Файл: Образовательная программа магистратуры Государственная служба и кадровая политика Кафедра экономических и социальногуманитарных наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Информационная открытость - организационно-правовой режим работы любого субъекта социального взаимодействия, обеспечивающего каждому участнику взаимоотношений, возможность получать необходимый и достаточный объем сведений о структуре, задачах и функциях45.

По мнению Т.А. Михеевой, под информационной открытостью органов власти во властных структурах понимается отсутствие препятствий в получении сведений и возможности проинформировать других, то есть возможность поиска, запроса и получения, а также распространения информации. Речь идет о возможности гражданина получать информацию не только для себя самого (если такая информация есть у каких-либо структур), но также и по общесоциальным, политическим, государственным проблемам. Открытость предполагает законодательно неограниченный доступ ко всему объему документированной информации и ограничение запрета на раскрытие информации.

По мнению Р.Г. Вахрамеева , открытость органов государственной власти представляет собой следующее:

- максимально возможное уменьшение рисков, которые связаны с разработкой и принятием управленческих решений, и организация возможности предугадать вероятные последствия их реализации;

- создание для граждан условий, при которых они успешно могут подготовиться к прогнозируемым изменениям в экономической, политической и социальной сферах;

- возможность активного участия граждан в разрешении остросоциальных проблем по собственной инициативе;

- увеличение социального, политического, экономического, психологического потенциала федерализма;

- соотношение процессов, происходящих в центре и на местах;

- оперативное информирование региональной и местной власти о планах центральных органов управления;

- снижение уровня (или устранение) отчужденности центральной власти от региональной и местной и власти от граждан.

Судя по данным всероссийского опроса, граждане, выступая за сильное государство и верховенство закона, рассматривают это одновременно как необходимое условие демократии, с чем трудно не согласиться. Причем под демократией, наряду с регулярными выборами (57,3%), они подразумевают также участие граждан в принятии решений органами власти (54,4%), открытость органов власти (59,7%), гражданские инициативы населения (42%), контроль со стороны общества за деятельностью властных структур (применительно к госслужбе за это высказались - 56,4% респондентов).


Открытость власти требует устойчивого взаимодействия власти и общества. Данное обстоятельство поможет существенно увеличить качество управления, сократить возможность совершения ошибок, а если таковые есть оперативно устранить негативные последствия.

Далее необходимо обобщить и описать основные преимущества открытости властных структур на основе исследований А.И. Журавлевой (таблица 3).

Таблица 3

Преимущества открытости органов власти и управления

Сфера деятельности органов государственного управления

Преимущества

Посторенние

демократического правового государства

Контроль и становление правопорядка; Реализация и соблюдение прав граждан на свободу информации и свободное выражение мнений; Организация публичной дискуссии по вопросам реализации государственной политики;

Увеличение степени удовлетворенности граждан работой органов государственной власти, повышение уровня доверия власти со стороны общества;

Эффективность и результативность государственного управления

Возможность осуществления гражданского контроля расходов государственных ресурсов; Повышение качества работы и обеспечение законности принимаемых решений и реализуемой политики за счет принятия обоснованных решений; Повышение эффективности, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

Контроль в системе государственного управления

Общественный доступ к информации и

документам позволяет контролировать

государственную политику;

Выявление проблем государственного управления;

Обеспечение равного доступа граждан к информации;

Регулярный сбор и обработка информации;

Обратная связь, необходимая для

эффективной реализации политики;

Снижение административных барьеров;

Участие общества в управлении государством

Активизация гражданского общества и бизнес-сообщества;

Решение круга первоочередных проблем, стоящих перед государством; Повышение доверия населения к государству и органам государственной власти;

Двусторонняя связь государства и общества, основанные на принципах открытости, гласности, прозрачности и взаимного уважения;

Повышение эффективности взаимодействия гражданского общества, бизнеса и органов государственной власти



При анализе степени открытости государственных властных структур необходимо обратить внимание на ряд существенных проблем, характеризующих нынешнее состояние вопросов взаимодействия власти и граждан. В частности, данные опроса, проводимые Ермиловой Т.В., в опросе приняли участие 100 экспертов. Среди экспертов 50% - руководящие работники федеральных, региональных и муниципальных органов власти и 50% - лидеры общественных организаций, 89% имеют высшее образование, 67% - мужчины и 33% - женщины. Эксперты рассматривались в качестве носителей специализированного знания, уровня информированности по общественно значимым проблемам.

Согласно полученным данным, причинами недостаточного понимания в процессе диалога между органами власти и населением являются, во-первых, неготовность государственных служащих, общественных организаций к результативному взаимодействию и сотрудничеству.

Во-вторых, отсутствие крайне необходимых организационно-правовых, технологических и информационных условий для продуктивного взаимодействия - 43%, недоработки в области правовой базы - 37%, недостатка информации, коммуникации - 36%, отсутствие должного финансирования - 27% (сумма ответов не равна 100%, так как по методике проведения социологического опроса респондентам была дана возможность выбора нескольких вариантов).

Важно отметить, что информационная открытость органов государственного управления — это не односторонний процесс. Гражданская активная позиция, желания общественности получать ясную, понятную и актуальную государственную информацию, гражданский контроль за деятельностью государственных структур напрямую коррелируется с желанием государственных структур информировать общественность. Основа такого политического явление, как прозрачность информации, заключается в ее количестве.

Категории «прозрачность» и «открытость» нередко подменяют в литературе. Возникает вопрос: возможно ли считать данные понятия синонимами? Ответ однозначен - нет, особенностью открытости является наличие в системе правоотношений различных каналов, обеспечивающих взаимопроникновения социальных, экономических и политических областей жизнедеятельности общества. В административно-правовой теории открытость характеризуется как один из фундаментальных принципов функционирования власти. При этом открытость - это не только право человека на самодостаточную государственную информацию, но и его право принимать участие в решении социальных проблем, которые касаются его законодательно закрепленных интересов.


Следовательно, открытость государственной власти подразумевает, что граждане, общественные организации имеют возможность не только со стороны наблюдать процесс принятия управленческого решения на любой стадии его создания и на любом уровне власти, но иметь возможность влиять на содержательное наполнение проектов решений. Но такая возможность влияния не должна быть обременительной для органов государственного управления, вмешательством в их компетенцию, не должна также быть попыткой присвоения властных полномочий, принадлежащих той или иной государственной структуре. Открытость - это прежде всего свойство власти, обеспечивающее возможность диалога, право быть выслушанным и понятым, обязанность власти учитывать общественное мнения и интересы.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы - если явление открытости в своей основе имеет социально-коммуникативный характер, то прозрачность - величина функциональная, которая способствует регуляции и оптимизации происходящих процессов в государстве.

Также понятие «прозрачность» подразумевает доступность к процессу разработки и принятия управленческих решений, принятых государственным органом для оценки граждан, и непосредственно связано с отчетностью государственных служащих перед обществом, а «открытость» ориентирована на максимальное участие всего общества в процессе государственного управления. Таким образом, термин «прозрачность органов государственной власти» является элементом открытости органов государственной власти, как только в условиях их тесного взаимодействия достигается необходимый уровень доверия частных институтов, населения и власти.

По отношению к категории «транспарентность» прозрачность выступает как свойство, характеристика, а открытость как механизм обеспечения прозрачности, а значит, и определение уровня транспарентности власти.

2.3. Информационная доступность как средство обеспечения транспарентности системы органов государственной власти

Наряду с такими характеристиками органов государственных структур как открытость и прозрачность, а также степень демократичности и легитимности проходящих периодически выборов и эффективность работы представительства гражданского общества в государственных органах управления, элементом транспарентности государства является еще и беспрепятственный доступ любого гражданина к официальным документам и сведениям.


Транспарентность характеризуется состоянием информированности (доступ к полной, достаточной и достоверной информации) о тех или иных действиях (ее объектах или результатах) каждого заинтересованного в этом субъекта управления. Субъектами процесса информированности являются две стороны: сторона, которая обладает определенным объемом информации и сторона, которая желает получить эту информацию.

Следовательно, транспарентность, основанная на различных информационных потоках, представляет собой совокупность отношений, основанных на доступе к информации, которые требуют правового обеспечения. Уполномоченные органы власти устанавливают нормы, регулирующие эти отношения, которые, будучи однородными по своему составу, но являясь формой информационных отношений, должны быть сгруппированы в институт права (процесс формирования института транспарентности).

Интересным представляется зарубежный опыт формирования системы доступа к публичным информационным ресурсам. США - одна из первых стран, развивающаяся в направлении стандартизации вопросов доступа к государственным сведениям и документам. Начало формированию этой системы было положено в конце 30-х гг. XX века, когда был создан Комитет Генерального Прокурора по Административной Процедуре (1939). Затем в 1946 году был принят Акт об административных процедурах, который нацелен на повышение уровня информированности населения о правотворческой деятельности органов власти. Важным прорывом в области доступа к социально значимой государственной информации в США является принятие в 1991 году Акта о высокопродуктивных компьютерных технологиях, который стал отправной точкой национальной программы по использованию высокоскоростных сетей по передаче данных и созданию масштабной системы электронного государственного архива.

Таким образом, поэтапное, отвечающее современным требованиям развитие законотворчества в области доступа к государственной информации, позволяет наладить результативный диалог между обществом и государством.

Доступ к информации — процесс организации осуществления диалога власти и общества по определенным вопросам. Другими словами, и органы власти, и любой гражданин могут стать инициаторами начала диалога. Реализация права граждан на доступ к официальной государственной информации, в первую очередь, связана не с количественной информированностью общества, а именно с качественной, с искоренением государственного бюрократизма, коррупционных составляющих власти и закрытости государственных структур.