Файл: Оглавление Теоретикометодологические основы изучения технологий социальной работы 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Теоретико-методологические основы изучения технологий социальной работы

1.1 История становления технологий социальной работы с безработными гражданами

1.2 Анализ основных причин женской безработицы и имеющихся технологий социальной работы с безработными женщинами в России

2. Практика применения социологического опроса при изучении социальной работы с безработными женщинами

2.1 Вторичный анализ данных о существующих технологиях социальной работы с безработными женщинами в ОГКУ ЦЗН г. Иркутска

2.2 Исследование технологии социальной работы с безработными женщинами в Иркутской области

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Программа социологического исследования

Приложение Б

Инструментарий социологического исследования

Приложение В

Таблицы по результатам социологического исследования



Стоит перенять опыт зарубежных стран и начать внедрять учащихся на время практики в конкретные фирмы по договорам со службой занятости - тогда зарекомендовавший себя практикант мог бы рассчитывать на постоянное рабочее место. Отдельным категориям женщин после обучения необходимо выплачивать в период трудоустройства стипендию или выдать ссуды на открытие собственного дела и пр. Кроме того, необходимо преодолеть современную излишнюю концентрацию учебной базы, как правило, в областных центрах и крупных городах, малую рассредоточенность по территории, что создает неразрешимые проблемы с поездками на учебу для женщин, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста, матерей детей-инвалидов, глав неполных семей. Для реального охвата женщин с семейными обязанностями учебой требуется максимальное приближение ее к месту жительства. Отсюда служба занятости могла бы заключать договора на переобучение, особенно краткосрочное в форме индивидуального, курсового обучения на ближайшем предприятии, в техникуме и пр.

Для создания серьезного современного фундамента массового обучения безработных необходимо использовать все существующие формы: обучающие центры службы занятости, количество которых следовало бы расширить, имеющиеся учреждения профобразования, предприятия, где есть структуры, занимающиеся обучением, а также специализированные альтернативные государственные организации – некоммерческие частные или совместные. В настоящее время уже есть часть таких учебных заведений специально для женщин (например, Сеть Обучающих Центров для женщин), которые могли бы с успехом участвовать в такой работе по заказам и планам органов занятости и местных органов власти.

Для женщин, имеющих рабочие профессии, переподготовку целесообразно осуществлять прежде всего с учетом их возраста и имеющегося опыта работы в определенных производственных условиях: аппаратурные процессы, работа на конвейере, обслуживание машин с высокой степенью интенсивности труда, работа вручную. Для этой категории следует сделать более привлекательными обучение профессиям бытового обслуживания, страдающего сейчас дефицитом кадров почти на всех территориях, обучение ремеслу, видам социального обслуживания и т.п.

Необходимо содействовать восстановлению системы непрерывного повышения квалификации как работниц умственного труда, так и физического, учитывая их более низкую квалификацию.


По мнению экспертов, «…проведение обучения и профессиональной подготовки специально для женщин эффективно и не является нововведением». Традиционно для женщин и девушек привычно проходить обучение и профессиональную подготовку в группах одного пола, когда обучение проводится по традиционно женским специальностям, таким, как, медицинская сестра, воспитательница дошкольного учреждений. Именно в последние два десятилетия пометка «только для женщин» стала вызывать полемику и критику.

Таким образом, следует отметить, что в ходе анализа выявлены основные причины женской безработицы в России и основные стратегии ее регулирования. Результаты исследования показали, что проблема женской безработицы все еще актуальна. Выделены основные причины и виды женской безработицы. Она связана с отраслевой структурой экономики и во многом обусловлена развитием рыночных отношений, социально-экономической нестабильностью, а также гендерными противоречиями в обществе и дискриминацией на рынке труда. Женщины и мужчины имеют разные возможности в средствах и способах поиска работы, потому что в современном обществе очень многое зависит от имеющихся социальных связей и распределения власти. В связи с этим, как правило, в сложных обстоятельствах, первоочередными кандидатами на увольнение становятся именно женщины, а в дальнейшем они испытывают проблемы с поиском работы и в трудоустройстве, так как потенциальные работодатели считают их «невыгодными» работниками из-за возможных перерывов в деятельности, которые могут возникнуть в связи с замужеством, беременностью, деторождением и уходом за детьми, а также снижением уровня квалификации за этот период. В результате женщины в основном понижают свой социальный статус и вынуждены «искать» помощь, регистрируясь в службах занятости, которые предоставляют им социальные выплаты, различные услуги и возможность трудоустройства. 

Проблема женской безработицы остается одной из главных социально-экономических проблем современного российского общества, обусловленных многими факторами и причинами, прежде всего – развитием рыночной экономики и реформированием основных сфер общества, повлекшими за собой изменение положения женщин на рынке труда и в обществе.

Таким образом, в данном разделе проанализирована динамика женской безработицы с начала 1990-х гг. и по настоящее время, выделены ее социально-экономические аспекты, характеризующие особенности данной проблемы в условиях современной действительности, а также определены перспективные направления по трудоустройству женщин и преодолению негативных последствий их безработицы.



2. Практика применения социологического опроса при изучении социальной работы с безработными женщинами

2.1 Вторичный анализ данных о существующих технологиях социальной работы с безработными женщинами в ОГКУ ЦЗН г. Иркутска


В силу своего социально-экономического положения безработные граждане сталкиваются с комплексом взаимосвязанных проблем: экономических, социальных, личностно-психологических.

Выделенные проблемы решаются различными специалистами, в том числе специалистами по социальной работе, применяющими разнообразные технологии социальной работы в сфере занятости. В ОГКУ ЦЗН г. Иркутска была проанализирована организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан.

Количество безработных граждан, направляемых на профессиональное обучение прямо пропорционально снижению общего количества зарегистрированных безработных в исследуемом нами районе.

Исследование показало: 95% опрошенных ответили, что услуга по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию была предложена сразу же после признания безработным. 100% опрошенных ответили, что услуга по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию целесообразной и эффективной для дальнейшего трудоустройства безработных граждан.

Большинство респондентов, прошедших обучение (60%) хотят работать по пройденной специальности, если найдут свободные вакансии по этой профессии (специальности), 30% – однозначно планируют работать по специальности (профессии), по которой прошли профессиональное обучение, и всего 10% не планируют работать по пройденной профессии.

На вопрос удовлетворяют ли респондента условия в учреждении, где он проходил профессиональное обучение: 70% – полностью удовлетворяют, и 30% – частично.

Блок вопросов на удовлетворенность организацией учебного процесса и условиями обучающей организации показали высокие результаты удовлетворенности респондентов.


На наш взгляд, такие результаты связаны с тем, что обучающие организации заинтересованы качественно предоставлять услуги, чтобы центры занятости и в дальнейшем сотрудничали с ними. На блок вопросов о том, всем ли хватает ли компьютеров, достаточно ли отведенных на обучение часов, соответствует ли содержание курса программе, соблюдается ли расписание – ответы респондентов 100% оказались положительными.

Выявлены факторы профессионального обучения, которые не удовлетворяют клиентов центра занятости:

– респондентов (35%) не удовлетворяет представленный перечень профессий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию. Безработные не нашли в перечне профессию (специальность), по которой бы хотелось пройти обучение (например, риэлтерская деятельность, логист, иностранный язык, создание интернет-проектов);

– 30% респондентов отметили, что не удовлетворены формой обучения, отсутствует дистанционная форма.

Также была проанализирована технология предоставления профессиональной ориентации безработных граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения в ОГКУ ЦЗН г. Иркутска.

С помощью количественного метода дана оценка ситуации на рынке труда. Проведенное анкетирование граждан, позволило сделать вывод, что удовлетворенность безработных организацией профессиональной ориентации находится на достаточно высоком уровне.

Выявлены следующие пробелы, которыми не удовлетворены безработные:

– невозможность проходить тестирование по профессиональной ориентации на компьютере, что сократило бы время обработки результатов и склонности к той или иной профессии (17%);

– отсутствие отдельного кабинета для приема граждан для оказания услуги по профессиональной ориентации (14%). Две услуги предоставляются в одном кабинете, что мешает сосредоточению на тестировании;

– предоставление не всех методов и методик профессиональной ориентации безработных граждан (44%).

В соответствии с выводами исследования могут быть предложены следующие рекомендации:

1. Увеличить и усовершенствовать перечень профессий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию