Файл: Курсовая работа игра студентки заочной формы обучения с применением дистанционных.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На всех этапах воспитательно-образовательной и оздоровительной работы ДОУ совершенствовалась организация жизни детей в возрастных группах, основанием для которой и являлись исследования психологов, педагогов, социальных педагогов.

Организация жизни и деятельности в ДОУ, как считает Н.Г. Комратова, осуществляется согласно следующим принципам:

1. Совместный образ жизни детей в каждой возрастной груп­пе. На основании этого принципа предусматривается обеспечение одинаковых условий для всестороннего развития всех детей груп­пы.

2. Возрастной принцип комплектования групп определяет пре­бывание в каждой группе детей одного или двух возрастов и обес­печивает целенаправленность процесса воспитания и обучения, учитывая их возрастные особенности.

3. Создание материальной среды группы, необходимой для разносторонней деятельности и общения детей. [Комратова 2005: 131].

На основе этого принципа осуществляется оборудование помещений групп и благоустройство участков в соответствии с единством педагогических, гигиенических и эстетических требований. Просторные помещения разного назначения, стандартная мебель в соответствии с росто-возрастными нормативами, ее размещение, разнообразие пособий, материалом для игр и занятий предусматриваются для каждой возрастной группы с учетом возможностей детей и задач воспитателя.

4.Постоянство и возрастная обусловленность распорядка дня. Ритм основных процессов жизнедеятельности в раннем и дошкольном возрасте неодинаков. Различны и возможности детей в самоорганизации и поведении. Беспомощность, полное отсутствие способности произвольно управлять своим поведением у детей первой и второй групп раннего возраста вызывают необходимость при организации их жизни значительное время уделять уходу за каждым ребенком. Появляющаяся с возрастом самостоятельность, способность регулировать свое поведение в соответствии с усваиваемыми правилами сокращает время на основные процессы жизнедеятельности и способствует развитию активности детей. Умение самоорганизоваться при выполнении распорядка дня высвобождает больше времени на занятия, игры, труд. Своеобразие распорядка дня в каждой возрастной группе предполагает и общее – стабильность в последовательности режимных процессов.

Жизнь детей – это не только подготовка к предстоящей жиз­ни взрослых: период детства интересен разнообразной деятель­ностью, увлекающей детей и делающей ее радостной, обеспечива­ющей усвоение ими социального опыта.


5.Введение разных видов деятельности (игра, труд, учение): их место в распорядке дня, сочетание и чередование в соответст­вии с уровнем развития детей, роль в формировании личности ре­бенка.

В течение дня выделяется время игр, труда, учения. Их место в разных группах детского сада зависит от возрастных возможно­стей детей, от умения действовать индивидуально или группой, от умения общаться друг с другом. Также имеет значение постепен­ное увеличение длительности игровой и других видов деятель­ности.

6.Организация жизни детей в возрастных группах, направ­ленная на охрану их жизни и здоровья. На основе этого принципа в ДОУ выделяются помещения для возрастных групп, под­бирается мебель и оборудование, размещаются пособия и мате­риалы, приготавливается питание, вводится система закаливания и режим двигательной деятельности. В отношениях между воспи­тателями, нянями и детьми, а также между детьми преобладает спокойный, доброжелательный, оптимистический тон. Предупреж­даются и справедливо разрешаются конфликты, пресекаются нервные проявления детей [Комратова 2011: 131].

7.Соблюдение эстетических требований в организации жизни означает их использование не только при оборудовании помеще­ний, но и в самом педагогическом процессе.

Ведущая роль в организации и жизни детей в группах принад­лежит воспитателям. На основе календарного плана работы и в соответствии с программой, выбранной ДОУ для организации воспитания и обучения, они осуществляют эту работу. Основными средствами орга­низации жизни детей любого возраста являются игра, занятия, труд, двигательная деятельность, общение детей друг с другом, воспитателем, социальным педагогом.

Правильная организация жизни воспитывает у детей дисцип­линированность, приучает к активности и самостоятельности, без которых не бывает самоорганизации, поэтому требовательность следует сочетать со вниманием к ребенку.

Таким образом, дошкольное образовательное учреждение является основой для установления связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит первоначальное становление личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Но по разным причинам этот процесс социализации может проходить с отклонениями. Тогда мы говорим, что ребенок испытывает трудности в социализации. Причины могут быть разными: врождённые особенности характера (например, застенчивость), неблагоприятная обстановка в семье, неправильное воспитание и так далее.



Дошкольное образовательное учреждение должно помочь ребенку преодолеть трудности в социализации и организовывать процесс усвоения детьми дошкольного возраста ценностей, социальных норм и правил в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонента их жизнедеятельности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для достижения этого в дошкольном учреждении необходимо создать развивающую среду для насыщенного и безопасного жизнепроживания ребенка, сформировать представления о социальной действительности, эмоционально-ценностное отношение к ней, также необходимо включить ребенка в разнообразную деятельность и общение и на основе этого способствовать выработке творческой деятельности, закреплению знаний и формированию личностных качеств.

Ребенок начинает познавать мир с того, что близко, что доступно, с чем он непосредственно соприкасается, то есть с ближайшим социальным окружением, с которым он начинает взаимодействовать. Социальное воспитание и образование должно учитывать этот фактор. Необходимо опираться на то, что до пяти лет ребенок формирует представления о своем окружении. Его образование сводится к самоидентификации как члена семьи и выработке норм общения с взрослыми и своими товарищами. Содержание образования должно строиться на примере и имитации, включать в себя положительные и отрицательные образцы поведения. Основной канал познания организуется ребенком через игру.

Важно, чтобы учебно-воспитательный процесс полноценно охватывал и использовал принцип взаимодействия ДОУ и семьи для полноценной реализации процесса социализации на этом и последующем возрастном этапе. С пяти и до десяти лег познание ребенка сводиться к наблюдению явлений окружающего мира. В результате вырабатываются четкие образы форм жизни и деятельности человека, осознание того, что человек несет ответственность за свое поведение, может совмещать в себе выполнение нескольких социальных ролей [Галагузова 2008: 266].

В этот период ребенок должен научиться наблюдать, задавать вопросы и рассуждать. Данный вид познания еще не является системностью, а, скорее, нагромождением образов, которые уже возможно классифицировать в группы образов, отличающихся по строению (структуре) и деятельности (функциональности).

Интересно место и роль формирования представлений о социальной действительности как показатель успешности социализации ребенка (с учетом специфики и особенностей этого процесса у ребенка-дошкольника) в организованных формах – социального воспитания и образования.


Организация занятий в ДОУ осуществляется согласно возрастным особенностям ребенка. Занятия организуются различными методами и формами, которые заинтересовывают детей, развивают их способности и прививают навыки, которые нужны будут им в дальнейшем.

Для успешного выполнения намеченных задач педагог должен определить цель занятия и выразить уверенность, что дети справятся с заданием. В ходе выполнения работы он создает обстановку для активной и успешной деятельности детей, поддерживает необходимый темп, помогает преодолеть трудности и достичь результата.

Ведущая роль воспитателя на занятии обеспечивается плани­рованием, правильным отбором содержания и методов, тщательной подготовкой пособий и материалов. На занятиях применя­ются различные формы организации детей. В одних случаях до­школьники выполняют однотипные индивидуальные задания, в других –задание дается на подгруппу или на весь коллектив детей. Разные формы организации требуют определенной расста­новки столов и распределения детей с учетом их знаний и умений.

Организация коллективного выполнения задания, например, по аппликации, приучает детей к сотрудничеству, взаимопомощи, взаимоответственности. На занятиях используются разные мето­ды организации детей. Так, на физкультурных занятиях применя­ют фронтальный, групповой или индивидуальный метод. Порядок выполнения упражнений может быть одновременным или пооче­редным (поточный способ).

Проводимые занятия формируют у детей привычку выполнять задания точно, в соответствии с указаниями, данными воспитате­лем, бережно относиться к пособиям и материалам, которые ис­пользуются во время работы.

Общение занимает большое место в жизни детей. Организация жизни детей в группах, связанная с коллектив­ными формами деятельности, способствует развитию разных форм общения — и делового, и личностного. Дети вступают в разговоры, обмениваются впечатлениями, замыслами, обсуждают распреде­ление ролей, содержание игр, трудовые дела и т. д. Разносторон­нее общение детей с взрослыми.

При организации успешной социализации ребенка в дошкольном образовательном учреждении особая роль, как отмечалось ранее, отводится игре. В играх дети удовлетворяют свою потребность в деятельности и общении. В распорядке дня отводится время на сюжетно-ролевые игры, игры со строительным материалом, подвижные и дидактические игры и игры-инсценировки.


Используя игру как форму организации жизни детей, доби­ваться, чтобы жизнь детей в игре была интересна, содержательна, чтобы в ней крепли коллективистские формы поведения. Использовать различные формы объединения детей в игре – подгрупповые, групповые, создавая играющие коллективы, само­стоятельно планирующие совместную деятельность. В связи с этим следует отводить для игры время до завтрака и после него, после занятий на прогулках (дневной и вечерней), вечером до сна. Утром целесообразно создавать условия для игр, не требующих большой подвижности. Это игры индивидуальные или для небольшой группы детей. По содержанию это должны быть игры с дидактическими игрушками, настольно - печатные, сюжетно-ролевые игры.

Время на прогулках может быть использовано для организации подвижных игр, игр с при­родными материалами, строительно-конструктивных игр, не требующих сложного оборудова­ния.

Наиболее полноценно игра разворачивается в вечерний период, и важно создать условия для самых разнообразных игр: творческих, подвижных, дидактических.

Установление в режиме для специального времени для игр – важнейшее педагогическое ус­ловие существования игры как самостоятельной деятельности и использование её как формы организации детской жизни и средства воспитания в дошкольном образовательном учреждении.

В игре осуществляется практическое познание ребёнком окружающего мира. Процесс формирования знаний, их совершенствование не является мотивом игры или её целью. Ребёнок играет не ради приобретения или закрепления знаний – к игре его побуждают другие мотивы: желание действовать как взрослые, стремление к общению, к активным действиям, привлека­тельность игровой задачи, соревнование и т.д. Даже в дидактическую игру дети играют не ради того, чтобы научиться чему-нибудь. Совершенствование знаний, развитие познавательных способностей является сопутствующим процессом незаметным для ребёнка [Зябкина 2014: 24].

Следует учитывать, что игра связана с трудом. Один из видов труда детей – ручной труд – связан с игрой непо­средственно. Овладение детьми ручными навыками и умениями значительно повышает их самостоятельность в игре. В соответствии со своими замыслами дети могут не только подоб­рать готовые игрушки, но и изготовить недостающие из бумаги, картона, природного материа­ла. Связь игры и труда проявляется и в том, что дети поддерживают в порядке своё «игровое хозяйство».

Педагог в дошкольном образовательном