Файл: Реферат по дисциплине Философия Первый позитивизм. Учения О. Конта, Г. Спенсера, Д. С. Милля (тема реферата) фио студента Северов Матвей Вадимович Направление подготовки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.02.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.хо.же на неБ, зн.ач.ит А и Б по.хо.жи)

Ме.то.д ос.та.тк.ов (АБ => XY, A => X, зн.ач.ит B => Y)

Ме.то.д со.пу.тс.тв.ую.ще.го из.ме.не.ни.я. (из.ме.не.ни.я в А со.пу.тс.тв.ую из.ме.не.ни.ю в Б вс.ег.да и си.ст.ем.ат.ич.но, зн.ач.ит A ес.ть пр.ич.ин.а Б)

Ми.лл.ь по.ла.га.ет, что на са.мо.м де.ле ни.ка.ко.го вы.во.да от об.ще.го к ед.ин.ич.но.му в да.нн.ом сл.уч.ае не де.ла.ет.ся. С его то.чк.и зр.ен.ия, мы об.ыч.но за.кл.юч.ае.м от ед.ин.ич.но.го к ед.ин.ич.но.му. На.пр.им.ер, Го.ме.р ум.ер, Од.ис.се.й ум.ер, и еще ум.ер.ли 150 че.ло.ве.к. Зн.ач.ит, и Со.кр.ат то.же ум.ре.т. А фр.аз.а «все лю.ди см.ер.тн.ы» ли.шь уд.об.ны.й и ко.мп.ак.тн.ый сп.ос.об вы.ра.зи.ть это.

Ми.лл.ь не пр.ин.ад.ле.жи.т к чи.сл.у не.ог.ра.ни.че.нн.ых пр.ив.ер.же.нц.ев ин.ду.кт.ив.но.го ме.то.да, как бо.ль.ши.нс.тв.о ан.гл.ий.ск.их фи.ло.со.фо.в эм.пи.ри.че.ск.ой шк.ол.ы, ко.то.ры.е пр.из.на.ва.ли ос.об.ый ст.ат.ус ма.те.ма.ти.ки. По его мн.ен.ию, ма.те.ма.ти.ка та.ка.я же ин.ду.кт.ив.на.я на.ук.а, как и все ос.та.ль.ны.е. Он ур.
ав.ня.л ее ст.ат.ус. Ге.ом.ет.р го.во.ри.т о не.ко.то.ры.х об.ъе.кт.ах, об.об.ще.нн.ых из оп.ыт.а, а ра.сх.ож.де.ни.я с ре.ал.ьн.ым ми.ро.м го.во.ря.т о не.то.чн.ос.ти ма.те.ма.ти.ки.

Ка.нт на.ст.аи.ва.л, что пр.им.ер.ы, ко.то.ры.е пр.ив.од.ит Ми.лл.ь (на.пр.им.ер, две пр.ям.ые не мо.гу.т за.мы.ка.ть пр.ос.тр.ан.ст.во или че.ре.з две то.чк.и пр.ох.од.ит ро.вн.о од.на пр.ям.ая), яв.ля.ют.ся си.нт.ет.ич.ес.ки.ми и ап.ри.ор.ны.ми. Си.нт.ет.ич.но.ст.ь об.оз.на.ча.ет не.ко.то.ры.е св.ой.ст.ва, ко.то.ры.е не со.де.рж.ат.ся в оп.ре.де.ле.ни.и пр.ед.ме.та, а ап.ри.ор.но.ст.ь – не.об.хо.ди.мо.ст.ь и вс.ео.бщ.но.ст.ь. 7+5 = 12. Ми.лл.ь, как эм.пи.ри.к, сч.ит.ал, что ни.ка.ки.х си.нт.ет.ич.ес.ки.х ап.ри.ор.ны.х су.жд.ен.ий нет. Зд.ес.ь ст.ои.т во.пр.ос об ас.со.ци.ац.ии ид.ей. Он пы.та.ет.ся за.ни.ма.ть эм.пи.ри.ко-ин.ду.кт.ив.ну.ю то.чк.у зр.ен.ия. Для не.го ма.те.ма.ти.ка яв.ля.ет.ся ес.те.ст.ве.нн.ой на.ук.ой, так как он сч.ит.ае.т, что в ос.но.ве пр.ос.те.йш.ей ма
.те.ма.ти.ки ст.оя.т об.щи.е ас.со.ци.ац.ии лю.де.й. Св.яз.ь ра.зл.ич.ны.х ид.ей мо.же.т бы.ть ра.зн.ой пр.оч.но.ст.и. Ас.со.ци.ац.ии ид.ей, ко.то.ры.е от.но.ся.тс.я к ма.те.ма.ти.ке, ве.сь.ма и ве.сь.ма пр.оч.ны.е.

За.кл.юч.ен.ие


Вместо «метафизики» позитивисты ставят «науку». Наука здесь понимается в соответствии с той традицией, которая берет начало у английского эмпиризма — т. е. как наука чисто эмпирическая. Позитивизм не признает такую теорию как «метафизику». Поэтому он отрицает и большую часть самой науки.

В заключение еще раз нужно подчеркнуть, что позитивизм в качестве методологического учения отрицает классическую философию, которая пыталась постичь скрытые основы бытия Но, не признавая метафизические поиски старой философии и ее опору на спекулятивное (а по сути теоретическое) мышление, позитивизм не отрицает попытки познания объективного мира рациональным путем Конечно, позитивизм низводит разум до уровня упорядочения рассудком чувственного опыта, а науку, соответственно, ограничивается рамками эмпирической науки Но позитивизм при его чисто инструментальном отношении к разуму не отрицает стремления к истинным знаниям о действительном мире. И хотя он пытается придать эмпирическому знанию форму всеобщности и важной необходимости, и эти попытки с самого начала были обречены, стремление к объективности знания является тем важнейшим пунктом, с которого начинается расхождение, вплоть до поляризации, между позитивизмом и собственно неклассической философией в ХХ веке.


Глупо говорить о неправдивых фактах. Только наше знание может быть недостоверным. Поэтому если нам удастся выразить этот факт без какого-то искажения, то он станет абсолютно несомненной отправной точкой знания.

Список литературы




  1. Гофман А. Б. 7 лекций по истории социологии [Книга]. - Москва : Книжный Дом, 2001.

  2. Громов И., Мацквеч А. и Семенов В. Западная социология [Книга]. - Спб : Ольга, 1997.

  3. Мареев С. М. и Мареева Е.В. История философии [Книга]. - Москва : Академический Проект, 2003.

  4. Социальная философия. Хрестоматия [Книга]. - Москва : Высшая школа, 1994.

  5. Философский энциклопедический словарь [Книга]. - Москва : Советская энциклопедия, 1989.

  6. Харчева В. Г. Основы социологии [Книга]. - Москва : Логос, 2001.