ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В–третьих, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Иная регистрация объектов недвижимого имущества, проводимая в случаях, предусмотренных законом, другим государственным органом, носит либо специальный, либо учетный характер (пункт 2 статьи 131 ГК). В любом случаи прямым единственным доказательством наличия у лица прав на недвижимое имущество она не является.
На сегодняшний день в уголовном законе имеется норма об ответственности за регистрацию незаконных сделок с землей - ст. 170 УК РФ. Незаконность завладения землей и есть, прежде всего, нарушение правил оборота земель, предусматривающих обязательную регистрацию прав на земельные участки или сделок с ними уполномоченным органом государственной власти. Если исходить из того, что самовольный захват земельного участка - это преступление, посягающее на установленный порядок приобретения земли, то наличие в УК РФ составов регистрации незаконных сделок с землей и самоуправства в достаточной степени обеспечивает правовую охрану отношений по законному приобретению прав на землю как посредством совершения гражданско-правовых сделок, так и в административном порядке.
В соответствии со статьей 170 УК РФ: «Регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение сведений государственного кадастра недвижимости, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения, -наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.»
Специфика совершаемых земельных преступлений заключается в том, что основная масса посягательств относится одновременно и к корыстной, и к экономической, и к экологической, и к организованной преступности.
Данное обстоятельство, в свою очередь, неизбежно привело, с одной стороны, к появлению более ухищренных, замаскированных и дерзких способов, а с другой - к распространению данных преступных посягательств, позволяющих говорить в целом о специфическом направлении преступной деятельности в рамках "криминального рынка".
К преступлениям этой группы можно отнести:
- совершение незаконных сделок с землей путем фальсификации документов, необходимых для купли-продажи, аренды земельного участка;
-подкуп должностных лиц с целью незаконного получения земельного участка;
-мошеннические действия с земельными участками;
- принуждение к совершению сделки с земельным участком или к отказу от ее совершения;
-вымогательство земельного участка либо отчуждение права собственности на него;
- получение либо вымогательство взятки за содействие в получении земельного участка либо за ускорение процесса его получения;
-умышленные действия, направленные на банкротство невыгодных покупателю предприятий, с целью завладения недвижимостью, в т.ч. земельным участком;
- регистрация незаконных сделок с землей и т.д.
Повышенную опасность представляют преступления, направленные на завладение землей, сопровождающиеся убийствами, вымогательством. Их раскрытие крайне затруднительно ввиду постоянного расширения контроля в сфере преступного бизнеса при совершении криминальных сделок с недвижимостью со стороны преступных сообществ, усиления с их стороны противодействия расследованию.
Необходимо отметить, что в России многочисленны случаи незаконного завладения земельными участками, жертвами которых становятся простые люди: дачники, фермеры, владельцы личных подсобных хозяйств и иные труженики полей.
В этих условиях поиск эффективных средств противодействия новым формам преступных проявлений как никогда важен. Но необходимо понимать, что использование уголовных инструментов, достаточно действенных в советское время, вряд ли даст положительный результат сегодня. На смену простым действиям по самовольному захвату соседских земельных участков приходят изощренные схемы враждебных поглощений чужого имущества (в том числе земли), реализуемые командами профессионалов высшего уровня, активно использующих административный и судебный ресурсы.
Официальной статистики, касающейся конкретно преступлений в сфере земельного оборота, в настоящее время в России не ведется. Данный вид преступности является частью преступлений против собственности и преступлений в сфере экономической деятельности, и вычленить ее из общего массива преступности очень затруднительно. Динамику развития данного вида преступности можно проследить по имеющимся данным о совершаемых преступлениях, предусмотренных ст. ст. 170 и 254 УК РФ
Анализ динамики преступлений, связанных с регистрацией незаконных сделок с землей, свидетельствует о росте посягательств, связанных с незаконным завладением и регистрацией незаконных сделок с землей, коррупцией.
Самую значительную часть посягательств в сфере оборота земли на сегодняшний день составляют посягательства, связанные с незаконным завладением землей: самозахваты и завладение земельными участками в результате мошеннических действий. Имеет место тенденция роста причиненного ущерба по всем зарегистрированным посягательствам.
Таким образом, многие уголовно-правовые нормы РФ, да и правовые нормы в целом, не обеспечивают интересы всего общества при обеспечении гарантий каждого субъекта земельных отношений (собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов) и не ставят преград противоправному поведению, злоупотреблению правом. В современной России земельное рейдерство стало одной из наиболее острых проблем не только для российского бизнеса, но и для рядовых граждан.
1.3 Регистрации незаконных сделок с землей в иностранных государствах
Совершение сделок с недвижимостью – традиционная сфера контроля со стороны государства, что объясняется значимостью недвижимого имущества как объекта гражданского права для экономики государства.
В настоящее время международное сообщество стремится унифицировать законодательство в сфере регистрации прав на недвижимость. С этой целью усилиями различных государств совершаются целенаправленные действия по созданию правовых основ регистрации прав на недвижимость. Например, уже создана некоммерческая неправительственная международная организация – Международный центр регистрационного права (СИНДЕР) со штаб-квартирой в Мадриде (Испания). В него входят организации (учреждения) более чем 50 стран мира.
В большинстве стран Западной Европы таких, как Голландия, Бельгия, Испания, ФРГ, Франция, Швеция, Швейцария, регистрация незаконных сделок с землей как самостоятельное преступление отсутствует. Однако его состав включен в другие нормы, регламентирующие ответственность за преступления, прямо или косвенно причиняющие вред порядку оборота земельных участков.
По немецкому праву юридическая конструкция сделки с недвижимой вещью включает два договора: один договор имеет обязательственно-правовой характер и предусматривает обязательство продавца передать недвижимую вещь, а также обязанность покупателя принять вещь и уплатить за нее покупную стоимость. В то же время первый договор сам по себе еще не влечет перехода права собственности на недвижимую вещь. Для этого требуется заключение договора вещного характера, целью которого является передача права собственности от покупателя продавцу. Вещный договор считается юридически независимым от первого договора, и таким образом пороки в обязательственно-правовом соглашении сами по себе не влекут недействительности перехода вещного права на недвижимую вещь. Несмотря на кажущуюся избыточность, эта юридическая конструкция позволяет защищать интересы добросовестных приобретателей недвижимого имущества.
Анализ законодательства ФРГ показывает, что уголовно правовой состав регистрации незаконных сделок с землей содержится не только в УК, но и во многих иных законодательных актах. Отсутствие в немецком законодательстве конкретной статьи за преступления в этой сфере не означает, что деяние не влечет уголовной ответственности. Особенность законодательства ФРГ заключается в том, что каждая Земля (элемент государственного устройства) вправе осуществлять самостоятельное исчерпывающее уголовно-правовое регулирование. Поэтому если в УК ФРГ нет нормы, регулирующей законность регистрации земельных участков, то она может быть принята отдельным законом Земли.
Ряд деяний, отнесенных, например, в УК РФ к группе преступлений в рассматриваемой сфере, в ФРГ включен в группу имущественных преступлений. Причем многие из запретов, имеющихся в нашем уголовном кодексе, в немецком – отсутствуют.
Как показывает содержательный анализ нормативных правовых документов стран Запада, во многих из них уголовная ответственность в отношении должностных лиц за регистрацию незаконных сделок с земельными участками наступает в случае внесения ложных записей в поземельные книги или в другие регистрационные документы. Например, в соответствии с УК Франции подделка, совершенная в удостоверенном документе или в регистрационной книге, установленной государственной властью, рассматривается как должностное преступление и карается десятью годами тюремного заключения и штрафом в 1000 000 франков. Данное наказание увеличивается до пятнадцати лет заключения и штрафа в 15000 000 франков, если подделка или использование подделок осуществлены лицом, являющимся представителем государственной власти или выполняющим задание органов государственного аппарата, действующим в рамках выполнения своих служебных обязанностей
В особом ряду находится законодательство по регулированию земельных отношений Японии и Китая. Особенность исторического развития уголовной юстиции этих стран заключается в том, что она обособлена от правового влияния западных культур. Их составители руководствовались известным конфуцианским принципом: «Народ не должен знать законов, но лишь подчиняться им»
В японском законодательстве существуют как УК, так и специальные уголовные законы, уголовно-правовые нормы не уголовного законодательства, нормативные акты местного значения. Уголовно-правовые нормы не уголовного законодательства рассредоточены по различным отраслям права: конституционного, гражданского, административного, уголовно-исполнительного.
Несмотря на множество норм уголовно-правового характера, в УК Японии содержится лишь одна статья, которую косвенно можно применить к рассматриваемой проблеме – 235-II (Незаконный захват недвижимой собственности). Однако в ней установлена довольно строгая уголовная ответственность: «тот, кто незаконно захватил у другого лица его недвижимую собственность, наказывается лишением свободы с принудительным физическим трудом на срок до десяти лет»
Актуальным следует считать опыт стран СНГ и Балтии. Эти страны долгое время находились в едином правовом пространстве с Российской Федерацией, поэтому в новых социально-экономических условиях с регулированием земельного оборота они испытывают такие же трудности. Состав регистрации незаконных сделок с землей обусловлен общими нарушениями порядка оборота земельных участков. Их можно классифицировать как самостоятельные общественно опасные деяния, которые криминализированы такими поведенческими актами, как искажение данных Государственного земельного кадастра, занижение или завышение размеров платежей за землю, незаконное завладение чужим земельным участком, уничтожение или повреждение межевых знаков.
Например, в некоторых из стран СНГ непосредственно предусмотрена уголовная ответственность за должностные преступления в сфере регистрации незаконных сделок с землей. Такими государствами являются Азербайджан, Грузия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Эстония. Нет специальной нормы, регламентирующей ответственность за регистрацию незаконных сделок с землей, в уголовных кодексах Беларуси, Литвы, Молдовы, Узбекистане. Уголовная ответственность за подобные преступления там регламентируется в комплексе других статей по уголовно-правовой охране порядка оборота земельных участков. Например, за уничтожение или повреждение межевых знаков, самовольный захват земель.
В таких странах, как Армения, Латвия, Украина, уголовное законодательство вообще не имеет норм, определяющих признаки преступлений против порядка оборота земельных участков.
В части уголовно-правовой охраны порядка оборота земельных участков поучителен опыт Казахстана. Законодатели этого государства защиту общественных отношений, складывающихся в сфере оборота земельных участков, в УК определяют в трех статьях: 225-й «Регистрация незаконных сделок по природопользованию», 226-й «Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения» и 186-й «Нарушение вещных прав на землю» .