Файл: Росжелдор федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Ростовский государственный университет путей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 172
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Анализ системы бизнес-планирования и ее целей в логистике
1.2 Анализ системы интегрированного планирования
1.3 Анализ видов бизнес-планирования в логистических цепях поставок
2.1 Общая организационно – экономическая характеристика предприятия ООО Торговый Дом «РИФ»
2.2 Организация планирования ООО Торговый Дом «РИФ»
2.3 Оценка закупочной логистики в системе планирования на предприятии ООО Торговый Дом «РИФ»
3 Совершенствование системы бизнес планирования на ООО Торговый Дом «РИФ»
3.1 Оптимизация системы бизнес планирования предприятия
3.2 Внедрение элементов автоматизации планирования на ООО Торговый Дом «РИФ»
, что фирмы не просто приспосабливаются к динамичным изменениям в окружении, но и воздействуют на внешнюю среду, формируя спрос, моду, вкусы и предпочтения потребителей. Так же процесс принятия решения и управления передается непосредственно в производственные подразделения предприятия, которые руководствуются разработанной и согласованной стратегией.
Данный этап начался в конце двадцатого века в условиях международной экономический интеграции. В процессе территориального роста бизнеса стал возникать вопрос о минимизации (оптимизации) затрат. Экспертами было определено, что наиболее значимые затраты приходятся на логистику [28].
Развитие концепции логистики и принятие в деловую практику термина «цепь поставок» привели к смещению понятия конкуренции между предприятиями к конкуренции цепей поставок, что обуславливает необходимость совместного (интегрированного) планирования процесса перемещения материального, сервисного, информационного и финансового потоков от источника их возникновения до конечного потребителя.
Рисунок 1.1 – Этапы планирования
На основе данных о развитии бизнес планирования можно отметить, что:
Бизнес-планирование логистической деятельности – это метод прогнозирования работы на будущий период, путем проведения системного анализа ключевых факторов предприятия, а также определение стратегии, миссии, плана и логистических решений компании.
Планирование предполагает решение вопроса о том, каковы должны быть цели логистической организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. Иными словами – это подготовка сегодня к определению того, что требуется к завтрашнему дню и как этого добиться. План должен представлять социально-экономическую модель будущего состояния логистической организации.
План – это своего рода карта пути, которую должна пройти логистическая организация за конкретный период времени.
Планы в свою очередь подразделяются на:
1) Стратегические.
Стратегическое планирование (высший уровень) – это попытка взглянуть на долгосрочную перспективу, оценить тенденции, развивающиеся как внутри организации, так и во внешнем окружении.
Процесс стратегического планирования состоит из следующих фаз: оценка, постановка задачи, установление приоритетов и внедрения.
2) Тактические.
Тактическое планирование находится на среднем уровне управления, т. е. определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач в логистической системе.
3) Оперативные.
Являются основой для разработки логистической системы. В оперативных планах разрабатываются стандарты логистической деятельности, описание работ и т. п.; они вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей логистической организации.
После определения плана, организации необходимо создать логистические подразделения.
Логистические подразделения могут соединяться в единую службу логистики, которую в свою очередь принято делить на 6 основных функциональных групп, которые отвечают за:
Для построения логистической структуры предприятия также необходимо использование типовых оргструктур: с линейной организацией управления (прямые отношения между руководителем организации и его подчиненными), с линейным и функциональным управлением (отношения специалиста, который уполномочен выполнять ту или иную функцию в рамках всей организации и с другими ее членами), с матричной системой управления (проектная программа, одновременное подчинение руководителю своего отдела и руководителю организации), с дивизионной системой управления (многопрофильность организации, выделение крупных производственно-хозяйственных подразделений) и т. д. [25].
Главное условие при выборе структуры предприятия заключается в том, что каждая функциональная единица должна выполнять часть общей работы, т. к. каждая такая часть способствует достижению общей цели организации.
Рассмотрим сравнительную характеристику организационных структур в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Характеристика организационных структур
Продолжение таблицы 1.1
Если рассматривать типы организационных структур с точки зрения качества и эффективности управления, то можно выделить 2 типа структур:
– это структура управления, подразумевающая вертикальную форму контроля, представляет собой пирамидальную форму подчинения, каждый уровень которой подчиняется более высокому уровню (линейная, функциональная, дивизиональная структуры).
2) Органический
– это децентрализованная структура управления, способная к быстрым изменениям, внедрениям новых управленческих и производственных технологий (проектная, матричная структуры).
Структуру управления по типу принятия решений принято делить на централизованную и децентрализованную. [15]
Централизация – когда решения принимаются только на верхнем уровне.
Децентрализации – когда решения принимаются на нижестоящих уровнях.
Подробно рассмотрим отличия централизованного и децентрализованного принятия решений в таблице 1.2.
Таблица 1.2 — отличия централизации и децентрализации
Важную часть в бизнес-планировании логистической деятельности занимает контроль, который отвечает за функционирование организации по тем стандартам, которые были ей установлены, а также корректирующие меры, где это необходимо [17].
Существенный минус контроля – высокие затраты денежных средств и времени, в связи с этим происходит деление контроля на стратегический и тактический в зависимости от поставленных целей.
Главное отличие стратегического контроля от тактического заключается в том, что его принято использовать только при существенных изменениях в организации или через пять лет со времени последней стратегической оценки, в то время как цель тактического – это управление отклонениями от плана и необходимость принятия корректирующих мер для соблюдения его.
Основная цель бизнес-планирования – это оптимизация финансово-хозяйственной деятельности предприятия [24].
Представим цели бизнес-планирования на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 – Цели бизнес-планирования
Цели бизнес-планирования принято делить на внешние и внутренние:
Необходимо отметить, что самым главным преимуществом бизнес-планирования является комплексность подхода.
При бизнес-планировании предприятия в первую очередь нужно понимать каких принципов логистического управления придерживается организация [2].
Разработаны следующие принципы логистического управления:
Существует тенденция использования некоторых принципов управления одновременно, что означает системность подхода.
Системный подход, подразумевает под собой рассмотрение всех элементов логистической системы как взаимосвязанных и взаимодействующих для достижения единой цели управления.
Таблица 1.3 – Описание принципов логистического управления
-
Этап «интегрированное (совместное) планирование».
Данный этап начался в конце двадцатого века в условиях международной экономический интеграции. В процессе территориального роста бизнеса стал возникать вопрос о минимизации (оптимизации) затрат. Экспертами было определено, что наиболее значимые затраты приходятся на логистику [28].
Развитие концепции логистики и принятие в деловую практику термина «цепь поставок» привели к смещению понятия конкуренции между предприятиями к конкуренции цепей поставок, что обуславливает необходимость совместного (интегрированного) планирования процесса перемещения материального, сервисного, информационного и финансового потоков от источника их возникновения до конечного потребителя.
Рисунок 1.1 – Этапы планирования
На основе данных о развитии бизнес планирования можно отметить, что:
Бизнес-планирование логистической деятельности – это метод прогнозирования работы на будущий период, путем проведения системного анализа ключевых факторов предприятия, а также определение стратегии, миссии, плана и логистических решений компании.
Планирование предполагает решение вопроса о том, каковы должны быть цели логистической организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. Иными словами – это подготовка сегодня к определению того, что требуется к завтрашнему дню и как этого добиться. План должен представлять социально-экономическую модель будущего состояния логистической организации.
План – это своего рода карта пути, которую должна пройти логистическая организация за конкретный период времени.
Планы в свою очередь подразделяются на:
1) Стратегические.
Стратегическое планирование (высший уровень) – это попытка взглянуть на долгосрочную перспективу, оценить тенденции, развивающиеся как внутри организации, так и во внешнем окружении.
Процесс стратегического планирования состоит из следующих фаз: оценка, постановка задачи, установление приоритетов и внедрения.
2) Тактические.
Тактическое планирование находится на среднем уровне управления, т. е. определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач в логистической системе.
3) Оперативные.
Являются основой для разработки логистической системы. В оперативных планах разрабатываются стандарты логистической деятельности, описание работ и т. п.; они вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей логистической организации.
После определения плана, организации необходимо создать логистические подразделения.
Логистические подразделения могут соединяться в единую службу логистики, которую в свою очередь принято делить на 6 основных функциональных групп, которые отвечают за:
-
транспортировку; -
снабжение и закупки; -
производство; -
распределение и сбыт; -
складирование; -
информацию.
Для построения логистической структуры предприятия также необходимо использование типовых оргструктур: с линейной организацией управления (прямые отношения между руководителем организации и его подчиненными), с линейным и функциональным управлением (отношения специалиста, который уполномочен выполнять ту или иную функцию в рамках всей организации и с другими ее членами), с матричной системой управления (проектная программа, одновременное подчинение руководителю своего отдела и руководителю организации), с дивизионной системой управления (многопрофильность организации, выделение крупных производственно-хозяйственных подразделений) и т. д. [25].
Главное условие при выборе структуры предприятия заключается в том, что каждая функциональная единица должна выполнять часть общей работы, т. к. каждая такая часть способствует достижению общей цели организации.
Рассмотрим сравнительную характеристику организационных структур в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Характеристика организационных структур
Преимущества | Линейная организационная структура | Функциональная организационная структура | Матричная организационная структура | Дивизиональная организационная структура |
1 | 2 | 3 | 4 | |
- четкая система взаимодействия - явно выраженная ответственность - быстрая реакция на прямые указания - простота построения - высокая степень «прозрачности» деятельности | - снятие большой части нагрузки с высшего уровня управления - стимулирование развития неформальных связей на уровне структурных блоков - уменьшение потребностей специалистов широкого профиля - как следствие предыдущего плюса улучшение качества выпускаемой продукции | - лучшая ориентации на проектные или программные цел и спрос - развитие у работников навыков принятия решений - сокращается время реакции на нужды проекта или программные т.к. созданы горизонтальные коммуникации и единый центр принятия решений | - обеспечивает управление многопрофильными предприятиями с общей численностью сотрудников порядка сотен тысяч и территориально удаленными подразделениями - обеспечивает большую гибкость и более быструю реакцию на изменение в окружении предприятия по сравнению линейной и линейно-масштабной ЛС |
Продолжение таблицы 1.1
Недостатки | 1 | 2 | 3 | 4 |
- чрезмерная нагрузка на высший уровень управления - отсутствие вспомогательных служб - отсутствие возможности быстрого разрешения вопросов - высокая зависимость от личных качеств менеджеров любого уровня | - значительное усложнение связей внутри предприятия - появление большого кол-ва новых информационных каналов - появление возможности переноса ответственности за неудачи на сотрудников других подразделений - затруднение координации деятельности организации - появление тенденции к чрезмерной централизации | - трудность установления некой ответственности за работу по заданию подразделения и по заданию проекта или программы (следствие данного подчинения) - необходимость постоянного контроля за соотношением ресурсов, выделяемых подразделениями, программой или проектов - частые конфликтные ситуации между руководителями проектов или программ | - большое кол-во этажей управленческих вертикалей между рабочим и управляющим производством подразделения (3 и более уровня управления, между рабочими и руководством компании – 5 и более) - основные связи вертикальные, поэтому общие для иерархических структур недостатки – волокита, перегруженность управленцев, плохое взаимодействие при решении вопросов смежных для подразделений и т. д - дублирование функций на разных «этажах» и как следствие очень высокие затраты на содержание управленческой структуры. |
Если рассматривать типы организационных структур с точки зрения качества и эффективности управления, то можно выделить 2 типа структур:
-
Иерархический
– это структура управления, подразумевающая вертикальную форму контроля, представляет собой пирамидальную форму подчинения, каждый уровень которой подчиняется более высокому уровню (линейная, функциональная, дивизиональная структуры).
2) Органический
– это децентрализованная структура управления, способная к быстрым изменениям, внедрениям новых управленческих и производственных технологий (проектная, матричная структуры).
Структуру управления по типу принятия решений принято делить на централизованную и децентрализованную. [15]
Централизация – когда решения принимаются только на верхнем уровне.
Децентрализации – когда решения принимаются на нижестоящих уровнях.
Подробно рассмотрим отличия централизованного и децентрализованного принятия решений в таблице 1.2.
Таблица 1.2 — отличия централизации и децентрализации
Централизация | Децентрализация |
- низкая оперативность из-за протяженных линий коммуникации - ЛПР хорошо представляет работу всей организации, но плохо информирован о ситуации в низовых подразделениях - высокая согласованность принимаемых решений - ЛПР хорошо образованы, имеют высокую квалификацию, но могут не иметь узко специализированных знаний - низкая (отстранены от принятия решений) - устраняется дублирование - вводить единые правила проще | - оперативность выше т.к. линии коммуникации короче - ЛПР располагает неполной информацией об организации в целом, но хорошо информирован о ситуации в низовых подразделениях - слабая координация - ЛПР компетентны в своей узкой профессиональной области - высокая заинтересованность в результатах работы - часто имеет место дублирование функций менеджеров - сложно обеспечить унификацию правил и процедур работы всей организации |
Выбор высокой степени централизации: | Выбор высокой степени децентрализации: |
- сравнительно небольшие организация - стабильное производство, требующее тесной координации всех подразделений и стандартизованного подхода к работе | - разнообразное производство - нестабильные условия работы - большая территориальная разбросанность компании - большой размер |
*ЛПР – лицо принимающее решения |
Важную часть в бизнес-планировании логистической деятельности занимает контроль, который отвечает за функционирование организации по тем стандартам, которые были ей установлены, а также корректирующие меры, где это необходимо [17].
Существенный минус контроля – высокие затраты денежных средств и времени, в связи с этим происходит деление контроля на стратегический и тактический в зависимости от поставленных целей.
Главное отличие стратегического контроля от тактического заключается в том, что его принято использовать только при существенных изменениях в организации или через пять лет со времени последней стратегической оценки, в то время как цель тактического – это управление отклонениями от плана и необходимость принятия корректирующих мер для соблюдения его.
Основная цель бизнес-планирования – это оптимизация финансово-хозяйственной деятельности предприятия [24].
Представим цели бизнес-планирования на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 – Цели бизнес-планирования
Цели бизнес-планирования принято делить на внешние и внутренние:
-
внешние:
-
финансирование; -
представление развития компании; -
заключение партнерств.
-
внутренние:
-
фокусирование на проблеме; -
изменение плана действий; -
распределение обязанностей.
Необходимо отметить, что самым главным преимуществом бизнес-планирования является комплексность подхода.
При бизнес-планировании предприятия в первую очередь нужно понимать каких принципов логистического управления придерживается организация [2].
Разработаны следующие принципы логистического управления:
-
глобальной оптимизации; -
тотальных затрат; -
логистической интеграции (координации); -
моделирования и информационно-компьютерной поддержки; -
разработки необходимого комплекса подсистем; -
TQM; -
гуманизации технологических решений; -
устойчивости и адаптивности.
Существует тенденция использования некоторых принципов управления одновременно, что означает системность подхода.
Системный подход, подразумевает под собой рассмотрение всех элементов логистической системы как взаимосвязанных и взаимодействующих для достижения единой цели управления.
Таблица 1.3 – Описание принципов логистического управления
Принцип | Описание |
Глобальной оптимизации | - предполагает, что при оптимизации структуры или управления логистической системы необходимо согласование локальных целей функционирования элементов системы для достижения глобального оптимума. |
Тотальных затрат | - заключается в учете всей совокупности издержек управления материальными и сопутствующими финансовыми и информационными потоками по всей логистической цепи. |
Логистической интеграции (координации) | - предусматривает достижения согласованного, интегрального участия всех звеньев логистической системы от ее начала и до ее конца в управлении материальными, финансовыми и информационными потоками в процессе реализации цели системы |
Моделирования и информационно-компьютерной поддержки | - заключается в том, что при анализе, синтезе и оптимизации объектов и процессов в логистических системах и целях широко используются различные математические, экономико-математические, графические и другие модели. При этом обязательно применяется информационно-компьютерная поддержка. |
Разработки необходимого комплекса подсистем | - обеспечивает процесс логистического управления технической, экономической, экологической, организационной, правовой, кадровой и т.п. поддержкой. |
TQM (всеобщее управление качеством) | - обеспечение высокого качества работы каждого элемента логистической системы для достижения общего качества товаров и сервиса, поставляемых конечным потребителям. |
Гуманизации технологических решений | - направлен на соответствие логистической системы экологическим, эргономическим, социальным, этическим и другим требованиям. |
Устойчивости и адаптивности | - заключается в устойчивой работе логистической системы при допустимых отклонениях параметров и факторов внешней среды и гибком приспособлении при значительных колебаниях. |