассматривали все преступления, совершенные военнослужащими, а также дела о преступлениях против обороны, обще¬ственного порядка, государственной безопасности и некоторые другие. Устанавливался следующий процессуальный порядок рассмотрения дел. До 1943 г. трибуналы действовали в составе трех постоянных членов, за¬тем в них стали участвовать заседатели. Сроки рассмотрения дел были предельно сжаты. Дела слушались в закрытом процессе. Приговоры всту¬пали в законную силу с момента их провозглашения и приводились в ис¬полнение немедленно.

Одним из важнейших мероприятий было восстановление руководящих церковных органов. В сентябре 1943 г. был созван Собор, избравший Пат¬риарха Московского и всея Руси (впервые с 1925 г.), и образован синод. Для сотрудничества с церковью создавался специальный государственный орган - Совет по делам православной церкви. Был преодолен созданный в 1920-е гг. церковный раскол.

  1. Изменения в государственном аппарате Союза ССР в период кризиса советской социалистической системы (середина 1950-х – 1980-е гг.).