Файл: 2. Перечислите особенности административного процесса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 171
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Период производства по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по гражданскому делу в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам включается в общую продолжительность судопроизводства в случае, если по результатам пересмотра судом принято определение (постановление).
Превышение общей продолжительности судопроизводства по гражданскому делу, равной трем годам, по уголовному делу, равной четырем годам, не всегда свидетельствует о нарушении права на судопроизводство в разумный срок, так же как и осуществление судопроизводства по гражданскому делу в срок менее трех лет, а по уголовному делу - в срок менее четырех лет с учетом обстоятельств дела может свидетельствовать о нарушении права на судопроизводство в разумный срок.
При рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок суды не вправе проверять законность и обоснованность принятых судебных актов по делу, с которым связаны основания заявления о присуждении компенсации.
Присуждаемая компенсация представляет собой денежное возмещение вреда, причиненного вследствие нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, выплачиваемое независимо от вины органа или должностного лица, причинивших этот вред.
Лицо, обратившееся в суд с заявлением о присуждении компенсации, не должно доказывать наличие этого вреда, поскольку в случае установления факта нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок причинение указанного вреда презюмируется.
По смыслу ч. 2 ст. 1 Закона о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок компенсация не присуждается, если длительность судопроизводства по делу или исполнения судебного акта вызвана исключительно действиями заявителя либо чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях обстоятельствами (непреодолимой силой).
По смыслу упомянутого Закона должен быть обеспечен индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В частности, размер указанной компенсации должен определяться с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о присуждении компенсации.
При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также учитывать практику ЕСПЧ, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим Судом за аналогичные нарушения (ч. 2 ст. 2 Закона о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок).
Особенности судебного решения по административному делу о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок
По результатам рассмотрения административного искового заявления о присуждении компенсации суд принимает решение, которое должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым КАС к решениям по административным делам.
Дополнительно к ним решение должно содержать в соответствии со ст. 259 КАС:
1) в мотивировочной части:
а) сведения о судебных актах, принятых по делу, о предмете спора, наименования судов, рассматривавших дело, сведения об общей продолжительности судопроизводства по делу, общей продолжительности применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество в ходе уголовного судопроизводства или об общей продолжительности исполнения судебного акта; б) обоснование размера компенсации и наименование органа, организации или должностного лица, на которых в соответствии с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации; в) мотивы, по которым присуждается компенсация, или мотивы, по которым отказано в ее присуждении;
2) в резолютивной части:
а) в случае отказа в присуждении компенсации - указание на это; б) в случае присуждения компенсации - указание на это и сведения о размере компенсации; наименование органа, организации или должностного лица, на которых в соответствии с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации; реквизиты банковского счета административного истца, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию; в) указание на распределение судебных расходов.
Копии решения суда в трехдневный срок со дня принятия решения в окончательной форме направляются административному истцу, в орган, организацию или должностному лицу, на которых в соответствии с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации, а также заинтересованным лицам.
В случаях, когда при разрешении дел о присуждении компенсации будут выявлены обстоятельства, способствовавшие нарушению права граждан и организаций на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, суды вправе обращать внимание соответствующих органа, организации или должностного лица на указанные обстоятельства и необходимость принятия мер для их устранения (в связи с чем суд выносит частное определение).
Решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. В случае неисполнения этого решения в разумный срок заявитель также вправе подать заявление о присуждении компенсации.
Исполнительный лист, выданный на основании решения суда о присуждении компенсации, подлежит направлению на исполнение судом в пятидневный срок со дня принятия решения независимо от просьбы взыскателя. При этом исполнение судебного акта производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (ст. 319 АПК). Для направления исполнительного листа заявление или ходатайство взыскателя об этом не требуется.
Порядок обжалования решения о присуждении компенсации зависит от суда, рассмотревшего административное исковое заявление по первой инстанции (ст. 260, 261 КАС).
Решение ВС РФ по административному делу о присуждении компенсации может быть обжаловано в апелляционном и надзорном порядке.
Решение суда общей юрисдикции, окружного (флотского) суда по административному делу о присуждении компенсации может быть обжаловано в апелляционном, кассационном и надзорном порядке.
Решение арбитражного суда округа обжалуется в кассационном порядке в тот же суд. Кассационные жалобы на данные решения рассматриваются в порядке кассационного производства в ином составе судей (ч. 2 ст. 274 АПК).
Решение Суда по интеллектуальным правам обжалуется в Президиум этого Суда
27. Охарактеризуйте административно-юрисдикционный процесс: понятие, черты и виды.
Понятие, виды, характерные черты и отличия административно-юрисдикционного процесса |
Понятие |
Административно-юрисдикционный процесс— это административно-процессуальная деятельность, осуществляемая во внесудебном либо судебном порядке с целью рассмотрения и разрешения административно-правовых споров и применения административно-принудительных мер13. |
Отличие административно-юрисдикционного процесса от административно-процедурного процесса |
Административно-юрисдикционныйпроцесс имеет своей целью не позитивное управленческое регулирование, а разрешение спорной ситуации либо применение санкций, связанное либо с негативными последствиями для одной из сторон спора, либо с применением в отношении субъекта мер административной ответственности, других принудительных мер. |
Обстоятельства применения |
|
Административно-правовой спор |
Понятие |
Административно-правовой спор— спор, возникший из правоотношений, урегулированных нормами административного права, — может иметь место в различных ситуациях. |
Особенности |
Спор возникает в ситуациях, когда гражданин или организация обжалуют нормативный правовой акт либо действие (бездействие) или решение органа государственного управления. |
Споры разрешаются в судебном и во внесудебном порядке. |
Результатом разрешения споров является удовлетворение жалобы и, следовательно, признание действия (решения) незаконными с вытекающими из такого решения последствиями в виде отмены нормативно го правового акта, решения органа государственного управления, совершения восстановительных мероприятий, компенсирования причиненного вреда и т.д. |
Спор возможен в ситуации выяснения конституционности нормативного правового акта, являющегося источником административного права, а также в ситуации выявления объема компетенции федеральных и региональных органов исполнительной власти. Такие споры рассматривает Конституционный Суд РФ. |
Споры могут возникать по инициативе органов государственного управления между собой с применением согласительных процедур, создания специальных согласительных органов. Такого рода споры разрешаются внутри системы государственного управления, поскольку инициированные органами государственного управления споры с гражданами и организациями разрешаются в порядке гражданского судопроизводства. |
Характерные черты административно-юрисдикционного процесса |
|
Виды административно-юрисдикционных производств |
Исполнительное производство |
Исполнительное производство— это деятельность по принудительному исполнению судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий. |
Дисциплинарное производство |
|
Производство по жалобам |
Виды производств по жалобам |
|
Обязанности государственных органов и должностных лиц при рассмотрении жалоб |
|
Срок рассмотрения жалобы |
|
Виды мер административного принуждения их классификация и содержание
Меры административного принуждения весьма многочисленны и разнообразны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения, что создает объективные предпосылки для их классификации.
Наиболее распространено деление мер административного принуждения на три группы:
-
- административно-предупредительные меры, -
- меры административного пресечения, -
- меры административной ответственности (взыскания).
Можно выделить еще меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Однако они самостоятельного юридического значения не имеют, так как поглощаются тремя названными видами мер административного принуждения (например, административное задержание).
Отдельные авторы выделяют административно-восстановительные меры, применяемые с целью возмещения причиненного ущерба и восстановления прежнего положения дел. Однако, эта позиция также дискуссионна.
Административно-предупредительные меры – способы и средства, направленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов, предприятий и организаций.
Основания применения административно-предупредительных мер: наступление особых условий как связанных, так и не связанных с действием человека (несчастные случаи, стихийные бедствия и т.д.).
Цель применения: предупреждение правонарушений в сфере государственного управления, предотвращение обстоятельств, угрожающих общественной безопасности.
Несмотря на ярко выраженный профилактический характер, меры подобного рода осуществляются в принудительном порядке, т.е. в процессе односторонней реализации юридически-властных полномочий компетентных исполнительных органов (должностных лиц). Выражаются они, как правило, в виде определенных ограничений и запретов, что достаточно показательно характеризует их принудительную природу.
Административно-предупредительные меры не связаны с совершением правонарушений. Они их предотвращают и, в этом смысле, предшествуют применению иных мер принуждения, направленных против виновных в совершении административных правонарушений.
Меры такого рода многообразны, применяются в различных областях общественной жизни и различными субъектами с компетенцией контрольно-надзорного характера (специальные государственные инспекции и т.п.) В основном они носят отраслевой (ведомственный) профиль, но могут осуществляться и органами с общей управленческой компетенцией.
Говоря об общности всех административно-предупредительных мер, нельзя не заметить различий между ними по их непосредственному назначению и характеру правоограничений. По данному критерию можно выделить четыре группы административно-предупредительных мер:
-
меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных, а также тяжких последствий (введение карантина и т.д.); -
меры, направленные на предупреждение правонарушений, причем не только административных проступков, но и преступлений (таможенный досмотр и т.д.); -
меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими обязанностей (постановка на специальный учет и т.д.); -
лечебно-предупредительные меры (ограничение действий и лечение инфекционных больных, наркоманов и т.д.).
Наиболее типичными являются следующие административно-предупредительные меры:
-
- проверка документов; -
- прекращение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности; -
- регистрация транспортных средств, регистрация и перерегистрация оружия; -
- надзор за техническим состоянием транспортных средств; -
- досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов; -
- постановка на специальный учет; -
- надзор за соблюдением правил дорожного движения; -
- надзор за соблюдением правил пожарной безопасности; -
- вызов для регистрации и официального предостережения; -
- посещение и осмотр подконтрольных объектов; -
- выселение из домов, грозящих обвалом; -
- введение карантина (при эпидемиях и эпизоотиях); -
- реквизиция имущества; -
- закрытие участков государственной границы и т.д.
Неподчинение лиц или невыполнение ими определенных требований, предъявляемых при проведении названных мер административного принуждения влечет различные правовые последствия.
Меры административного пресечения – способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправных действий и предотвращения наступления общественно опасных последствий.
Суть подобных мер состоит в принудительном прекращении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок.