Файл: Доклад по дисциплине проблемы правового регулирования конкуренции на тему Направления реструктуризации естественных монополий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В перспективе, являясь собственником крупных холдинговых компаний, относящихся к естественным монополиям, государство может рассчитывать на рост их капитализации. Кроме того, уже сегодня имеются предпосылки для увеличения дивидендных выплат в бюджет за счет роста доходов холдинговых структур от деятельности новых дочерних и зависимых компаний. Однако, все еще нет выработанной модели эффективного механизма формирования ограничительных норм в сфере корпоративного права, банкротств, рынка ценных бумаг, оптимизации реорганизационных процедур, государственных предприятий и т. д.

Как уже было отмечено ранее, в России отсутствует строгая методика реструктуризации естественных монополий. Во многом это связано с влиянием различных факторов макро- и мезо-уровней, а также оказываемым воздействием преобразований естественных монополий в России.

Реструктуризация естественных монополий должна быть направлена, в первую очередь, на улучшение способности предприятия получать регулярные надежные доходы от продаж той или иной продукции. Реструктуризацию естественной монополии необходимо рассматривать как систему, состоящую из организационного, производственного, социального, имущественного и экономического элементов. При этом, эффективность деятельности естественных монополий будет зависеть от регулярного притока средств от выполнения предприятием главной его функции - продавать товары и услуги.

Процесс реструктуризации любого предприятия должен находится под постоянным контролем. В этих целях целесообразно использовать систему рейтинговой оценки состояния реструктурируемого предприятия, которая должна удовлетворять следующим условиям:

- давать представление об экономическом состоянии предприятия;

- иметь определенную направленность (либо отрицательную, либо положительную);

- наличие для всех показателей числовых нормативов минимального удовлетворения уровня или диапазона изменений;

- проведение анализа по данным публичной бухгалтерской отчетности;

- проведение рейтинговой оценки предприятия, как на основе сравнения с основными конкурентами, так и во временном сравнении.

Таким образом, с помощью полученной рейтинговой оценки можно определить производственный потенциал предприятия, рентабельность его продукции, эффективность использования производственных и финансовых ресурсов, источники доходов и другие показатели.


В целях определения места предприятия в общем рейтинге в условиях его реструктуризации необходимо использовать ряд показателей: обеспеченность собственными средствами; ликвидность баланса; оборотный капитал; эффективность управления предприятием; рентабельность предприятия.

Таким образом, невозможно сформулировать общий для всех предприятий естественных монополий механизм реструктуризации, так как данные процедуры носят индивидуальный характер. Однако, на основе использования международного опыта реструктуризации естественных монополий можно сформулировать несколько характерных черт для всех направлений реструктуризации, которые могут быть адаптированы к российским условиям:

- реструктуризация операционной деятельности (снижение себестоимости предлагаемой продукции, расширение рынков сбыта, повышение эффективности труда и качества обслуживания);

- организационная реструктуризация (разработка либо совершенствование существующей организационной системы управления);

- реструктуризация производственной структуры (заключение арендных отношений при обновлении основных фондов предприятия, выделение вертикальных цепочек технологически связанных элементов).

Таким образом, необходимо создать фундамент российских реформ - федеральную инфраструктуру на базе естественных монополий, государственных предприятий, градообразующих производств. Это позволит возобновить экономический рост, начать структурные преобразования, сохранить политическую стабильность и устранить огромный разрыв экономических интересов экспортоориентированных отраслей и отраслей, работающих на российский потребительский рынок.