Файл: Образовательная программа магистратуры Государственная служба и кадровая политика Кафедра экономических и социальногуманитарных наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Измерительные инструменты транспарентности, предложенные К. Дро, по нашему мнению, субъективны и разрознены. Отдельные элементы этой структуры могут быть использованы при оценке прозрачности органов власти, но полный их перечень не представляется полным и исчерпывающими. Данный способ измерения слишком неоднозначно и абстрактно описывает уровень транспарентности, и его результаты полностью зависят от субъективной оценки эксперта, который проводит мониторинг того или иного процесса.

Таким образом, проблема транспарентности весьма обстоятельно рассматривается в науке. Хотя единой концепции понимания этого сложного общественно-политического феномена не существует. Систематизация описанных подходов к исследованию основ транспарентности позволила определить сущность данного понятия и выработать рабочее определение.

Транспарентность - это качественная характеристика социально-политического управления, обеспечивающая становление реальной демократии, гражданского общества путем открытости, доступности и прозрачности политической системы, процедуры принятия политических (управленческих) решений и возможностью организации общественного контроля над деятельностью органов власти.

Несмотря на возросшую актуальность проблемы транспарентности, большинство ученых рассматривают проблему каждый под особенным углом зрения, в основном обращая внимание на функциональную сторону данного понятия, выстраивая в рамках своего исследования собственную концепцию транспарентности и анализируя отдельные грани проблемы. В частности, транспарентность описывается как синоним понятию «открытость» или «доступность», что делает данное понятие однобоким и слишком узким.

Зарубежные исследования в большей степени, чем российские, ориентированы на теоретико-методологический аспект исследования.

Отечественные разработки имеют прикладной характер и в основном являются результатом обобщения политической практики.

Рассмотрим транспарентность с пяти взаимосвязанных позиций:

1. Как отличительную черту и важнейший инструмент, который полностью сформировался в демократичном и правовом государстве.

2. Как основу ответственного, легитимного и эффективного управления.

3. Как основной метод противостояния теневым явлениям и процессам в обществе.

4. Как манипулятивную технологию общественным сознанием.

5. Как основу взаимодействия граждан и государственных структур.

Проблема транспарентности государственного управления исключительно важна в условиях переходного периода, когда доступ населения к информации становится основой осуществления диалога и взаимосвязи общества и власти и как следствие этого процесса общественного развития. Лишь благодаря расширяющимся возможностям политического участия различных социальных групп и негосударственных организаций, увеличивающейся ответственности и прозрачности власти, свободному, понятному и доступному потоку информации, пресечению криминализации политической деятельности можно улучшить качество жизни населения и обеспечить успех процессу реформирования политической системы и государственного устройства.


Применение механизмов прозрачности в политический менеджмент как на макро -, так и на микроуровне позволяет сформироваться и укрепиться политической бюрократии в качестве своеобразного субъекта инфраструктуры услуг, определяя приоритеты гражданского, общественного над государствен-ным, утверждая этические доминанты в политическом администрировании.

Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: открытость, прозрачность и доступность (как элементы транспарентности) деятельности органов власти современной Российской Федерации являются важнейшим показателем эффективности их функционирования. Существуют различные научные работы, которые описывают и характеризуют отдельные аспекты прозрачности власти: открытости и прозрачности власти, доступа к информации. Но и в них ученые не объединяют эти элементы в единую логическую конструкцию и не рассматривают как части такого политического явления, как «транспарентность власти» (Схема 2).



Схема 2.

В подтверждении парадигмы транспарентности рассмотрим статьи Конституции РФ:

1. Каждому гражданину законодательно обеспечивается возможность ознакомления с необходимыми документами и материалами, которые напрямую затрагивают его права и свободы, если иное не предусмотрено законодательными актами (ч. 2 ст.24);

2. Правовое регулирование взаимоотношений, связанных с доступом граждан к государственной информации, основывается на следующих положениях Конституции Российской Федерации: Каждый гражданин должен имеет неограниченную возможность искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любыми законными методами (ч. 4 ст.29);

3. Граждане Российской Федерации должны иметь возможность лично или посредством направления обращений как индивидуальных, так и коллективных (жалобы, предложения, запросы) в государственные органы власти (ст. 33); Каждый должен иметь возможность получать понятную, полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42).

Одно из основных свойств государственной власти - публичность (от лат. publicus - общественный), а именно всеобщность в отличие от личных, частных отношений власти, которые возникают в отдельных общественных группах. Публичность коррелируется с интересами очень большого круга субъектов, которая напрямую зависит от целевого назначения публичности -предоставлять возможность обсуждения каждому желающему интересующих вопросов и проблем.


Конституция РФ отражает ст. 19 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. о принципах свободы поиска, получения и распространения информации.

Таким образом, важной особенностью транспарентности власти является доступность, открытость, прозрачность, ясность и понятность той или иной деятельности (итогов работы). Уникальным способом достижения вышеперечисленного является получение сведений, которые позволяют оценить уровень эффективности деятельности тем или иным способом.

Условием результативности механизма транспарентности является соблюдение третьими лицами условий передачи сведений, а именно: информация должна быть в первую очередь понятной, в доступной для осознания форме, своевременной, полной, полученной в течение ограниченного ее назначением времени, актуальной, достоверной, полученной из несущих ответственность за ее действительность.

1.2. Механизмы реализации транспарентности в органах государственной власти

XXI век в нашем государстве и во всем развитом мире характеризуется как время перехода к новому информационному обществу, где информация становится важным ресурсом развития, наравне с энергией или сырьем. Использование и развитие информационных технологий сегодня является фундаментом развития любой страны. Ресурсы сети Интернет открывают новые эффективные методы управления и возможности более совершенного взаимодействия органов власти с гражданами (общественными организациями, коммерческими фирмами). Наиболее ярким и инновационным примером такого метода является «электронное правительство» (e-govermnent). Это одна из инновационных и эффективных технологий конца XX - начала XXI века.

Термин «электронное правительство» приобрел глобальное значение. Впервые данный термин был использован в 1991 году в США при президенте Б. Клинтоне, который особое значение уделял внедрению информационных технологий в работу государственных структур. Из официальных документов и научных работ термин «электронное правительство» переместился в СМИ и печатные издания, а затем и в положения нормативно-правовых документов.

В США электронное правительство определяется как «процесс использования органами власти Интернет-ресурсов и при необходимости других информационных технологий, связанных с процессами, которые используют данные технологии с целью упрощения доступа и распространения актуальной государственной информации или увеличения результативности деятельности органов власти (повысить эффективность качество предоставляемых услуг)» .


Комиссия Европейского Сообщества характеризует электронное правительство по-другому: как «использование информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в государственном управлении в совокупности с организационными изменениями и новыми навыками для улучшения услуг, и демократических процессов для укрепления поддержки в области государственной политики» .

В «Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства» последнее определяется как новая форма организации деятельности органов государственного управления, обеспечивающая за счет широких возможностей информационно-коммуникационных технологий новый уровень удобства и оперативности в процессе получения государственной информации и услуг гражданами и организациями»19.

Во всех вышеперечисленных определениях речь идет об использовании ИКТ (в первую очередь Интернет-ресурса) с целью:

  • обеспечивать наиболее эффективное функционирование государственных структур (для характеристики процесса взаимодействия между органами государственной власти в формате онлайн введен новый термин «электронный документооборот»);

  • анонимно и в кратчайшие сроки предоставлять гражданам оперативно разнообразные услуги (по схеме - 24/7, то есть двадцать четыре часа в сутки семь дней в неделю);

  • наладить обратную связь между гражданами и органами власти («электронное участие», «электронная демократия»).

Переход государственных услуг в электронный ресурс происходит как в развитых, так и в развивающихся странах, и является одним из основных направлений исследования Организации Объединенных Наций (далее- ООН). В соответствии с решением Генеральной Ассамблеи ООН от 21 декабря 2001 г., периодически организуются Всемирные встречи по вопросу развития информационного общества, одним из направлений этих обсуждений (С7), является дискуссия между всеми заинтересованными лицами (stakeholders) для повышения эффективности функционирования электронного правительства.

Так, например, на Форуме Всемирной встречи по информационному обществу 2011 г. рассматривался вопрос о том, как повысить результативность и ответственность государственного управления, открытость и ясность оказания государственных услуг и участие граждан в решении политических вопросов с помощью ИКТ. Особое внимание было направлено на потребность обеспечить полноценный доступ к услугам и информации для всех граждан без исключения, для чего необходимо учитывать политические, социальные и экономические контексты, в которых реализуются стратегии перехода к электронному правительству20.


Характеризуя особенности и значимость информационных технологий, «электронного правительства», необходимо отметить следующее:

1. Концепция «электронного правительства» была сформулирована совсем недавно и еще не получила системного теоретическо-мето дологического осмысления в политической науке.

2. Современные ИКТ заключают в себе практически неограниченный управленческий ресурс и могут выступать отличным методом в оптимизации системы государственного управления. Выступая в роли ускорителя, а иногда и главного инструмента преобразований, ИКТ преображают политический процесс, меняя традиционные институты и механизмы на новые усовершенствованные и более эффективные технологии. Полученный опыт внедрения ИКТ указывает на весьма противоречивый характер данного влияния. Иногда новые технологии увеличивают функциональные способности государственного аппарата, а иногда, напротив, могут придать мнимую видимость «осовременивания», на самом же деле автоматизируя второстепенные и менее важные процедуры, создавая иллюзию эффективного взаимодействия и взаимопонимания власти и граждан.

Осмысление и научное исследование причин возникновения подобной негативной ситуации является весьма актуальным;

3. Быстрое развитие и изменения общественно-политических процессов и институтов в период перехода к информационному обществу требуют тщательного анализа процесса формирования «электронного правительства» в современной Российской Федерации.

В мае 2009 года Правительство РФ, признавая отсутствие видимых результатов, оценило действия Федеральной целевой программы «Электронное правительство», цель которой стать продолжением «Электронной России», и объявило, что ее элементы будут частью более долгосрочной и масштабной программы «Информационное общество 2010-2018». На данный момент сформулированы ее цели и задачи, при этом вопросы стратегии «электронного правительства» и выбора основных направлений его развития остались нерешенными;

4. «Электронное правительство» может выступить как один из эффективных инструментов внедрения политико-административных преобразований в современной России. В нынешних условиях экономического и финансового сложного переходного периода применение «электронного правительства» позволит более эффективно использовать государственные ресурсы, а также качественно улучшить предоставление государственных услуг, увеличить уровень доверия граждан к власти, повысить международную конкурентоспособность экономики России в мировом масштабе. Актуальность данных вопросов периодически подчеркивается Президентом Российской Федерации.