Файл: 2. Перечислите особенности административного процесса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 167

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
37. Проанализируйте понятие, формы, содержание и виды жалоб.

жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов его либо других лиц.

все жалобы граждан следует поделить на два типа:

  • административные;

  • судебные.

Среди административных жалоб по правовым признакам различаются общая и специальная. Основания и порядок производства по специальным жалобам устанавливаются специальными нормами.

Право на общую административную жалобу сейчас фактически является абсолютным, неограниченным, неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может подать ее по любому значимому для него поводу.

Право на общую жалобу не ограничено по содержанию. Предмет жалобы — не только незаконные, но и нецелесообразные или аморальные деяния.

Предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законные интересы как самого гражданина, так и других лиц.

Гражданин вправе обратиться с жалобой к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему.

Подача общей административной жалобы не ограничена каким-либо сроком. В законе отсутствуют и количественные ограничения права на жалобу. По одному и тому же факту гражданин может обращаться много раз.

существует ряд ограничений для лиц:

1. Она должна быть изложена на государственном, т. е. русском, языке.

2. письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени и отчества и содержать, данные о месте его жительства, работы или учебы.

3. Наличие акта правосудия блокирует производство и по общей, и по специальной административной жалобе.

В числе специальных — жалобы: а) на действия и бездействие таможенных органов; б) на акты налоговых органов; в) на постановления по делам об административных правонарушениях; иные жалобы, в отношении которых федеральными законами установлен специальный порядок рассмотрения.

Специальные жалобы особенности:

1) наличие в федеральных законах специальных норми;

2) специальные основания для обжалования
;

3) четкое закрепление субъектов права на такую жалобу;

4) установление письменной формы и адресатов жалобы;

5) специальные сроки подачи жалоб;

6) процедурные особенности в производстве по конкретным видам жалоб.

38

для характеристики субъектного состава административно-процессуальных отношений, возникающих в ходе производства по делу об

административном правонарушении, в учебной литературе используются термины «участники производства», либо «субъекты производства». Для уяснения соотношения данных терминов и обоснованности их использования, как представляется, необходимо иметь в виду следующее.

Так, если производство по делам об административных правонарушениях рассматривать как специфическую совокупность правоотношений, то участником производства по делам об административных правонарушениях будет являться лицо, обладающее правосубъектностью, которая даёт ему возможность участвовать в определенных правоотношениях, урегулированных нормами административно-процессуального права, т. е. им может быть только субъект права.

В то же время, если рассматривать производство по делам об административных правонарушениях, как один из видов правоприменительной деятельности, то субъектом правоприменительной деятельности в данном случае будет выступать орган (должностное лицо), ведущий данное производство. Все другие лица, как заинтересованные, так и незаинтересованные в исходе дела, вовлекаемые в производство властной стороной, являются участниками данной правоприменительной деятельности. Именно поэтому законодатель закрепил административно-процессуальный статус участников производства в рамках отдельной главы (глава 25 КоАП РФ), а компетенцию субъектов правоприменительной деятельности в различных главах Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в зависимости от стадии производства и подведомственности дел.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что понятие «субъект производства» охватывает, прежде всего, органы и лиц, уполномоченных вести производство по делам об административных правонарушениях, а также участников, перечисленных в главе 25 КоАП РФ.

Поэтому следует поддержать мнение о том, что термин «Субъекты производства по делам, об административных правонарушениях» является обобщающим для двух групп субъектов:

должностных лиц (органов), представляющих властную сторону, ведущую производство
;

лиц, принимающих участие в производстве по делу.

Первая группа субъектов включает должностных лиц (органы), которые представляют властную сторону на каждой из стадий производства по делу об административных правонарушениях. Ключевую роль в производстве по делу играют должностные лица (органы) уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях по существу и выносить решение по делу, т. е. субъекты административной юрисдикции.

Так, в зависимости от того, дела об административных правонарушениях какой категории - установленные КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях - они рассматривают, выделяют две подсистемы субъектов данного производства: на федеральном уровне (пункты 1-7 части 1 статьи 22.1 КоАП РФ) и на уровне субъектов Российской Федерации (пункты 1 -6 части 2 статьи 22.1 КоАП РФ).

Указанные в статье 22.1 КоАП РФ властные субъекты производства (судьи, органы и должностные лица) в зависимости от их участия на различных стадиях рассматриваемого производства, вправе в пределах своих полномочий: применять меры обеспечения рассматриваемого производства (глава 27 КоАП РФ); возбуждать производство по делу и проводить по нему административное расследование (глава 28 КоАП РФ); собирать доказательства (глава 26 КоАП РФ); рассматривать и разрешать дела об административных правонарушениях по существу (главы 22-23, 29 КоАП РФ); пересматривать состоявшиеся решения на основании поступивших жалоб и протестов на постановление по делу об административном правонарушении (глава 30 КоАП РФ), либо обеспечивать исполнение вынесенных по делу постановлений (главы 31-32 КоАП РФ).

При этом следует заметить, что уполномоченные лица, ведущие производство по делу, действуют от имени и по поручению государственных органов обезличенно, их действия непосредственно для них личных прав и обязанностей не порождают, а их акты - это акты органа, полномочными представителями которого они являются.

Конкретный объем правомочий субъектов, ведущих производство, рассматривающих и разрешающих дела об административных правонарушениях установлен и закреплен в главах 22-23; 27-32 КоАП РФ.

Отметим, что наибольшим объемом полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях и назначению административных наказаний, обладают судьи судов общей юрисдикции и мировые судьи (статья 23.1 КоАП РФ). В отличие от других властных субъектов, судьи не заинтересованы в «улучшении» показателей административно-юрисдикционной деятельности, не ограничены ведомственными рамками и рассматривают дела о широком круге административных правонарушений, затрагивающих различные сферы государственной и общественной жизни.


Вторая группа представлена лицами, вовлекаемыми в производство (участвующими в нем), т. е. участниками производства.

Правовой статус участников производства по делам об административных правонарушениях определён в главе 25 КоАП РФ. Участниками производства по делам об административных правонарушениях являются субъекты, осуществляющие в установленном законом порядке и форме определённые процессуальные функции, конкретное содержание которых зависит от их места в производстве, а также от выполняемых ими задач и функций в нем.

С учетом сказанного, данную группу участников условно можно подразделить на следующие категории (подгруппы):

а) лица, интересы которых затрагиваются производством по делу об административном правонарушении - лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (статья 25.1 КоАП РФ) и потерпевший (статья 25.2 КоАП РФ), которыми в определенных случаях могут выступать как граждане, так и должностные и юридические лица;

б) лица, защищающие или представляющие интересы других лиц - законные представители физического лица (статья 25.3 КоАП РФ), законные представители юридического лица (статья 25.4 КоАП РФ), защитник и представитель (статья 25.5 КоАП РФ), уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей (статья 25.5.1 КоАП РФ);

в) лица, выполняющие процессуальные функции и содействующие осуществлению производства, выяснению объективной истины - свидетель (статья 25.6 КоАП РФ), понятой (статья 25.7 КоАП РФ), специалист (статья 25.8 КоАП РФ), эксперт (статья 25.9 КоАП РФ), переводчик (статья 25.10 КоАП РФ) - (судейская команда). Одни из них (свидетели, эксперты) сообщают данные полномочному органу или должностному лицу. Другие (переводчики, понятые, специалисты) - нужны для закрепления доказательств либо обеспечения необходимых условий административного производства;

г) лицо, обеспечивающее соблюдение законности как гражданами и юридическими лицами, так и должностными лицами, ведущими производство по делу и не имеющее при этом служебного интереса в деле - прокурор (статья 25.11 КоАП РФ).

Такова общая характеристика субъектов производства по делам об административных правонарушениях, которая позволит более последовательно и всесторонне раскрыть административно-процессуальное положение каждого из них в данном производстве, в следующих параграфах.


39

1. Общая характеристика стадий производства по делам об административных правонарушениях.

Стадия производства по делам об административных правонарушениях – это совокупность процессуальных действий, имеющих сравнительно самостоятельный характер и призванных решать свойственные только ей задачи. Одна стадия отличается от другой кругом участников производства, совершением разного вида действий, оформлением специальных процессуальных документов, подводящих итог деятельности на данном этапе.

В то же время, несмотря на самостоятельность каждой стадии, они подчинены решению общей задачи административного процесса. Стадии производства тесно связаны между собой: каждая последующая начинается только после завершения предыдущей; на новой стадии проверяется то, что было сделано ранее.

Производство по делам об административных правонарушениях состоит из четырех стадий:

  • - возбуждение дела;

  • - рассмотрение дела;

  • - пересмотр постановлений и решений;

  • - исполнение постановлений.

На первой стадии выявляются факт и обстоятельства совершения административного правонарушения, данные о виновном, составляется протокол. На второй происходит рассмотрение дела уполномоченным на то органом, выносится постановление. На третьей стадии, которая является факультативной, на основании жалобы лица или протеста прокурора пересматривается постановление и выносится решение о его изменении, отмене или оставлении в силе. На четвертой – принятое постановление исполняется. В законодательном порядке решены вопросы о распределении процессуальных функций между субъектами власти на каждой стадии производства: одни составляют протокол, другие рассматривают и выносят по нему постановление, третьи принимают решение по жалобе, четвертые исполняют постановление.

В случае упрощенного (ускоренного) производства по некоторым категориям дел, стадии производства не имеют своего четкого выражения, они практически сливаются. Так, при взыскании штрафа на месте соединяется расследование, рассмотрение дела и исполнение постановления. В данном случае все действия осуществляются одним должностным лицом.

Каждая стадия, в свою очередь, подразделяется на этапы, состоящие из взаимосвязанных действий. Систему стадий и этапов производства можно представить таким образом:

  1. Возбуждение дела: возбуждение дела; административное расследование; процессуальное оформление результатов расследования; направление протокола об административном правонарушении для рассмотрения по подведомственности.

  2. Рассмотрение дела: подготовка дела к рассмотрению, анализ и оценка обстоятельств дела, принятие постановления, объявление постановления.