Файл: Образовательная программа магистратуры Государственная служба и кадровая политика Кафедра экономических и социальногуманитарных наук.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.02.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ»
Петропавловский филиал РАНХиГС
Направление подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное
управление
Образовательная программа магистратуры: «Государственная служба и
кадровая политика»
Кафедра экономических и социально-гуманитарных наук
К защите допускаю:
зав. кафедрой экономических
и социально-гуманитарных наук
к. ист. н., доцент
Ф.И.О. Воробьёва Т.В.
Подпись_____________
Магистерская диссертация
на тему:
«Механизмы обеспечения транспарентности (прозрачности) деятельности государственной службы»
Автор работы:
магистрант 3 курса
заочной формы обучения
Ф.И.О.
Петросян С.И.
Подпись_______________________
Руководитель работы:
к. ист. н., доцент кафедры
экономических и социальногуманитарных наук
Ф.И.О. Темешова Н.В.
______________________________
Подпись_______________________
г. Петропавловск-Камчатский, 2023
Содержание | |||
Введение............................................................................................................. | 3 | ||
Глава 1. Теоретико-методологические особенности транспарентности государственной власти.................................................................................. | 11 | ||
1.1 | Транспарентность государственной власти как социально-политическое явление................................................................................ | 11 | |
1.2 | Механизмы реализации транспарентности в органах государственной власти........................................................................................................... | 22 | |
1.3 | Транспарентность органов государственной власти как основа гражданского доверия................................................................................ | 38 | |
Глава 2. Особенности основных элементов транспарентности: открытость, прозрачность и доступность информации о деятельности органов государственной власти.................................................................... | 49 | ||
2.1 | Проблемы обеспечения прозрачности деятельности органов государственной власти.......................................................................... | 49 | |
2.2 | Открытость органов государственной власти как условие взаимодействия с гражданским обществом.............................................. | 53 | |
2.3 | Информационная доступность как средство обеспечения транспарентности системы органов государственной власти............... | 59 | |
Глава 3. Государственная политика современной России в контексте обеспечения транспарентности органов государственной власти....... | | ||
3.1 | Организационное обеспечение транспарентности органов государственной власти в Российской Федерации................. | | |
3.2 | Анализ уровня открытости, прозрачности и информационной доступности деятельности органов государственной власти Камчатского края. Механизм расчета уровня транспарентности органов государственной власти на региональном уровне....... | | |
Заключение.................................................................................... | | ||
Библиографический список.............................. | |
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что важным условием развития государства является эффективное взаимодействие власти и общества. Любые политические преобразования государства, направленные на повышение эффективности и легитимности власти, невозможны без участия населения. А это возможно только если государственная власть и ее действия будут максимально открыты, прозрачны, понятны и доступны (транспарентны) для граждан.
Вопросы доступности и открытости государства всегда были интересны научному сообществу. Важным был и остается механизм этого «транспарентного» взаимодействия, его границы и измерительные инструменты. В современном понимании с «транспарентностью» в деятельности власти связывают максимизацию открытости и доступности информационных потоков, касающихся принимаемых государственных решений, их обоснованности и результативности.
Повышение уровня информационной открытости власти связано с современными процессами и технологиями ее модернизации. Сам процесс модернизации общественных процессов и гражданских институтов весьма сложен и противоречив. Он основан на демократическом законодательстве и на деятельности политических объединений, созданных демократическим путём с одной стороны, а с другой стороны, на традициях, устоях, ментальных особенностях, к сожалению, которые не всегда демократичны, а политические объединения подвержены разнообразному воздействию недемократического, а порой и нелегитимного характера.
В современных условиях новые широкие возможности для эффективного взаимодействия власти и общества открываются в связи с информационной революцией. Информационно-коммуникационные технологии (Интернет-технологии) - это огромный ресурс, с помощью которого можно значительно уменьшить дистанцию между властью и обществом, а также наладить обратную связь, сделать политику максимально доступной. Но, к сожалению, несмотря на то, что определенная работа делается в направлении информационного развития (онлайн-конференции и собрания), государственные органы недостаточно транспарентны, они остаются закрытыми для контроля со стороны гражданского общества, а само общество мало информировано о деятельности органов власти.
Это позволяет сделать вывод о том, что информационная открытость обладает весьма
значительными неиспользованными ресурсами, в частности речь идет о практически безграничных возможностях Интернет-технологий.
В России процесс разработки и принятия законодательства об информационной открытости органов государственной власти приобрел затяжной и неоднозначный характер. До сих пор не принят Федеральный закон, регламентирующий свободу доступа к информации. Такая ситуация абсолютно не отвечает ни актуальности проблемы нормативного обеспечения права на информацию в России, ни европейским стандартам свободы доступа к информации, обязательства по реализации которых взяло на себя Российское государство при вступлении в Совет Европы.
Особую актуальность проблема правового обеспечения информационной открытости государственных органов власти и механизма доступа к ней потребителей получает в контексте проводимой в России административной реформы. Чтобы оценить эффективность работы органов государственного управления, нужна доступная, надежная, достоверная информация об условиях и результатах их деятельности.
Наличие и динамичное повышение уровня открытости и прозрачности деятельности органов государственной власти являются качественными признаками демократических преобразований общества в контексте концепции электронного правительства. Необходимо, чтобы открытость стала действенным инструментом обеспечения взаимодействия общества и органов власти, привлечения граждан и общественных институтов к решению государственных вопросов, к принятию политических решений и формированию возможностей полного оценивания качества их реализации, общественного контроля.
Следует отметить, что обеспечение информационной открытости власти не является односторонним процессом. Население имеет право, а главное желает, получать достоверную и полную информацию о деятельности власти; контроль со стороны граждан и активная позиция их общественных институтов по отношению к государственной власти соотносится с желанием органов власти проинформировать граждан о своей деятельности. Прозрачность представляет собой систематическое освещение деятельности власти, разъяснение целей, содержания и механизма реализации публичной политики, а открытость - создание публичными органами власти условий для беспрепятственного доступа граждан к информации о его деятельности и к процессу принятия решений на всех этапах их приготовления.
Природа прозрачности информации
заключается преимущественно в ее количестве, а открытость информации - в ее качестве. В первом случае речь идет об увеличении или уменьшении объема информации (злоупотребление закрытостью свойственно тоталитарной и авторитарной власти). Во втором -о ее достоверности, правдивости, регулярности, оперативности и надежности для дальнейшего использования.
Анализ итогов проводимых исследований, касающихся указанной проблемы, говорит о высокой степени актуальности для России проблемы открытости, как федеральных органов власти, так и органов местного самоуправления, а также доступности для населения проходящей через них информации.
Принцип открытости пока не стал основополагающим и неотъемлемым в работе властей. Одним из препятствий на пути решения этой проблемы являются несовершенные механизмы обеспечения доступности и открытости власти, что ведет за собой и несовершенство механизмов взаимодействия органов государственного управления с гражданами. Следовательно, поиск способов их совершенствования является актуальной задачей. Работники органов власти должны постоянно учитывать, что источник развития и преобразования государства - это ее граждане и их главная задача - сделать все для нормальной жизни каждого человека .
Таким образом, выделенные и нерешенные в теории и на практике проблемы государственного управления и государственной службы в области открытости, доступности и прозрачности деятельности органов власти и обуславливают актуальность темы.
Степень научной разработанности проблемы
В настоящее время исследователями ставится вопрос об открытости, доступности и прозрачности власти как об одном из наиболее эффективных инструментов вовлечения населения в решение государственных вопросов. Данной теме посвящены исследования Захаровой Т.В, Володина В.В., Афанасьева О.В., Кабышева СВ., Пызина Г.В, Осипова И.Н. .
Названные проблемы освещаются также в трудах ученых Рудого В.В., Понеделкова А.В., Игнатова В.Г., Швец Л.Г, Старостина А.М .
Вопросам специфики, сущности и содержания информационной открытости современной власти большое место уделяется в трудах таких ученых, как Ветрова Е.Н., Дзялошинский И., Журавлева И.Л., Иванченко А.В., Каменская Е.А.4и других. Также в ходе написания диссертации были проанализированы исследования в области доступности власти
, а именно работы таких авторов, как Павлова И.Ю., Земор П., Ветрова Е.Н.
Вопросам доверия населения власти посвящены исследования Попова И.В., Подъячева КВ., Морозовой Н.А., Черныцыной Е.Н, Магомедова М.Г6.
На особенность и важность обеспечения прозрачности деятельности органов государственной власти обратили внимание Журавлева И. Л., ЗайцеваГ.А., Леонтьева Л.С., Гайнуллина Л.Ф., Михеева Т.А., Сединкин М.А.
В ходе изучения нормативных и специальных источников было отмечено, что в настоящее время происходит становление новых подходов к анализу и интерпретации фактического материала. В различных литературных источниках имеет место дискуссионность положений ряда авторов, что обуславливает необходимость дальнейшего исследования.
Цель работы - выявление особенностей формирования транспарентности органов государственной власти в современной России. Разработка методики измерения уровня транспарентности органов государственной службы.
Объект исследования: система организации непосредственного доступа граждан к участию в деятельности органов государственной службы.
Предмет исследования: политико-технологические механизмы взаимодействия граждан и органов государственной власти в условиях становления транспарентности (открытости, прозрачности, доступности).
В соответствии с целью определялись задачи исследования:
1. Выявить содержание понятия «транспарентность», так как в большинстве научных исследований данный термин рассматривается неоднозначно.
2. Определить основные принципы, механизмы и роль транспарентности в процессе функционирования органов государственной власти;
3. Рассмотреть транспарентность органов власти как основу доверия населения;
4. Исследовать синергетический эффект элементов транспарентности власти: прозрачности, открытости и доступности информации о деятельности органов государственного управления;
5. Осуществить исследование уровня открытости, прозрачности и доступности деятельности органов государственной власти в современной России;
6. Исследовать законодательную базу современной России, регулирующую обеспечение транспарентности власти;
7. Разработать классификацию транспарентности и инструментарий измерения уровня транспарентности государственной власти.
Гипотеза исследования
Приступая к исследованию, мы исходили из предположения, что становление основных институтов демократического общества в России существенно связано с разрушением теневых процессов