Файл: 2. Перечислите особенности административного процесса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 258
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Правоспособность — это установленная законом возможность субъекта иметь права и нести юридические обязанности. Различают общую и специальную правоспособность. Будучи специфичной для каждой отрасли права, правоспособность означает реальную возможность субъекта действовать в юридическом смысле, иметь гарантированную защиту со стороны государства.
Дееспособность — это установленная в законе возможность субъекта своими действиями осуществлять предоставленные права и юридические обязанности.
Система субъектов административного права и их классификация
В науке отечественного административного права существуют различные взгляды на систему субъектов административного права и административного процесса.
Так, в широком смысле в административном праве субъектами правоотношения можно считать двух категорий участников: физические лица и юридические лица.
В первом случае — граждане всех категорий (Российской Федерации и иностранные). А при дифференцировании они увеличатся по многим признакам (скажем, как специальные субъекты — должностные лица, иностранные граждане, дети-несовершеннолетние, по профессиональным признакам, инвалиды и т.д.).
Во втором случае — юридические лица. Сюда относятся государственные и не государственные организации (микропредприятия), различные акционерные общества, общественные и политические организации и т.д.
Эти субъекты являются прежде всего участниками материальных административно-правовых отношений. Они же участвуют и в процессуальных административно-правовых отношениях. Однако одной из особенностей административно-процессуальных отношений является то, что в них могут участвовать и некоторые субъекты, которые, по общему правилу, в административно-правовых материальных отношениях не участвуют, например мировой судья. Обращает на себя внимание определенная универсальность субъектов административно-процессуальных правоотношений по сравнению, например, с субъектами гражданско-процессуальных и уголовно-процессуальных отношений, обладающих в известной мере ограниченным субъектным составом. Как известно, независимо от содержания гражданского процессуального правоотношения его непременным участником является суд.
Наиболее удачной представляется классификация субъектов административного права, предложенная Д.Н. Бахрахом. Он считает, что в административном праве следует различать две группы субъектов. Первую составляют индивидуальные субъекты, к которым относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Во вторую входят коллективные субъекты — организации, структурные подразделения организаций, трудовые и иные коллективы организаций; сложные организации.
Или же, по мнению авторов, в административном праве и процессе следует учитывать в обязательном порядке специальных субъектов, на которых (предписывают почти все нормы права) распространяются отдельные нормы и правила, или же им предоставляются дополнительные процессуальные права и обязанности.
С учетом изложенного система субъектов административного процесса может быть представлена в следующем виде.
-
Индивидуальные субъекты — граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства. -
Коллективные субъекты:
-
а) органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, внутренние подразделения этих органов; -
б) исполнительные органы местного самоуправления; -
в) предприятия и учреждения различных форм собственности; -
г) общественные объединения; -
д) государственные и муниципальные служащие, правомочные разрешать индивидуально-конкретные дела в сфере государственного управления; -
е) предусмотренные законом иные органы государственной власти и их представители.
-
3. Специальные субъекты:
-
а) лица, обладающие отдельными правовыми положениями и обязанностями; -
б) индивидуальные предприниматели; -
в) микропредприятия; -
г) дети и их законные представители (опекуны, попечители); -
д) иностранные граждане; и т.д.ъ
10. Сформулируйте определение понятия административное судопроизводство, назовите его виды.
Административное судопроизводство - это самостоятельный вид правосудия по рассмотрению и разрешению в особом процессуальном порядке административно-правовых споров между гражданами, организациями и органами публичной власти в целях защиты прав, свобод и законных интересов частных лиц от нарушений со стороны органов публичной власти.
Признаки административного судопроизводства:
-
В рамках административного судопроизводства рассматриваются и разрешаются споры граждан, организаций с органами власти. Наименование таких споров - административные дела. -
Основной функцией административного судопроизводства является судебный контроль за органами власти. При осуществлении административного судопроизводства суды проверяют на соответствие закону решения, акты, действия других органов власти, в отличие от гражданского и арбитражного процесса, где споры не связаны с деятельностью государственных органов или органов местного самоуправления и не затрагивают публичные интересы. -
Особый субъектный состав - частное лицо и субъект публичного права. В административном судопроизводстве это, с одной стороны, гражданин, организация, права которых нарушены, а с другой - орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностное лицо. -
Особый процессуальный порядок, позволяющий совместить частные и публичные интересы при соблюдении основных правил и принципов осуществления правосудия. -
Целью и основным назначением административного судопроизводства является защита прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц от незаконных действий, решений со стороны органов публичной администрации.
Виды административного судопроизводства: административное судопроизводство в арбитражных судах (в соответствии с нормами АПК РФ); административное судопроизводство в судах общей юрисдикции (в соответствии с нормами КоАП РФ).
11. Проанализируйте соотношение понятий административная юстиция, юрисдикция и судопроизводство.
Административная юстиция включает рассмотрение административных споров в особом (административном) порядке как судебными, так и внесудебными (квазисудебными) административно-юрисдикционными органами.
Административная юрисдикция — установленная законом совокупность правомочий судов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц по рассмотрению административно-правовых дел и исполнению принятых при рассмотрении дел решений.
Административное судопроизводство — не деятельность администрации, а вид судопроизводства по рассмотрению административных дел в особом порядке, регламентированном нормами административно-процессуального права. Отметим, что административное судопроизводство в арбитражных судах существует. Это свое судоустройство, специализация судей и особый процесс.
12. Раскройте подведомственность и подсудность административных дел в России.
Ст. 22.1 КоАП РФ дела об админ.правонарушениях могут быть рассмотрены:
-
судьями (мировыми судьями) -
комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав -
федеральными органами ИВ, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными гос.органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них ФЗ либо НПА Президента РФ или Правительства РФ; -
Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на него ФЗ -
органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы -
органами ИВ субъектов РФ в случае передачи им полномочий Федерации на осуществление гос.контроля и надзора, указанными в главе 23 КоАП РФ.
Дела об админ.правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:
-
мировыми судьями -
комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав -
уполномоченными органами и учреждениями органов ИВ субъектов РФ -
админ.комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми по законам субъектов РФ
Несмотря на то, что в перечнях органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об админ.правонарушениях, первыми названы судьи (мировые судьи), на сегодняшний день самое большое количество дел об админ.правонарушениях рассматривается органами ИВ. В разделе III КоАП РФ перечень органов ИВ с юрисдикционными полномочиями занимает более 80 позиций. В основном, это органы, осуществляющие контрольно-надзорные функции.
От имени федеральных органов ИВ, которые наделены правом осуществлять юрисдикцию по делам об админ.правонарушениях, эти дела рассматривают единолично уполномоченные на то должностные лица. Непосредственный перечень должностных лиц устанавливается в гл.23 КоАП РФ.
Вопрос о перечне должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об админ.правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, решаются законодателем субъекта РФ самостоятельно.
В КоАП РФ перечислен ряд дел, по которым установлена специальная территориальная подведомственность:
-
дело об админ.правонарушении, по которому было проведено админ.расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего расследование. -
дела об админ.правонарушениях несовершеннолетних, а также о некоторых иных нарушениях, непосредственно связанных с этой категорией лиц, рассматривается по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Такой подход можно обосновать необходимостью более углубленного выяснения личности несовершеннолетнего, изучения семейных, бытовых условий его жизни, поведения дома и в учебном заведении.
С учетом установленной в КоАП РФ предметной и территориальной подведомственности орган админ.юрисдикции принимает дело к своему производству либо обязан вынести определение о передаче дела по подведомственности. Нормы императивного характера (ст.29.4, 29.5), обязывающие передать дело по подведомственности, дают возможность избежать волокиты в рассмотрении дела и пропуска установленных давностных сроков.
При разграничении предметной подведомственности судей общей юрисдикции и арбитражных судов за основу должен быть взят критерий, объединяющий в себе содержательную и субъектную составляющую. В ситуациях, когда субъектом правонарушения по конкретным составам, перечисленным в абз. 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, выступает ЮЛ или ИП, дело подлежит рассмотрению судьями арбитражных судов.
В реальной жизни встречаются различные сочетания названных критериев, положенных в основу определения подсудности, что требуется учитывать в правоприменительной практике.
К числу органов, обладающих правом на рассмотрение дел об админ. правонарушениях, относятся комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 23.2 КоАП РФ). Общие задачи и функции комиссий определяются ФЗ № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав – в соответствии с КоАП РФ (ст. 23.2) основным органом, рассматривающим все дела об админ.правонарушениях, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет. Исключения:
дела об админ.правонарушениях несовершеннолетних в области дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ),
дела о правонарушениях, выразившихся в безбилетном проезде на транспорте (ст. 11.18), которые рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав только в том случае, если орган или должн. лицо, к которым поступило, передаст его на рассмотрение
К компетенции комиссий отнесено рассмотрение дел в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних:
-
за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей по содержанию, воспитанию и обучению детей (ст. 5.35) -
за вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции или одурманивающих веществ (ч. 2 ст. 6.10) -
за вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака (ст. 6.23) -
за нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, либо употребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст. 20.22).
Согласно ст. 2.3 КоАП РФ с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем админ. правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от АО с применением меры воздействия, предусмотренной ФЗ о за
Кроме судей и комиссий по делам несовершеннолетних полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях обладают еще более 80 видов органов ИВ. В основном, это органы, осуществляющие контрольно-надзорные функции. Каждому из этих видов органов в главе 23 КоАП РФ посвящена специальная статья, где определяется предметная подведомственность дел.
Для рассмотрения дел об админ.правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, в самих субъектах могут быть созданы админ.комиссии и иные коллегиальные органы. Подведомственность дел админ.комиссиям, пределы их полномочий и порядок образования субъекты РФ определяют самостоятельно. На федеральном уровне создание админ.комиссий КоАП не предусмотрено, а админ.комиссии исключены из перечня органов, рассматривающих дела по нормам Особенной части КоАП РФ.