Файл: 2. Перечислите особенности административного процесса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 252

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


производства по рассмотрению судом жалоб на действия и решения, нарушающие права и свободы граждан, урегулированного Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»;

производства по рассмотрению жалоб граждан Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, урегулированного Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации";

производства по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части, урегулированного главой 24 ГПК РФ;

производства по делам об оспаривании нормативных правовых актов, урегулированного главой 23 АПК РФ;

производства по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, урегулированного главой 24 АПК РФ.

Из перечисленных видов производств в структуру административного процесса могут быть включены только три вида производства: производство по рассмотрению жалоб граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, урегулированное Федеральным законом от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», производства по рассмотрению жалоб на действия и решения, нарушающие права и свободы граждан, урегулированного Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и производство по рассмотрению жалоб граждан Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.

Остальные виды производств, в рамках которых судом рассматриваются дела об обжаловании действий и решений, нарушающих права и свободы граждан и дела об оспаривании правовых актов государственного управления в настоящее время входят в структуру гражданского и арбитражного процесса.

Производство по жалобам, входящее в структуру административного процесса, опирается на конституционное право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции Российской Федерации).

Важно понять, что цели, преследуемые жалобой, существенно отличаются от целей
, достигаемых при рассмотрении иных видов обращений — предложений и заявлений граждан. В статье 4 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» четко установлено, что жалоба - это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Как справедливо отмечает В.Д. Сорокин «Жалоба — это письменное обращение гражданина или группы граждан, адресованное соответствующему органу исполнительной власти, местного самоуправления и должностному лицу и т.д. в сфере государственного управления либо соответствующему судебному органу, содержащее информацию о действительном или предполагаемом нарушении права гражданина (группы граждан), установленного действующим законодательством»100.

Административный иск - это письменное исковое заявление гражданина или юридического лица в судебные органы, обжалующее неправомерные решения органов государственной власти или их должностных лиц, рассматриваемое в соответствии с административно-процессуальным и гражданско-процессуальным или арбитражно-процессуальным законодательством.

Именно в самом определении жалобы раскрывается тот юридический результат, на достижение которого, в конечном счете, ориентировано производство по рассмотрению жалобы, - это восстановление или защита нарушенных прав гражданина.

Кроме того, важно отметить, что предложения и заявления граждан направляются в орган исполнительной власти, местного самоуправления, должностному лицу в пределах сферы государственного управления, т.е. непосредственно исполнителю. Жалобы граждан могут разрешаться как в административном, так и судебном порядке. При этом имеются в виду, что «административно-правовые жалобы» по своей юридической природе отличаются от кассационных жалоб на решения или приговоры судебных органов.

Административная жалоба может быть также подана по усмотрению гражданина в любой вышестоящий орган управления или вышестоящему руководителю, наделенным правом отмены решения. Жалоба может быть подана в Администрацию Президента, Правительство Российской Федерации, иные федеральные органы исполнительной власти.

Кроме того, жалоба может быть подана Уполномоченному по правам человека, который в соответствии с федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» наделяется особым статусом по рассмотрению жалоб. Он рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.



Необходимо отметить, что Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Жалоба должна быть подана Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

С учетом сложившихся в научной и учебной литературе взглядов на классификацию всех видов жалоб выделяются две разновидности:

административные, направленные субъектам публичной исполнительной власти и рассматриваемые во внесудебном — административном порядке;

судебные (административные иски), которые направляются в суд и рассматриваются в порядке гражданского, арбитражного, административного или конституционного судопроизводства.

Административная и судебная жалобы различаются не только адресатом, но и порядком рассмотрения.

Судебная жалоба гражданина на действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства с учетом особенностей, установленных Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 (в ред. 14 декабря 1995 г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Вместе с тем следует подчеркнуть, что административная жалоба подается субъекту административной власти и рассматривается в соответствии с нормами административного права, по результатам его рассмотрения принимается административный акт или дается ответ

В случаях установленных законом, например, Федеральными законами от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. 30 декабря 2008 г.) «О государственной гражданской службе», Налоговым кодексом и др. правовыми актами подача и рассмотрение специальных административных жалоб является обязательным условием для последующей подачи такой же жалобы в суд, если гражданин не согласен с решением по административной жалобе.


Административные жалобы можно условно, по порядку рассмотрения, поделить на общие и специальные

Общий порядок рассмотрения административных жалоб регламентирован Федеральным законом от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В статье 1 Закона четко закреплено, что право на обращение в органы государственной и муниципальной власти предоставлено не только гражданину России, но и иностранным гражданам и лицам без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Необходимо отметить, что одной из новаций приказа МВД России от 1 марта 2012 года №140, утвердившего административный регламент по приему, регистрации и рассмотрению сообщений о преступлениях и правонарушениях, является детальное регламентирование досудебного порядка обжалования решений и действий (бездействий) сотрудников ОВД по заявлениям граждан, этому посвящен 5 раздел регламента.

Кроме того, приказом МВД России от 13 августа 2012 года «Об утверждении порядка рассмотрения служебного спора в органах внутренних дел Российской Федерации» регламентированы процедуры обжалования сотрудниками полиции незаконных действий должностных лиц ОВД.

В отдельных случаях предусмотрен специальный порядок рассмотрения административной жалобы. Так, статья 1 упомянутого Федерального закона определяет, что установленный порядок рассмотрения обращений граждан распространяется все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами, а также международным договором Российской Федерации. Так, жалобы на действия и бездействие таможенных и налоговых органов рассматриваются в соответствии с Таможенным (глава 7) и Налоговым (Раздел VII) кодексами РФ. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении регламентируется гл. 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Законы субъектов Российской Федерации, подзаконные акты федеральных органов исполнительной власти, органов субъектов Российской Федерации могут устанавливать нормы, определяющие право на защиту интересов граждан. Жалобы как письменные обращения с процессуальной точки зрения подразделяются на: коллективные, анонимные, аналогичные, повторные, многократные, некорректные по содержанию или изложению.

Коллективная жалоба - это обращение
, подписанное двумя и более авторами, а также бесфамильное обращение, поступившее от имени администрации предприятия или общественной организации конкретного предприятия, учреждения (заведения);

Анонимная жалоба - это письменное обращение, в котором не указаны фамилия автора и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;

Аналогичная жалоба - это второе (и последующее) обращение гражданина по одному и тому же вопросу, при условии, что срок рассмотрения первого обращения ещё не истек;

Жалоба, некорректная по содержанию - это обращение в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, или обращения, некорректные по изложению, то есть лишенные логики и смысла, а также текст которых не поддается прочтению;

Повторная жалоба - это обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого обращения истек установленный законодательством срок рассмотрения или автор не согласен с принятым по его обращению решением. Не считаются повторными обращения одного и того же автора по разным вопросам.

Многократная жалоба - это обращение, содержащее вопрос, на который автору неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями и в котором не приводятся новые доводы или обстоятельства