Файл: Образовательная программа магистратуры Государственная служба и кадровая политика Кафедра экономических и социальногуманитарных наук.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.02.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В отличие от свободы мысли, слова и печати, право на доступ к информации имеет принципиально иную природу. В отличие от перечисленных демократических свобод по времени возникновения оно относится к новейшей истории развития конституционализма. Содержательно это проявляется в том, что если свобода мысли, слова и печати требует невмешательства государства в осуществление, то право на доступ к информации является отражением прямого сотрудничества, диалога государства и конкретного гражданина, где государство выступает как активный участник, обеспечивающий все условия того, чтобы человек воспользовался своим правом.
Главной задачей гарантирования права на доступ к информации является допуск граждан к сведениям, которые властные структуры предпочли бы засекретить от общественности, обосновывая эти действия требованиями национальной безопасности или служебным характером документации. Следствием воплощения на практике юридической конструкции права на доступ к информации, таким образом, будет не обеспечение многообразия информационного предложения для общества, которое воплощается в реализации свободы слова и печати, а гарантирование открытости политического властвования.
Реализация права на доступ к информации имеет значительную ценность для государства. При осуществлении этого права раскрывается важная характеристика демократического государства, так как возникает возможность прямого контакта человека и государства, причем по выбору человека, что свидетельствует о гибком современном стиле деятельности государственных органов. Это новый этап в развитии российского законодательства по вопросам реализации информационных правомочий граждан, они исходят из принципа презумпции доступности и открытости официальной информации с четкими, определенными федеральными законами. Это основная, принципиальная характеристика законопроектов, с одной стороны, показывает движение России по пути построения гражданского общества, а с другой стороны, гарантирует, в случае принятия, этим законам нелегкую судьбу в стране, где практически отсутствует информационная культура в системе отношений «государство-общество-человек», где присутствуют коллизии законов.
Конституционно-правовой основой права граждан на доступ к информации являются положения Конституции о верховенстве прав и свобод человека и гражданина, о праве свободно искать, получать, производить и распространять информацию, на участие в управлении делами государства и др. Статьи Основного закона закрепили возможность для гражданина требовать обеспечение права доступа к официальной информации, а само право рассматривать как непременное условие непосредственного участия в управлении и в процессе принятия решений.
Деятельность осуществляется субъектами, поэтому критерием выделения сфер транспарентности избран субъектный состав. На этом основании выделяются четыре сферы транспарентности: транспарентность деятельности государственного аппарата для подвластных; транспарентность деятельности организаций и физических лиц, выступающих потенциальными или действительными контрагентами в широком смысле; транспарентность деятельности всех субъектов, находящихся на территории государства и за ее пределами для государственного аппарата; при наличии в государстве демократического политического режима отдельной сферой транспарентности следует назвать и деятельность субъектов, участвующих в осуществлении демократических процедур.
Для решения проблемы доступа к информации в праве используются два способа: возложение обязанностей на субъекты, обладающие определенными категориями сведений по их раскрытию (распространению); предоставление прав специальным субъектам на обращение к другим субъектам, обладающим определенной информацией, с запросом о ее предоставлении и возложение обязанностей по передаче соответствующей информации на последних.
Основанием установления условий транспарентности является естественная потребность каждого субъекта права в получении информации для осуществления своей деятельности. Поэтому целью его установления следует назвать обеспечение доступа к интересующей субъекта информации.
В процессе совершенствования правовых основ доступа граждан к информации необходимо учитывать, что предоставление информации означает необходимость разработки понятия об общем и специальном режиме информации, принятие специальных мер, направленных на установление и поддержание режимных правил, системы контроля и надзора за выполнением режимных требований, установление ответственности за нарушение специального режима. Хотя доступность информации должна сочетаться с ее приватностью, обеспечением информационной безопасности, законом защищены только интересы государства, а интересы личности и институциональных структур общества лишь обозначены в отдельных нормативных актах, тогда как необходимо реализовать закрепление механизмов их защиты в специальных нормативных актах.
Проанализировав федеральное законодательство, нормативные правовые акты некоторых субъектов Российской Федерации
, а также научные материалы открытых источников, можно выделить следующие возможные доступы к информации о деятельности государственных органов:
1. Обнародование (опубликование) информации;
2. Размещение информации в информационно-телекоммуникаци¬онных сетях (в том числе в Интернет);
3. Размещение информации в общественно доступных местах (на стендах, досках объявлений и т.п.);
4. Ознакомление с документами государственных и муниципальных органов;
5. Присутствие на заседаниях государственных и муниципальных органов;
6. Предоставление информации по запросу.
При этом основными принципами доступа к информации о деятельности государственных и муниципальных органов должны быть:
• Общедоступность и открытость информации;
• Обеспечение безопасности личности, общества и государства;
• Информирование граждан о деятельности органов власти;
• Законность поиска, получения и передачи информации;
• Защита прав на информацию.
Одним из средств обеспечения доступа граждан к информации в современном обществе являются официальные сайты органов власти. Официальный сайт органа государственной власти — это не просто атрибут современной политики, а самое эффективное средство распространения официальной информации о деятельности органов государственной власти. По содержанию официальных сайтов органов власти можно судить об уровне открытости - закрытости каждого органа власти и государства в целом, возможностях граждан в доступе к информации из государственных информационных ресурсов, прозрачности управленческих решений и процедур, а также предрасположенности того или иного ведомства к коррупции.
По мнению Е.Н.Ветровой, доступ к информации о деятельности органов власти может обеспечиваться следующими способами54:
1) обнародование (опубликование) информации в средствах массовой информации;
2) размещение информации в сети Интернет;
3) размещение информации в помещениях, занимаемых органами
власти, и в иных отведенных для этих целей местах;
4) ознакомление с информацией в помещениях, занимаемых органами власти, а также через библиотечные и архивные фонды;
5) предоставление информации по запросу.
Ограничение права на доступ к информации может быть установлено только федеральными законами и только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ).
Государственные органы, ориентированные на работу с населением, обязаны осуществлять информирование граждан о предоставляемых государственных услугах и сообщать наиболее полную информацию, связанную с их получением. Так определяет обязанности госучреждений по обеспечению доступа населения к официальной информации российское законодательство.
Далее рассмотрим основные формы и способы доступа к информации государственных органов (таблица 4).
Таблица 4.
Формы доступа к информации органов власти
Формы доступа | Способы доступа |
Предоставление информации (действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц) | Предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов Ознакомление пользователей информацией с данными о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды |
Распространение информации (действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц) | Обнародование (опубликование) органами государственного управления информации о результатах своей деятельности в СМИ Опубликование государственных сведений и документов на официальных сайтах в сети Интернет Размещение органами государственной власти информации (сведений) о деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах Обеспечение возможности присутствия желающих, активных граждан (общественных объединений или представителей других государственных структур) на заседаниях коллегиальных органов. |
Проанализируем все недостатки и преимущества выше описанных форм доступа к государственной информации.
К преимуществам предоставления гражданам информации по их запросу можно отнести получение официального законного ответа от государственных служащих, а к недостаткам - длительность ожидания ответа (30 дней), не всегда понятность и объективность составленного ответа.
Далее к преимуществам ознакомления гражданами с государственной информацией в специальных помещениях, занимаемых указанными властными органами, а также через библиотечные и архивные государственные фонды можно отнести возможность ознакомиться с оригиналом документа или с большим объемом информации, а к недостаткам - географическую удаленность