Файл: Регистрация незаконных сделок с землей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В них есть некоторые отличия от общепринятых в странах СНГ технико-юридических приемов формулирования состава регистрации незаконных сделок с землей. Например, казахстанский законодатель предусмотрел ответственность за регистрацию незаконных сделок с землей в составе общих правонарушений в сфере пользования природными ресурсами.

Кроме того, в ст. 186 УК Казахстана обозначен не только основной состав преступления, связанного с незаконным проникновением и завладением чужого земельного участка, но и даны его квалифицированные виды: незаконное проникновение на чужой земельный участок; незаконный захват чужого земельного участка; проникновение на чужой земельный участок, повлекшее причинение существенного вреда правам или охраняемым законом интересам граждан или организаций, либо охраняемым законом интересам общества или государства; проникновение, захват, совершенные с применением насилия либо с угрозой его применения; захват группой лиц; захват, сопровождающийся незаконным обыском; захват должностным лицом с использованием своего служебного положения.

Как видно, в понятие «нарушение вещных прав на землю» в законодательстве Казахстана включены два самостоятельных преступных деяния – незаконное проникновение на чужой земельный участок и незаконный захват чужого земельного участка. В обоих предусматривается широкий спектр наказания. Так, статья 186 определяет:

1. Незаконное проникновение на чужой земельный участок, повлекшее причинение существенного вреда правам или охраняемым законом интересам граждан или организаций, либо охраняемым законом интересам общества или государства, – наказывается штрафом в размере до ста месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо привлечением к общественным работам на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев;

2. То же деяние, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения, или группой лиц, или сопровождавшееся незаконным обыском, а равно незаконный захват чужого земельного участка – наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет;

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, – наказываются штрафом в размере от пятисот до восьмисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо арестом на срок от четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет».


По ст. 226 УК Казахстана наказывается принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения под угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно распространение сведений, которые могут причинить существенный вред правам и интересам потерпевшего или его близких, при отсутствии признаков вымогательства, ограничением свободы на срок до трех лет либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до ста месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.

По части 2 наказываются лица за то же деяние, если оно совершено: а) неоднократно; б) с применением насилия; в) организованной группой.

Санкция по части 2 ст. 226 УК Казахстана предусматривает наказание лишения свободы на срок от двух до шести лет с конфискацией имущества или без таковой.

Таким образом, проблема состава регистрации незаконных сделок с землей в уголовном законодательстве иностранных государств решается по-разному в соответствии с социально-экономическим развитием, устоями, системой права. При этом задача российского законодательства состоит в том, чтобы обобщить состав регистрации незаконных сделок с землей и регламентировать ответственность за противоправные деяния.

Глава 2. Юридический анализ состава преступления

2.1 Объект преступления

Общественная опасность данного преступления заключается в том, что при его совершении нарушается законный порядок оформления сделок с землей, при этом страдают права собственников земли и интересы государства.

Объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие законный порядок оформления сделок с землей. Дополнительным непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие интересы предпринимательской или иной деятельности и интересы государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Иными словами, объектом преступления являются общественные отношения в сфере учета земель и их оборота.

Некоторые исследователи придерживаются другой точки зрения и утверждают, что регистрация незаконных сделок с землей и иные деяния, указанные в ст. 170 УК РФ, влекут ответственность независимо от того, связаны ли эта сделка или иные деяния с предпринимательской или иной экономической деятельностью лиц, их совершивших. Если развивать данную идею, то можно прийти к выводу, что статья 170 помещена в главу 22 УК без необходимых для этого оснований. По существу это – должностное преступление, место которому в главе 30 УК РФ.



Предметом преступления является земля.

Общими признаками составов преступлений по статье 170 УК РФ являются:

  • совершение должностным лицом, то есть наличие специального субъекта;

  • прямой умысел, корыстная или иная личная заинтересованность;

  • использование своего служебного положения.

Состав преступления формальный, т.е. оно является оконченным независимо от наступления реальных вредных последствий. Квалифицирующие признаки отсутствуют.

Преступление, предусмотренное ст. 170 УК РФ, нечасто регистрируется компетентными органами, на что обращается внимание ряда ученых. При подробном изучении статистики данного деяния было выяснено, что с 1997 по 2005 год в России по ст. 170 УК РФ возбудили 106 уголовных дел в отношении 44 человек.. Причиной данного факта может являться латентность данного преступления, как следствие, неотражения его в уголовной статистике. Причиной высокой степени латентности преступления является прежде всего сама структура механизма незаконной регистрации сделок с землей, основанная на сложном механизме самого процесса регистрации сделок с землей, что создает сложности для выявления преступления и его доказывания.
В статье устанавливается ответственность за совершение специального должностного преступления и расширяются возможности уголовно-правовой охраны отношений по законному рациональному использованию и обороту земли (земельных участков), обеспечения законности деятельности государственного аппарата в сфере оборота земли как объекта собственности и одновременно ценного национального достояния.

Социально-поведенчески преступление состоит в служебных действиях должностных лиц, обычно на исполнительском уровне контролирующих сделки с землей, которые совершаются с использованием служебного положения и направлены на получение различных выгод как самим должностным лицом, так и участниками сделок. Для этого должностное лицо, регистрирующее незаконные сделки, искажает важнейшие учетные данные о земле, занижает плату за нее.

Общественная опасностьпреступления при этом состоит в возможном нарушении социальных и экономических интересов государства, усилении коррумпированности госаппарата, нарушении равенства граждан как участников правового оборота земельных участков. Кроме того, незаконные сделки с землей могут привести к возможному выведению земли из сельскохозяйственного оборота,
незаконной концентрации земли в одних руках, превращению ее в объект неправомерной спекуляции в экономическом смысле этого понятия, а также к возможному нарушению законных прав и интересов собственников и иных владельцев земельных участков.

2.2 Объективная сторона преступления

В результате регистрации незаконных сделок с землей происходит нарушение правил оборота или учета земельных участков. Данное преступление может выражаться в трех различных составах, отличаемых друг от друга по объективной стороне. Объективную сторону составляют три деяния: 

а) Регистрация заведомо незаконной сделки с земельным участком, т.е. придание сделке юридической силы без достаточных на то оснований.

Регистрация сделки с земельным участком осуществляется органами по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и одна из функций этих органов - проверка законности совершаемой сделки. Несоответствие сделки, предметом которой является земельный участок, требованиям законодательства представляет собой основание для отказа или приостановления ее государственной регистрации; 

Сделка признается незаконной, если она совершена с нарушением требований законодательства РФ (гражданского или земельного).

Под регистрацией незаконных сделок с землей понимается совершение действий, образующих процедуру регистрации и завершающихся внесением сведений о праве собственности на землю и иных правах, выдачей свидетельства о праве собственности на землю.

б) Искажение сведений государственного кадастра недвижимости, т..е. их несоответствие фактическим (реальным) качественным, количественным, правовым характеристикам земельного участка как объекта кадастрового учета. Обязанность по ведению государственного кадастрового учета возложена на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии; 

Под государственным кадастром недвижимости в ФЗ №221 "О государственном кадастре недвижимости" понимается систематизированный свод сведений об учтенном в соответствии с Законом недвижимом имуществе, а также сведений и о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных Законом сведений.


Под искажением сведений следует понимать внесение неверных сведений в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества относительно местоположения, размера, кадастровой стоимости и т.д. земельного участка.

в) Умышленное занижение размеров платежей за землю, т.е. размеров земельного налога или арендной платы. Под умышленным занижением платежей на землю понимается совершение действий, влекущих за собой уменьшение платежей на землю, их несоответствие установленным законодательством ставкам.

Согласно ст. 65 ЗК РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

2.3 Субъект преступления

Специальный субъект - это лицо, обладающее наряду с вменяемостью и возрастом уголовной ответственности также иными дополнительными признаками, указанными в законе или прямо вытекающими из него, ограничивающими круг лиц, которые могут нести ответственность за данное общественно опасное деяние

Субъект преступления специальный - должностное лицо (органов государственной власти или местного самоуправления), которое уполномочено совершать соответствующие действия.

Определение должностного лица содержится в п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ. При этом согласно примечанию данное определение распространяется только на статьи гл. 30 УК РФ "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления". Поэтому с позиции уголовного закона мы не имеем права распространять данное определение на ст. 170 УК РФ, так как она находится в другой главе УК РФ, а применение уголовного закона по аналогии не допускается.

Поскольку в УК РФ не содержится иного определения должностного лица, возникает пробел права, который необходимо устранить либо путем внесения в п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ изменений, которые позволят распространять определение должностного лица на весь УК РФ, либо путем дополнения ст. 170 УК РФ примечанием, содержащим определение должностного лица - субъекта регистрации незаконных сделок с землей. Поскольку должностные лица, которые имеют возможность совершить запрещенные ст. 170 УК РФ деяния, в силу своей компетенции обладают всеми признаками должностного лица, содержащимися в п.1 примечания к ст. 285 УК РФ, целесообразнее, на наш взгляд, распространить данное определение на весь УК РФ.