Файл: Образовательная программа магистратуры Государственная служба и кадровая политика Кафедра экономических и социальногуманитарных наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, обуславливающих принятие властных решений, и динамичным развитием информационных технологий, делающих максимально открытыми действия власти для населения, то есть транспарентными. Разработка современного, применительно к российским условиям, понятия транспарентности, классификация ее разновидностей и разработка инструментов ее измерения послужит основой качественных изменений взаимодействия граждан и государственных органов власти и сможет повысить уровень выполнения профессиональных обязанностей государственными служащими.

Научная новизна проведенного исследования заключается в следующем:

• Дано авторское определение понятию «транспарентность» органов государственного управления, основанное на интеграции трех основных элементов транспарентности (открытость, прозрачность и доступность), которые в совокупности и определяют ее уровень;

• В диссертационном исследовании дана характеристика и выявлены основные составляющие транспарентности - открытости, прозрачности и доступности. Описан синергетический эффект взаимодействия этих элементов транспарентности;

• Установлена прямая зависимость доверия власти от уровня транспарентности государственных органов.

• Установлены недостатки в нормативно-правовой базе Российской Федерации, регулирующей функции доступности к ресурсам власти и, в особенности - прозрачности, ясности и понятности государственной информации, которые практически не нашли свое отражение в отечественном законодательстве;

• Показано, что информационно-коммуникационные технологии выступают в качестве основного инструмента, обеспечивающего требуемый на современном этапе уровень транспарентности власти, а также наиболее значимый механизм, с помощью которого возможно наладить результативное и оперативное взаимодействие граждан и власти в современных условиях;

• Систематизированы разновидности транспарентности и инструменты измерения ее уровня. Описаны новые формы транспарентности - действительная (реальная) и ложная (мнимая), общественная (транспарентность общественных объединений и коммерческих организаций), отдельного гражданина и органов государственной власти;

• Сформулированы рекомендации органам власти регионального уровня, касающиеся развития инструментария измерения уровень их транспарентности.

Теоретическая значимость. Результаты исследования помогают предложить инструментарий для наиболее детальной оценки эффективности работы государственных органов власти в контексте транспарентности ее функционирования и обозначить новые пути к повышению, результативности взаимодействия власти и общества.


Практическая значимость исследования состоит в том, что предлагаемая методика определения и измерения уровня транспарентности, рекомендованная к применению в государственных органах, позволит более конкретно и дифференцированно подойти к определению эффективности взаимодействия органов власти и граждан.

Методология и методы диссертационного исследования.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования: метод экспертных оценок, методы количественной (статистический анализ) и качественной обработки материала. Обозначенные в диссертационном исследовании цель и задачи достигаются путем использования классических методов исследования (сравнительный, структурно-функциональный, сравнительно-исторического).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, библиографического списка из ___ наименований. Текст работы иллюстрирован __ таблицами, __ схемами. Общий объем диссертации ___страницы.


Глава 1. Теоретико-методологические особенности транспарентности государственной власти

    1. Транспарентность государственной власти как социально-политическое явление

В силу особенностей и многогранности транспарентности власти как характеристики государственного управления для ее анализа и осмысления в первую очередь необходимо рассмотреть сущность государственного управления, а также процесс обратной связи.

Как в отечественной, так и в зарубежной литературе нет однозначного определения понятия «государственное управление». Это связано с различными подходами к данному вопросу.

В узком смысле «государственное управление», по мнению Аверьянова В.Б., используется, когда государство рассматривается дифференцированно, а не в целом, как совокупность государственных органов, между которыми распределены различные виды деятельности государства. Из этого следует, что государственное управление - самостоятельный вид деятельности, который осуществляют государственные органы и структуры8.

Н.И. Глазунова рассматривает государственное управление как целенаправленное, организующее, регулирующее воздействие государства на общественно-политические процессы и отношения9.

Оболенский А.Ю. и Нижник Н.Р к основным особенностям государственного управления относят следующее:

Государственное управление - социальное, политическое явление, вид общественной деятельности, заключающейся в осуществлении властных полномочий;

Государственное управление имеет процессуальный характер, включающий процессы определения, направления и осуществления целей;

Государственное управление - систематическое осуществление влияния государственных органов власти на общественную систему, на социально-политическую систему, на сознание и поведение граждан с целью реализации выбранного курса развития страны;

Наиболее распространенное определение государственного управления - деятельность органов государственной власти, которая нацелена на создание условий для полноценной реализации функций государства, на защиту основных прав и свобод граждан, согласование интересов различных общественных групп и между государством и обществом10.

Поскольку государственное управление - непрерывный процесс, то это свойство распространяется и на «обратную связь» субъекта и объекта управления. Ее устойчивость будет увеличиваться, если артикулирование запросов субъектов будет узаконено в виде четко определенных прав, т.е. гарантированных государством притязаний к нему. Правовое определение субъектов следует рассматривать как результат компромисса государства и гражданского общества и обозначения границ их взаимодействия. Таким образом, позитивная обратная связь в государственном управлении реализуется как отстаивание индивидом своих законных прав.


Процессы управленческой деятельности, которые составляют управленческое отношение, характеризуются взаимоотношением субъекта и объекта. В контуре прямого регулирования выделяются два коммуникативных канала: информационный поток, который содержит сведения о современном состоянии общества и образует процесс обратной связи между обществом и властью, с одной стороны, и информационный поток, содержащий актуальную правовую информацию и реализующий прямые регулирующие воздействия власти на общество - с другой.

Устойчивое социальное развитие требует легитимизации действий власти по отношению к населению, что уменьшает издержки государственного регулирования. Дополнительный контур регулирования обеспечивает адаптацию граждан к управленческому воздействию государственной власти и адаптацию власти к реакции граждан на ее управленческие решения. В обобщенном виде механизм государственного управления как информационного взаимодействия можно представить в виде схемы (Схема 1).



Схема 1.

Для анализа информационного обмена в процессе взаимодействия граждан с органами государственной власти следует использовать понятие «транспарентность», обозначающее степень полноты и ясности значимых информационных сведений, которыми располагают как субъект, так и объект государственного управления.

Термин «транспарентность» стал использоваться в науке сравнительно недавно. Впервые в международных документах понятие «транспа-рентность» появилось в 1949 г. в Законе о свободе изданий, который был трансформирован в Закон о свободе печати. В нынешнее время данное понятие является основной частью Конституции Швеции и гарантирует всем гражданам страны свободу получения государственной информации на безвозмездной основе.

Этимологически понятие «транспарентность» означает состояние прозрачности, ясности, явности для человеческого (гражданского) восприятия. Оно означает прозрачность и доступность и связанную с этим высокую информированность управляемой системы11. В соответствии со словарем Вебстера транспарентность рассматривается как «степень открытости и подверженности корректировке законов, инструкций, соглашений, затрагивающих международную торговлю; уровень подотчетности и ответственности в государственном управлении»12.

В Толковом словаре иноязычных слов Л. П. Крысина под понятием «транспарентность» подразумевается «не содержащий секретов и недомолвок, «прозрачный» для других»13. В словаре иностранных слов Е.Н. Захаренко, Л.Н. Комарова, И.В.Нечаева слово «транспарентность» фиксируется в значении «отсутствие секретности, доступность любой информации, без каких-либо ограничивающих стилистических помех»14.


В целом понятие «транспарентность» формировалась в пространстве европейской культуры и американской социально-политической философии, а также теории научного управления и государственного администрирования.

Зарубежные исследования транспарентности очень разнообразны.

Анализ основных научных работ позволяет сделать следующие выводы:

• Транспарентность как характеристика «информации» (Д. Стиглиц);

• Транспарентности как определение уровня ответственности органов государственной власти (Д. Лассен);

• Анализ транспарентности непосредственно влияет на уровень эффективности органов государственной власти и политического управления в целом (Д.Л. Броз).

Для Д. Стиглица транспарентность является синонимом «информации». Такое суждение однобоко и не отражает в полной мере действительность, поскольку возникает вопрос: о какой информации и для кого идет речь? Очевидно, нет прямых соответствий между понятиями «прозрачности» и «информации». Категория «прозрачность» - это относительная, переменная и непостоянная характеристика информации: прозрачность и информация не могут использоваться в одном смысле применительно к большинству возникающих вопросов, проблем и задач.

Д. Лассен связывает транспарентность со степенью политической ответственности и объемом государственного сектора в условиях политической системы демократического типа.

В работе «Транспарентность политической системы и денежно-кредитные отношения» Д.Л. Броз придерживается распространенной и общей дефиниции: прозрачность политической системы — это именно открытость процесса принятия политических решений. В то же время, придерживаясь принципов политических реалий, он признает конкурирующие интересы и требования, свободное политическое соревнование различных альтернатив общественного развития, и главное -необходимость наличия независимых источников информации.

В методологическом отношении представляет интерес классификация основных элементов прозрачности, выполненная К.Дро. Значимость этой работы состоит в систематизации понятия «транспарентность» и возможностях его последующего использования в прикладных целях, эмпирических исследованиях прозрачности и открытости власти (Табл. 1).

Таблица 1

Измерительные инструменты транспарентности

Ясность, отчетливость, чистота

Доступность

Понятность, постижимость, ясность

Наличие доступа для граждан к важным встречам с государственными чиновниками (конференции, совещания)

Недвусмысленный, точно выраженный

Наличие возможности запрашивать и получать у органов государственной власти документы и сведения

Легкость обнаружения и доступность

Доступность к исчерпывающему объему документации и базам официальных данных

Легкость чувственного (слухового и зрительного) восприятия

Содействие двустороннему доступу к информации (заинтересованная сторона имеет доступ к сведениям и информационным ресурсам заинтересованных сторон)

Видимость, зримость (отсутствие скрытых намерений)

Правдивость и точность

Минимум специальной лексики

«Неразбавленные» сообщения (соответствие получаемой информации фактическому ее содержанию)

Логичность, рациональность

Ответственность (подотчетность)

Рационально обоснованный план, ясный для заинтересованных сторон

Исследования, получившие независимые гарантии гражданского доверия

Приверженность научной обоснованности (надежность, развитость исследований)

Демонстрации пошагового приближения к намеченным планам, цели

Содержательность, стандартизованность, формализованность, гибкость, способность к расширению

Показ связи между решениями и их полным выполнением; т.е. этапность отчетов о действиях, а также изменений в стоимости и графике работ, объяснение произошедших изменений

Идентификация ясных моментов решения (и возможности участия)

Убеждение общественности (манипуляция общественным сознанием)

Способность отслеживания решений в течение долгого времени

Метод быстрого ответа на вопросы заинтересованной стороны

Понятность электронных информационных ресурсов для всеобщей интерпретации

Обеспечение необходимым временем для организации диалога заинтересованных сторон

Использование инновационных технологий с целью улучшения доступа к рассекреченным сведениям

Открытость (вовлечение) заинтересованных сторон

Интегративность

Предоставление возможности заинтересованным гражданам открыто наблюдать и оценивать деятельность органов государственной власти

Всесторонность (процесс максимального разглашения)

Организация доступа граждан к процессу принятия политических и управленческих решений

Формирование системного представления о современной государственной политике; демонстрация и оценка отдель­ных действий в контексте ранее принятых решений

Открытость процесса формирования и использования государственного бюджета

Объединение - описание в отдельном документе

Разрешение активным сторонам государственного управления вносить новые, альтернативные предложения в процесс принятия решений

Обеспечение логически обоснованной системы ссылок пользователей в качестве дополнительной информации и источников для составляемых документов

Обеспечение раннего уведомления о предоставляемых возможностях (государственные системы, в которых у граждан есть возможность открыто участвовать в их деятельности)

Наличие детализированного оглавления и индексов

Поиск расширенной области более ранних объектов по ключевым моментам




Обеспечение ясности и последовательности общедоступных сведений




Обеспечение возможности влияния общественности на различные государственные процессы




Организация дружественных по отношению к пользователям каналов, организация позитивного диалога