Файл: Руководство по поиску топлива для ракеты мотивации вашего ребенка. Вы узнаете, где она прячется, по каким законам живет и, главное, как правильно с ней работать.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 526

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Объясните, что происходит на каждом уровне пирамиды, когда человек решает что‑то изменить. Приведите пример.

4. Как правильно управлять изменениями, исходя из этой модели?


Часть 9

Заключение, или Есть ли мотивация после совершеннолетия




9.1. Есть ли мотивация после 18 лет



Детство имеет самостоятельную ценность, но ценность эта лежит за его пределами. Помимо светлых воспоминаний, человек выносит из детства навыки и качества, которые он будет проявлять в своей взрослой жизни. Но эти навыки и качества ниоткуда не возьмутся, если их не развивать.

То же самое касается и мотивации. Работник, не имеющий мотивации, особо никому не нужен. Реализоваться без нее в какой‑либо области практически невозможно. Постарайтесь внушить своему ребенку, что все происходящее с ним сегодня будет иметь огромное значение в будущем. Он хочет достичь определенного результата и прилагает к этому массу усилий. Но наградой станут не кубок или медаль, а те качества, которые будут выработаны в процессе.

Ребенку трудно представить себе, что детство когда‑нибудь закончится. Заранее обозначьте эту важную веху – совершеннолетие. Скажите, что после 18 начнется его взрослая жизнь. А это значит, что с 18 лет всю ответственность за свои поступки и решения будет нести он сам.

И за свое финансовое положение – тоже.

Хорошо, если ребенок понимает, что родители его полностью содержат до 18 лет. Потом они лишь обеспечивают его самым необходимым, но не более того. То есть абсолютно все, в том числе мобильник с Интернетом, после 18 жизнь перестанет быть бесплатной.

Разумеется, ситуации бывают разные. Есть дети, мотивированные на учебу и развитие. Хорошо, если родители могут материально поддержать их, чтобы они не отвлекались на поиски дополнительного заработка. Однако встречаются и те, кто, окончив школу, продолжает сидеть на родительской шее. Такого ребенка лучше предупредить заранее, что после 18 лет жизнь перестанет быть бесплатной и будет зависеть только от него.

9.2. Как отметить совершеннолетие ребенка



Думаю, прозорливый читатель ответ на этот вопрос уже знает. Давайте проверим: подумайте и сформулируйте свой вариант.



Если хотите сделать ребенку хороший подарок, предложите ему самому выбрать формат праздника и организовать его. Это будет отличный проект, полезный опыт и символическое начало взрослой самостоятельной жизни. Может быть, он захочет отметить это событие с вами или решит пригласить друзей. Или это вообще будут два разных праздника. Подумайте, как бы вы отнеслись к каждому из названных вариантов.

9.3. Как долго ребенку жить в доме родителей после 18 лет



Мне знакомы случаи, когда дети, получив школьный аттестат, требовали себе год оплачиваемого отпуска. С точки зрения ребенка, это, возможно, не самая плохая идея. Но давайте посмотрим на ситуацию с практической точки зрения. Какие навыки и качества сможет развить в себе человек во время годового оплачиваемого отпуска и какие – за тот же год на новой работе? Что больше пригодится ему в жизни?

В идеале после достижения 18 лет ребенок должен жить самостоятельно. Если он остается с родителями, то логично, чтобы доля его нагрузки по дому была эквивалентна стоимости съема жилья или хотя бы близка к ней. Это, кстати, будет мотивировать его как можно скорее стать хозяином своей территории – там уж точно никто не будет требовать от него ежедневной влажной уборки.

Переезд из родительского дома – не наказание, а новый этап взросления. Именно так вы и должны это преподнести. Своеобразным мостиком во взрослую жизнь может стать студенческий кампус.

Чтобы избежать лишнего стресса, начните подготовку заранее. Например, можно раз в полгода устраивать квест. Спросите ребенка: «Предположим ты оказался в другом городе, где нет родных и знакомых. Что ты будешь делать, как ты там устроишься?» За точку отсчета каждый раз надо будет брать настоящий момент. Понаблюдайте, насколько быстро ребенок сориентируется и сможет ли построить себе жизнь с такой стартовой позиции. Эта игра высветит недостатки компетенций и станет мотивацией для учебы и усвоения большего количества полезных бытовых навыков.

Я не призываю вас выгонять ребенка из дома в день его рождения с 12‑м ударом часов. Минимум за пару месяцев до предстоящего события составьте подробный план переезда. Важно, чтобы ребенок понимал: отселение – это естественный процесс. И знал, что впереди у него интересная жизнь, ведь он владеет одним из самых важных ее инструментов – умеет управлять собственной мотивацией.


Вопросы для самопроверки:

1. Согласны ли вы, что мотивация, заложенная с детства, влияет на взрослую жизнь? Вы ощутили это на собственном опыте?

2. Планируете ли вы материально помогать ребенку после достижения 18 лет?

3. Что вы собираетесь подарить ему на совершеннолетие?

4. Как вы относитесь к идее отселить ребенка из родительского дома после совершеннолетия?

5. Как вы планируете мотивировать своего ребенка после совершеннолетия?



Часть 10

Приложения




10.1. Как развивать внимание



На эту тему написано множество книг. Она настолько обширна, что уложить ее в одну короткую главу очень непросто. Поэтому ограничимся главными тезисами.

В учебных пособиях по психологии прежних лет внимание рассматривалось как один из психических процессов наряду с ощущением, восприятием и т. д. Однако теперь его стали выделять в отдельную категорию. Оказалось, что внимание является основой для любой психической деятельности и без него другие процессы просто невозможны. При этом внимание не существует само по себе: можно внимательно слушать, внимательно смотреть, сосредоточить внимание на какой‑либо мысли, но без конкретного объекта или канала восприятия внимание – это просто абстракция.

Сегодня внимание называют нейродинамикой, базовым свойством психики. Классическая психология подразделяет его на три вида.

• Непроизвольное внимание, которое зависит от интенсивности внешнего раздражителя. Представьте, что вы читаете этот текст и рядом кто‑то взрывает хлопушку. Если вы не будете об этом предупреждены, фокус вашего внимания неизбежно сместится. Вы отреагируете на громкий звук. Такой же эффект произведет вспышка света, цветной объект, выбивающийся из общего фона, резкий запах или внезапный вкус, сильная боль и прочие ощущения.

• Произвольное внимание, возникающее как результат волевого усилия. Допустим, вам не слишком интересна тема, но вы заставляете себя читать этот текст. У вас есть более интересные дела, но вы отложили их и следите за моей мыслью. В этот момент вы управляете своим вниманием. Но упомянутая выше хлопушка способна отвлечь вас, поскольку раздражители, которые могут сигнализировать об опасности, оказываются более важными. Наши далекие предки не смогли бы выжить, если, задумавшись, не замечали бы грохота камнепада, запаха лесного пожара или близких раскатов грома.

• Послепроизвольное внимание, направленное на объект, который вдруг стал интересен. Например, два предыдущих абзаца казались вам не слишком захватывающими, а третий внезапно привлек ваше внимание. С этого момента вам уже не надо заставлять себя читать и прикладывать к этому волевое усилие. Вы делаете это, потому что вам хочется узнать, что будет дальше. И используете при этом послепроизвольное внимание.