Файл: Курсовая работа игра студентки заочной формы обучения с применением дистанционных.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
учреждении должен уметь управлять игрой детей, использовать её в педагогической работе. Игра как вид деятельности направлена на познание ребёнком окружающего мира путём активного соучастия в труде и в повседневной жизни людей. В этом заключается цель игры, хотя, конечно, ни сам ребёнок, ни взрослые её намеренно не ставят. Эта цель сливается с мотивом игры, так как единственным побуждением, направляющим активность ребёнка на занятие игрой, является неудержимое стремление его к познанию и деятельному участию в жизни взрослых.
Средствами игры являются, во-первых, знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, переживаниях, выраженных образах, речи, переживаниях и действиях ребёнка. Во-вторых, способы действовать с определёнными предметами в определённых жизненных обстоятельствах. И, в-третьих, те нравственные оценки чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о пользе и вредных действиях людей.
Результатом игры являются более глубокие представления детей о жизни и деятельности взрослых людей, об их обязанностях, переживаниях, мыслях и отношениях. Результатом игры являются также формирующиеся в процессе игры чувства творчества, разнообразные познавательные интересы и умственные способности детей. В игре развиваются наблюдательность и память, внимание и мышление, творческое воображение и воля.
Для успешной социализации детей в дошкольном образовательном учреждении воспитателям необходимо больше играть с детьми, правильно подбирать игры и игрушки, грамотно руководить игрой.
Необходимо отметить, что ДОУ – это не замкнутое пространство, оно должно быть в тесной связи с семьей, социумом. Современное дошкольное учреждение не может успешно реализовать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. Кроме того, детский сад выступает в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства «ДОУ – семья – социум», способствующего качественной подготовке ребенка к дальнейшему обучению в школе, воспитанию, развитию его индивидуальных возможностей и оздоровлению.
Образовательное пространство «ДОУ – семья – социум» осуществляется в тесном взаимодействии всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. Семейное воспитание является приоритетным в социализации дошкольников, т.к. семья дает главное ребенку, интимно-личностную связь, единство с родными. Взаимосвязь семьи и ДОУ должна базироваться на сотрудничестве, взаимодействии, доверительности. Детский сад и семья должны стать единым пространством развития и воспитания ребенка.
Таким образом, дошкольное образовательное учреждение на современном этапе должно реализовывать социально-педагогическую деятельность с опорой на сотрудничество и взаимодействие с семьей воспитанников как важнейшего микрофактора для достижения полноценной социализации ребенка. В связи с этим, можно утверждать, что данное учреждение является важным институтом социализации детей дошкольного возраста.
2.2. Анализ опыта работы воспитателя с дошкольниками средствами игры и игрушки
Изучив теоретические основы игры и игрушки как факторов социализации детей дошкольного возраста в условиях ДОУ считаем необходимым перейти к анализу опыта работы воспитателя по социализации дошкольников средствами игры и игрушки на примере муниципального дошкольного образовательного учреждения « » г. Игра является основным видом деятельности ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. Сегодня как подтверждают исследования психологов и педагогов, дети мало играют в игры. Поэтому, чем раньше привлекать детей к играм, научить их играть в них, создать условия для игр, зависит их дальнейшее умение общаться со сверстниками и взрослыми, расширение кругозора, знания об окружающем мире, адаптация в любом коллективе.
Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.
МДОУ « » находится по адресу . Заведующая – . Педагогический коллектив работает по программе М.А. Васильевой, проводятся дополнительные занятия по английскому языку и хореографии. В МДОУ находится 120 детей – 6 групп.
Деятельность воспитателя очень разнообразна и требует приложения многих усилий, терпения и творчества. Организуя свою работу он направляет усилия на создание здорового, эмоционального, стабильного и благополучного микроклимата, как во взрослом, так и в детском коллективах, способствует гуманизации межличностных отношений (педагог – педагог, педагог – ребенок, ребенок – сверстник, ребенок – группа, ребенок – родитель), защищает права и интересы каждого ребенка, участвует в организации досуга и отдыха детей, помогает раскрыться способностям каждого воспитанника, создает условия для индивидуального и социального развития дошкольников
, изучает проблемы, возникающие в жизни дошкольников, педагогов и родителей, помогает преодолевать трудности.
Рассмотрим основные направления воспитателя в МДОУ « » ими являются:
Воспитатель МДОУ « » осуществляет свою профессиональную деятельность в соответствии с международными, федеральными, региональными и муниципальными нормативными актами, и планом работы, утвержденным администрацией ежегодно.
Одной из основных целей воспитателя МДОУ « » - способствовать успешной социализации ребенка в том числе посредством игры и игрушки. Учитывая, что игра является ведущей деятельностью дошкольника, воспитатель помогает детям в накапливании опыта положительных поступков и доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым.
Во время проведения дидактической игры важно поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей. Дидактические игры кратковременны (10-20 минут), и важно, чтобы все это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.
Руководство дидактическими играми в разных возрастных группах имеет некоторые особенности. В младших группах воспитатель сам играет с детьми, объясняя им правила игры, он сам первый узнает предмет на ощупь, описывает картинку, игрушку и т.п. в старших группах дети сначала должны уяснить задачу дидактической игры и ее правила. При выполнении задания в дидактической игре игровой от них требуется полная самостоятельность.
Во многих дидактических играх для старших дошкольников присутствуют элементы соревнования, где кто-то проигрывает, а кто-то выигрывает. В результате это вызывает недовольство проигравших и бурный восторг выигравших. Такого допускать нельзя. Необходимо воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу во время игры и не в коем случае не допускать насмешек над проигравшими, бахвальства выигравших. Проигравшему ребенку нужно внушить веру в свои силы, дать возможность исправить ошибку. При таких ситуациях надо учить детей радоваться успехам товарища.
Воспитатель в руководстве дидактических игр в основном использует индивидуальный подход к детям. Исследуя индивидуальные особенности каждого ребенка и при выборе задания, одному дает загадку легче, другому сложнее, одному следует помогать наводящими вопросами, от другого требовать самостоятельного решения. Особого внимания требуют дети робкие, застенчивые. Иногда такой ребенок знает, как ответить, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Педагог помогает ему преодолеть робость, застенчивость, одобряет, хвалит за малейшую удачу, старается чаще его спрашивать, что приучить его выступать перед коллективом.
Рассмотрим организацию сюжетно-ролевых игр в различных возрастных группах.
Руководство и организация сюжетно-ролевых играми – один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Никто не может заранее предвидеть, что придумают дети, и как они будут вести себя в игре. Однако своеобразие детской деятельности требует от социального педагога и своеобразных приемов управления.
Сюжетно-ролевая игра зарождается в раннем возрасте. В связи с социальной ситуацией развития, сложившейся к этому возрасту, малышей интересует не столько выполняемые взрослыми действия, а, сколько используемые предметы (игрушки). Дети запоминают название предметов, узнают об их назначении, знакомятся со свойствами. В связи с этим игра маленьких детей называется сюжетно - отобразительной, в ней отображаются хорошо знакомые сюжеты, взятые из жизни.
Воспитатель, руководя игрой маленьких детей, ставит перед собой следующие задачи: организация развивающих, практических и проблемно-игровых ситуаций, обеспечивающих накопление личного опыта поведения; инсценировки с игрушками, сюжетно-дидактические игры, образные игры-имитации; согретые чувством любви и участия, разговоры с детьми.
Учитывая, что, ребенок в этом возрасте, с интересом включается в совместные дела с близким взрослым, с удовольствием повторяет его действия. Воспитатель строит взаимодействие так, чтобы малыш приобретал ценный опыт общения. Например, он может предложить ребенку: «Давай вместе сложим эти кубики в коробки. Твои кубики вот такие – желтые. Они будут цыплятками, а ты – курочкой. Позови цыпляток в свой домик: «Ко-ко-ко! Все сюда!»». Ребенок повторяет слова педагога и с удовольствием созывает «цыпляток в домик». Педагог продолжает: «А я своих деток в другой домик приглашу», складывает кубики и наблюдает за ребенком.
Действую в русле игровой ситуации, воспитатель направляет действия малыша: «Посмотри, не все твои цыплятки попали в домик. Я слышу, они пищат: «Пи-пи-пи! Где наш домик? Мы потерялись!»». Услышав слова взрослого, ребенок начинает внимательно рассматривать оставшиеся кубики, находит своих «цыплят» и отправляет их в коробку. Воспитатель с видимым интересом заглядывает в его коробку: «Все цыплятки собрались в домике. Но посмотри, им не очень удобно! Некоторые сбились в кучу, залезли друг на друга! Помоги им! Пусть всем будет так же свободно, как вот этим цыплятам» (показывает на ту часть коробки, где кубики лежат аккуратно). Ребенок спешит на помощь своим цыпляткам и старательно раскладывает желтые кубики.
Воспитатель с улыбкой хвалит ребенка: «Вот какая у нас мама-курочка заботливая, всех своих деток в домик пригласила и всех удобно разместила. Молодец! А теперь посмотри-ка в мой домик, как мои детки расположились. Удобно ли им?» Ребенок проверяет работу воспитателя. Он показывает, какие кубики лежат неправильно, и исправляет ошибки. После этого взрослый говорит: «Как хорошо мы с тобой поработали! Всем нашим деткам удобно в своих домиках. Вот какие мы с тобой молодцы!»
Такая организация совместной деятельности не только позволяет решить практический вопрос (научить ребенка правильно складывать кубики, дифференцировать их по цвету), но и дает пример доброжелательного общения ребенка со взрослым. Одновременно ребенок в естественной и непринужденной форме приобретает важный личный опыт: учится быть внимательным к словам и действиям взрослого, оценивать работу другого и помогать устранять недостатки. Доброжелательное отношение и поддержка педагога формируют уверенность ребенка и желание дальнейшего сотрудничества.
Однако не все дети на контакт со взрослым и умеют ставить игровые задачи (играть). В этом случае воспитатель помогает ребенку.
Средствами игры являются, во-первых, знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, переживаниях, выраженных образах, речи, переживаниях и действиях ребёнка. Во-вторых, способы действовать с определёнными предметами в определённых жизненных обстоятельствах. И, в-третьих, те нравственные оценки чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о пользе и вредных действиях людей.
Результатом игры являются более глубокие представления детей о жизни и деятельности взрослых людей, об их обязанностях, переживаниях, мыслях и отношениях. Результатом игры являются также формирующиеся в процессе игры чувства творчества, разнообразные познавательные интересы и умственные способности детей. В игре развиваются наблюдательность и память, внимание и мышление, творческое воображение и воля.
Для успешной социализации детей в дошкольном образовательном учреждении воспитателям необходимо больше играть с детьми, правильно подбирать игры и игрушки, грамотно руководить игрой.
Необходимо отметить, что ДОУ – это не замкнутое пространство, оно должно быть в тесной связи с семьей, социумом. Современное дошкольное учреждение не может успешно реализовать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. Кроме того, детский сад выступает в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства «ДОУ – семья – социум», способствующего качественной подготовке ребенка к дальнейшему обучению в школе, воспитанию, развитию его индивидуальных возможностей и оздоровлению.
Образовательное пространство «ДОУ – семья – социум» осуществляется в тесном взаимодействии всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. Семейное воспитание является приоритетным в социализации дошкольников, т.к. семья дает главное ребенку, интимно-личностную связь, единство с родными. Взаимосвязь семьи и ДОУ должна базироваться на сотрудничестве, взаимодействии, доверительности. Детский сад и семья должны стать единым пространством развития и воспитания ребенка.
Таким образом, дошкольное образовательное учреждение на современном этапе должно реализовывать социально-педагогическую деятельность с опорой на сотрудничество и взаимодействие с семьей воспитанников как важнейшего микрофактора для достижения полноценной социализации ребенка. В связи с этим, можно утверждать, что данное учреждение является важным институтом социализации детей дошкольного возраста.
2.2. Анализ опыта работы воспитателя с дошкольниками средствами игры и игрушки
Изучив теоретические основы игры и игрушки как факторов социализации детей дошкольного возраста в условиях ДОУ считаем необходимым перейти к анализу опыта работы воспитателя по социализации дошкольников средствами игры и игрушки на примере муниципального дошкольного образовательного учреждения « » г. Игра является основным видом деятельности ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. Сегодня как подтверждают исследования психологов и педагогов, дети мало играют в игры. Поэтому, чем раньше привлекать детей к играм, научить их играть в них, создать условия для игр, зависит их дальнейшее умение общаться со сверстниками и взрослыми, расширение кругозора, знания об окружающем мире, адаптация в любом коллективе.
Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.
МДОУ « » находится по адресу . Заведующая – . Педагогический коллектив работает по программе М.А. Васильевой, проводятся дополнительные занятия по английскому языку и хореографии. В МДОУ находится 120 детей – 6 групп.
Деятельность воспитателя очень разнообразна и требует приложения многих усилий, терпения и творчества. Организуя свою работу он направляет усилия на создание здорового, эмоционального, стабильного и благополучного микроклимата, как во взрослом, так и в детском коллективах, способствует гуманизации межличностных отношений (педагог – педагог, педагог – ребенок, ребенок – сверстник, ребенок – группа, ребенок – родитель), защищает права и интересы каждого ребенка, участвует в организации досуга и отдыха детей, помогает раскрыться способностям каждого воспитанника, создает условия для индивидуального и социального развития дошкольников
, изучает проблемы, возникающие в жизни дошкольников, педагогов и родителей, помогает преодолевать трудности.
Рассмотрим основные направления воспитателя в МДОУ « » ими являются:
-
образовательно – воспитательная – обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; содействие всех социальных институтов, учреждений физической культуры и спорта, средств массовой информации; -
организаторская – организация общественно ценной деятельности детей и взрослых, педагогов в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития реализации планов и программ; -
организационно - коммуникативная – включение в социально-педагогическую работу добровольных помощников, организацию совместного труда и отдыха, налаживание взаимодействия между различными социальными институтами в работе с детьми и их семьями; -
охранно – защитная – использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных; -
посредническая – заключается в осуществлении связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка; -
самообразовательная – повышение профессионального уровня и пополнение интеллектуального багажа.
Воспитатель МДОУ « » осуществляет свою профессиональную деятельность в соответствии с международными, федеральными, региональными и муниципальными нормативными актами, и планом работы, утвержденным администрацией ежегодно.
Одной из основных целей воспитателя МДОУ « » - способствовать успешной социализации ребенка в том числе посредством игры и игрушки. Учитывая, что игра является ведущей деятельностью дошкольника, воспитатель помогает детям в накапливании опыта положительных поступков и доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым.
Во время проведения дидактической игры важно поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей. Дидактические игры кратковременны (10-20 минут), и важно, чтобы все это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.
Руководство дидактическими играми в разных возрастных группах имеет некоторые особенности. В младших группах воспитатель сам играет с детьми, объясняя им правила игры, он сам первый узнает предмет на ощупь, описывает картинку, игрушку и т.п. в старших группах дети сначала должны уяснить задачу дидактической игры и ее правила. При выполнении задания в дидактической игре игровой от них требуется полная самостоятельность.
Во многих дидактических играх для старших дошкольников присутствуют элементы соревнования, где кто-то проигрывает, а кто-то выигрывает. В результате это вызывает недовольство проигравших и бурный восторг выигравших. Такого допускать нельзя. Необходимо воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу во время игры и не в коем случае не допускать насмешек над проигравшими, бахвальства выигравших. Проигравшему ребенку нужно внушить веру в свои силы, дать возможность исправить ошибку. При таких ситуациях надо учить детей радоваться успехам товарища.
Воспитатель в руководстве дидактических игр в основном использует индивидуальный подход к детям. Исследуя индивидуальные особенности каждого ребенка и при выборе задания, одному дает загадку легче, другому сложнее, одному следует помогать наводящими вопросами, от другого требовать самостоятельного решения. Особого внимания требуют дети робкие, застенчивые. Иногда такой ребенок знает, как ответить, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Педагог помогает ему преодолеть робость, застенчивость, одобряет, хвалит за малейшую удачу, старается чаще его спрашивать, что приучить его выступать перед коллективом.
Рассмотрим организацию сюжетно-ролевых игр в различных возрастных группах.
Руководство и организация сюжетно-ролевых играми – один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Никто не может заранее предвидеть, что придумают дети, и как они будут вести себя в игре. Однако своеобразие детской деятельности требует от социального педагога и своеобразных приемов управления.
Сюжетно-ролевая игра зарождается в раннем возрасте. В связи с социальной ситуацией развития, сложившейся к этому возрасту, малышей интересует не столько выполняемые взрослыми действия, а, сколько используемые предметы (игрушки). Дети запоминают название предметов, узнают об их назначении, знакомятся со свойствами. В связи с этим игра маленьких детей называется сюжетно - отобразительной, в ней отображаются хорошо знакомые сюжеты, взятые из жизни.
Воспитатель, руководя игрой маленьких детей, ставит перед собой следующие задачи: организация развивающих, практических и проблемно-игровых ситуаций, обеспечивающих накопление личного опыта поведения; инсценировки с игрушками, сюжетно-дидактические игры, образные игры-имитации; согретые чувством любви и участия, разговоры с детьми.
Учитывая, что, ребенок в этом возрасте, с интересом включается в совместные дела с близким взрослым, с удовольствием повторяет его действия. Воспитатель строит взаимодействие так, чтобы малыш приобретал ценный опыт общения. Например, он может предложить ребенку: «Давай вместе сложим эти кубики в коробки. Твои кубики вот такие – желтые. Они будут цыплятками, а ты – курочкой. Позови цыпляток в свой домик: «Ко-ко-ко! Все сюда!»». Ребенок повторяет слова педагога и с удовольствием созывает «цыпляток в домик». Педагог продолжает: «А я своих деток в другой домик приглашу», складывает кубики и наблюдает за ребенком.
Действую в русле игровой ситуации, воспитатель направляет действия малыша: «Посмотри, не все твои цыплятки попали в домик. Я слышу, они пищат: «Пи-пи-пи! Где наш домик? Мы потерялись!»». Услышав слова взрослого, ребенок начинает внимательно рассматривать оставшиеся кубики, находит своих «цыплят» и отправляет их в коробку. Воспитатель с видимым интересом заглядывает в его коробку: «Все цыплятки собрались в домике. Но посмотри, им не очень удобно! Некоторые сбились в кучу, залезли друг на друга! Помоги им! Пусть всем будет так же свободно, как вот этим цыплятам» (показывает на ту часть коробки, где кубики лежат аккуратно). Ребенок спешит на помощь своим цыпляткам и старательно раскладывает желтые кубики.
Воспитатель с улыбкой хвалит ребенка: «Вот какая у нас мама-курочка заботливая, всех своих деток в домик пригласила и всех удобно разместила. Молодец! А теперь посмотри-ка в мой домик, как мои детки расположились. Удобно ли им?» Ребенок проверяет работу воспитателя. Он показывает, какие кубики лежат неправильно, и исправляет ошибки. После этого взрослый говорит: «Как хорошо мы с тобой поработали! Всем нашим деткам удобно в своих домиках. Вот какие мы с тобой молодцы!»
Такая организация совместной деятельности не только позволяет решить практический вопрос (научить ребенка правильно складывать кубики, дифференцировать их по цвету), но и дает пример доброжелательного общения ребенка со взрослым. Одновременно ребенок в естественной и непринужденной форме приобретает важный личный опыт: учится быть внимательным к словам и действиям взрослого, оценивать работу другого и помогать устранять недостатки. Доброжелательное отношение и поддержка педагога формируют уверенность ребенка и желание дальнейшего сотрудничества.
Однако не все дети на контакт со взрослым и умеют ставить игровые задачи (играть). В этом случае воспитатель помогает ребенку.