Файл: 2. Перечислите особенности административного процесса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 169

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Часть 1 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ содержит положение о том, что административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

Часть 2 статьи 3 ФЗ № 64-ФЗ предусматривает, что в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, за исключением случая, предусмотренного ч. 2.1 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ

Часть 2.1 статьи 3 ФЗ № 64-ФЗ определяет, что административный надзор устанавливается судом в отношении лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ.

Часть 3. статьи 3 ФЗ № 64-ФЗ предусматривает, что в отношении указанного в ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ лица административный надзор устанавливается, если: 1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; 2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.


В отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:

1) запрещение пребывания в определенных местах;

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации (установление данного ограничения, в отличие от других из вышеназванных, является обязательным).

Административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя.

Срок административного надзора устанавливается для каждой из категорий поднадзорных лиц в отдельности в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ.

Административный надзор может быть продлен судом в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

Сформулируйте определение понятия исполнительное производство . Охарактеризуйте правовое регулирование и специфические особенности административно-процессуального исполнительного производства.

Исполнительное производство — это деятельность судебных приставов-исполнителей и других участников правоотношений, складывающихся в процессе реализации судебных исполнительных листов и иных исполнительных документов, указанных в ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» посредством государственного принуждения и осуществляемая в целях защиты нарушенных прав, свобод и з Под целями исполнительного производства понимается защита нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Данные цели аналогичны тем, которые стоят перед гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным судопроизводством (ст. 2 ГПК РФ, ст. 2 АПК РФ).


Для наиболее эффективного достижения указанных целей законодательство об исполнительном производстве ставит задачи, которые объединены в ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и сводятся к следующим положениям:

  • правильному исполнению судебных и иных актов, предусмотренных действующим законодательством;

  • своевременному исполнению судебных и иных актов, предусмотренных действующим законодательством.

Правильное исполнение заключается в исполнении судебных и иных актов в строгом соответствии с законодательством об исполнительном производстве, с соблюдением прав не только граждан и организаций, являющихся сторонами исполнительного производства, но и иных заинтересованных лиц.аконных интересов граждан и организаций.

Основным нормативным правовым актом, детально регулирующим всю процедуру принудительного исполнения службой судебных приставов судебных и иных актов, а также порядок исполнения исполнительных документов другими органами (банками, лицами, выплачивающими должнику- гражданину периодические платежи, и др.), является Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Среди других федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, законодателем не случайно выделен Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах».

Данный Федеральный закон определяет задачи судебных приставов, их правовой статус, основы организации деятельности службы судебных приставов, права и обязанности судебных приставов, гарантии их правовой и социальной защиты и др

К источникам исполнительного производства относятся нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ, в частности: Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 980 «О передаче функций Федерального долгового центра при Правительстве Российской Федерации Российскому фонду федерального имущества»; Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» и др.

Характерной особенностью рассматриваемого вида административного производства является основной субъект исполнительных правоотношений - орган принудительного исполнения. Статья 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» возлагает обязанность принудительного исполнения на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Таким образом, органами принудительного исполнения судебных актов и актов других органов являются Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации, службы судебных приставов субъектов Российской Федерации и их территориальные подразделения.


31. Проанализируйте основные меры принудительного исполнения в Российской федерации

Мерами принудительного исполнения являются:

  • обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;

  • обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;

  • обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату;

  • изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных федеральным законом случаях;

  • наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;

  • обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены ФЗИП;

  • совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае если это действие может быть совершено без личного участия должника;

  • принудительное вселение взыскателя в жилое помещение;

  • принудительное выселение должника из жилого помещения;

  • принудительное освобождение нежилого помещения от пребывания в нем должника и его имущества;

  • принудительное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства;

  • принудительное освобождение земельного участка от присутствия на нем должника и его имущества.

Возможно также применение иных действий, предусмотренных
федеральным законом или исполнительным документом, поскольку круг их не ограничен законом.

При характеристике мер принудительного исполнения важно обратить внимание на следующее. Во-первых, перечисленные меры являются, образно говоря, основными видами резолютивных частей исполнительных листов и других принудительно исполняемых актов. В частности, перечисленные в ст. 68 ФЗИП меры принудительного исполнения совпадают с особенностями резолютивных частей решений судов общей юрисдикции (ст. ст. 205 - 207 ГПК) и арбитражных судов (ст. ст. 171 - 175 АПК). Указанные в ст. 68 ФЗИП меры могут применяться при осуществлении исполнительных действий в отношении должника как самостоятельно, так и в совокупности. Например, первоначально взыскание обращалось на денежные средства должника, но в связи с их недостатком возникла необходимость в обращении взыскания на принадлежащее должнику имущество.

Во-вторых, круг мер принудительного исполнения не является закрытым и судебным приставом-исполнителем могут применяться иные меры в соответствии с федеральным законом или исполнительным документом.

В частности, указание на меры принудительного исполнения содержатся не только в ст. 68 ФЗИП. Например, согласно ч. 6 ст. 69 ФЗИП, если должник имеет имущество, принадлежащее ему на праве общей собственности, то взыскание обращается на долю должника, определяемую в соответствии с федеральным законом. В ч. 3 ст. 74 ФЗИП предусмотрено, что при недостаточности у должника иного имущества для исполнения содержащихся в исполнительном документе требований взыскание на долю должника в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, долю должника в складочном капитале полного товарищества, товарищества на вере (коммандитного товарищества), пай должника в производственном кооперативе (артели) обращается на основании судебного акта.

Практика современного исполнительного производства показывает, что особенности различных исполнительных документов требуют больших усилий и поиска путей для их своевременного и полного исполнения. Вместе с тем применение иных мер принудительного исполнения должно соответствовать федеральному закону, что ограничивает усмотрение судебного пристава-исполнителя. Например, по конкретному делу было возбуждено исполнительное производство о взыскании долга. Постановлением судебного пристава-исполнителя был установлен запрет должнику на распоряжение, перевод (переоформление) лицензии на право пользования недрами, а также запрещено регистрировать переход (переоформление) лицензии. Арбитражный суд отменил данное постановление, поскольку лицензия на недропользование не является объектом исполнительного производства.