Файл: Оглавление Теоретикометодологические основы изучения технологий социальной работы 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Теоретико-методологические основы изучения технологий социальной работы

1.1 История становления технологий социальной работы с безработными гражданами

1.2 Анализ основных причин женской безработицы и имеющихся технологий социальной работы с безработными женщинами в России

2. Практика применения социологического опроса при изучении социальной работы с безработными женщинами

2.1 Вторичный анализ данных о существующих технологиях социальной работы с безработными женщинами в ОГКУ ЦЗН г. Иркутска

2.2 Исследование технологии социальной работы с безработными женщинами в Иркутской области

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Программа социологического исследования

Приложение Б

Инструментарий социологического исследования

Приложение В

Таблицы по результатам социологического исследования

Оглавление


1. Теоретико-методологические основы изучения технологий социальной работы 6

1.1 История становления технологий социальной работы с безработными гражданами 6

1.2 Анализ основных причин женской безработицы и имеющихся технологий социальной работы с безработными женщинами в России 9

2. Практика применения социологического опроса при изучении социальной работы с безработными женщинами 18

2.1 Вторичный анализ данных о существующих технологиях социальной работы с безработными женщинами в ОГКУ ЦЗН г. Иркутска 18

2.2 Исследование технологии социальной работы с безработными женщинами в Иркутской области 21

Заключение 28

Список использованных источников 30

Приложение А 35

Программа социологического исследования 35

Приложение Б 41

Инструментарий социологического исследования 41

Приложение В 46

Таблицы по результатам социологического исследования 46



1. Теоретико-методологические основы изучения технологий социальной работы 6

1.1 История становления технологий социальной работы с безработными гражданами 6

1.2 Анализ основных причин женской безработицы и имеющихся технологий социальной работы с безработными женщинами в России 9

2. Практика применения социологического опроса при изучении социальной работы с безработными женщинами 18

2.1 Вторичный анализ данных о существующих технологиях социальной работы с безработными женщинами в ОГКУ ЦЗН г. Иркутска 18

2.2 Исследование технологии социальной работы с безработными женщинами в Иркутской области 21

Заключение 28

Список использованных источников 30

Приложение А 35

Программа социологического исследования 35

Приложение Б 41

Инструментарий социологического исследования 41

Приложение В 46

Таблицы по результатам социологического исследования 46

Многие аналитики и экономисты вырабатывают
меры по сокращению общего уровня безработицы, однако слишком часто в стороне остается такой феномен как женская безработица, которая также является острой макроэкономической проблемой современного рыночного хозяйства. Истоки женской безработицы, безусловно, произрастают из дискриминационных явлений на рынке труда, благодаря которым женщины оказываются «на обочине» активной экономической деятельности.

В России 32% трудящихся из-за карантинных мер оказались в вынужденном отпуске, 22% попали под сокращения, еще 22% сказали, что опасаются увольнения. Лишь 35% не увидели перемен в работе, показало исследование Kelly Services и «Авито Работа», о котором пишет отраслевой сайт New Retail. Официальные оценки пока очень скромные: по данным Центробанка, за март безработица в России выросла с 4,4% до 4,6%.

В современных условиях наблюдается спад экономической активности населения, что влечет за собой массовые увольнения персонала. В сложившихся условиях первыми в число сокращаемого персонала попадают женщины, являясь дискриминирующей категорией. в 2019 году по данным Росстата были трудоустроены лишь 53,2% женщин в России. По стране в целом трудоустроены 59,8% работоспособного населения, при этом среди всего населения занятость мужчин составляет 67,8%.

В настоящее время проблемы безработицы, действительно являются актуальными, особенно остро эти проблемы проявляются на уровне небольших муниципальных образований. В то время, как органы Федеральной службы государственной статистики неуклонно твердят о снижении уровня безработицы в нашей стране, которая в настоящее время составляет по их данным около 4,5%, простые граждане ощущают проблемы с трудоустройством все чаще и чаще.

Если рассматривать небольшие муниципальные образования (поселки, деревни и т.д.), то здесь реальной государственной поддержки занятости населения практически нет. Опять же, на этой оказывают влияние определенные факторы. Во-первых, не строятся предприятия, не открываются новые заводы, старые предприятия, в том числе градообразующие закрываются. В Иркутской области численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше в июне-августе 2020 г. составила 1147,5 тыс. человек, из них 1055,9 тыс. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 91,6 тыс. человек (8,0%) – как безработные, соответствующие критериям Международной Организации Труда (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).



Таким образом, проблема женской безработицы в российском обществе остается одной из актуальных на протяжении нескольких десятилетий, как на федеральном уровне, так и в регионах. Во многом она обусловлена трансформационными процессами в обществе и социально-экономической нестабильностью, наблюдающейся на разных этапах развития страны. В современных условиях одной из причин являются также гендерные противоречия и меры дискриминационного характера со стороны работодателей при формально равных условиях: наблюдается разница в возможностях трудоустройства, карьерном росте, оплате труда, доступе к руководящим постам у мужчин и женщин. К сожалению, социально-правовые механизмы и социально-экономическое регулирование проблемы со стороны государства и общества не всегда работают на практике, оказывая различное влияние на положение женщин и мужчин в социально-трудовой сфере.

Объект исследования – безработные женщины.

Предмет исследования – технологии социальной работы с безработными женщинами.

Цель работы – изучить технологии социальной работы с безработными женщинами Иркутской области. В связи с поставленной целью в работе определены следующие задачи:

  • изучить историю становления технологий социальной работы с безработными гражданами;

  • провести анализ основных причин женской безработицы и имеющихся технологий социальной работы с безработными женщинами в РФ;

  • провести вторичный анализ данных о существующих технологиях социальной работы с безработными женщинами в ОГКУ ЦЗН г. Иркутска;

  • исследовать технологии социальной работы с безработными женщинами в Иркутской области.

Структурно данная курсовая работа состоит из введения, основной части, представленной двумя главами, разделенными на параграфы, заключения, списка использованных источников и приложений.

1. Теоретико-методологические основы изучения технологий социальной работы

1.1 История становления технологий социальной работы с безработными гражданами


Процесс становления социальной помощи в России – явление длительного характера. Он пока не имеет своего исторического завершения и оформления. Складывающаяся парадигма помощи и поддержки нуждающимся представляет собой сложную совокупность исторических общественных форм защиты и учений, традиций и обычаев, законов и индивидуальных иррациональных действий и поступков.

Система призрения получила целостное оформление и развитие в эпоху императорской России. Именное тогда государственное призрение стало важным фактором функционирования всей сферы социальной помощи, усиления ее организационного начала. Однако в тот исторический период оно не было главным компонентом системы социальной помощи. Определяющая роль здесь принадлежала общественному призрению, субъектами которого являлись церковь, крестьянские общины, органы местного самоуправления (земства, городские думы, управы) и др.

Система государственного призрения, существовавшая в России с петровской эпохи до начала ХХ в., была ориентирована на оказание социальной помощи и поддержки нуждающимся слоям населения. Среди ее основных компонентов можно выделить:

  • деятельность государства по увеличению числа богаделен-госпиталей, работных домов, сиротских приютов;

  • государственное обеспечение функционирования приказов общественного призрения;

  • организацию общественных работ;

  • социальное обеспечение отставных чиновников, военнослужащих и их семей;

  • формирование правовых и организационных основ социального страхования и др.

Трудовая помощь включала следующие профилактические и реабилитационные функции и формы работы:

  • предупреждение безработицы у взрослых – путем организации служб занятости, создания новых и расширения существующих производственных единиц, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, кредитования, обеспечения работой на дому и т.п.;

  • ликвидация последствий и предупреждение голода, недорода, стихийных бедствий посредством общественных работ;

  • предупреждение безработицы у детей – путем трудового воспитания и профессионального образования в семье, школе, учреждениях «закрытого типа» (приютах, воспитательных домах, специализированных учебно-воспитательных заведениях);

  • «трудовая терапия» – в работных домах и домах трудолюбия для взрослых и для детей, в артелях для «босяков»;

  • «трудовая реабилитация» – в воспитательно-принудительных колониях для взрослых и детей, воспитательно-трудовых учебных заведениях и др.


Осуществлением трудовой помощи как альтернативы милостыне, призрению в различного рода богадельнях, содержанию асоциальных групп населения в тюремных учреждениях и др. – занимались государственные органы, земские и городские самоуправления, отчасти религиозные организации, частные лица, но более всего – общественные объединения благотворительного характера.

Разумеется, правительство решая проблемы нищеты не ограничивалось одними репрессивными мерами. Петр I, приступая в конце жизни к созданию городских магистратов, мыслил вменить им в обязанность учреждение сиротских домов, богаделен, больниц, работных и смирительных домов «для доставления работ и пропитания здоровым бедным, праздношатающимся и вообще всем, могущим исправлять какие-либо работы».

Поводом к организации общественных работ в России всегда служили неурожаи, отнимающий у широких масс населения главный ресурс продовольствия и делавшие, таким образом, особенно жгучей потребность в заработках, без которых при обычных условиях население могло обходиться. Русские неурожаи превращали дурную и недостаточную занятость нашего населения в острую безработицу. Этим и объясняется то обстоятельство, что, в противоположность Западу, призванные бороться с этой безработицей, наши общественные работы являлись почти исключительно работами чрезвычайными. Хотя первые известия о неурожае и голоде в России относятся к 1024 году, общественные работы начались у нас сравнительно поздно. Первые попытки их устройства относится лишь к началу 17 столетия, а именно, к царствованию Бориса Годунова. Очень долго они носили совершенно случайный характер, как, например, работы, устраивавшиеся при Пере I, Анне Иоанновне и Екатерине II.

Таким образом, постепенно складываются новые институты, формы помощи и поддержки нуждающегося населения. Россия стремится перенять европейский опыт системы призрения и воспитания различных категорий нуждающихся. Формирование новых институтов призрения осуществляется за счет разрушения прежних: приходской и монастырской систем помощи.

Общественное призрение начинает складываться в определенную систему со своими светскими институтами, специальным законодательством, регулирующим деятельность не только приказов общественного призрения, но и благотворительную деятельность в обществе среди призреваемых – инвалиды, беспризорные дети, увечные воины, слепые, глухие и т. д.