Файл: Образовательная программа магистратуры Государственная служба и кадровая политика Кафедра экономических и социальногуманитарных наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Глава 2. Особенности основных элементов транспарентности: открытость, прозрачность и доступность информации о деятельности органов государственной власти

2.1. Проблемы обеспечения прозрачности деятельности органов государственной власти

К неизменным приоритетам административной реформы во всех развитых государствах мира относятся меры по повышению уровня открытости, прозрачности и доступности деятельности органов государственных структур, а также создание условий для обеспечения непосредственного участия каждого желающего граждан в процессе разработки управленческих решений.

Прозрачность официальных сведений, содержащих результаты деятельности органов власти различных уровней, их доступность для каждого гражданина и получение информации о принимаемых чиновниками решениях, независимая оценка уровня эффективности их текущей работы должна быть не только необходимым связующим элементом между гражданами и их избранниками, но и залогом эффективного функционирования самих органов государственной власти.

Одним из путей, обеспечивающих повышение уровня прозрачности власти, является качественная подготовка нормативно-правовых документов, регулирующих данные вопросы. Для того чтобы выяснить, какие именно составляющие правовых актов формируют категорию «прозрачность», следует определиться с содержанием самого этого понятия.

В политической лексике прозрачность власти рассматривается как универсальность правил (требований), по которым действуют субъекты политического процесса, понятность этих правил, а также действий институтов власти для общества и элит.

Прозрачность - свойство объекта, когда внутренние связи власти, а также некоторая информация, доступны внешним, по отношению к объекту (органам государственной власти) субъектам (граждане) ; элемент транспарентности органов государственной власти.

По мнению Ибрагимовой И., прозрачность органов власти - эта власть которая максимально честная и откровенная, подконтрольна обществу всегда, планируемая, функционирует в соответствии со сложившимися реалиями, основана на ожиданиях граждан, организует возможность участия граждан в процессе управления40.

Понятие «прозрачность» как правило используют для анализа теневых процессов (отношений) в политической среде для оценки возможностей осуществления контроля за перемещением финансов, а также для оценки преимуществ интересов определенных субъектов политики над гражданскими, общественными.


Термин «прозрачность» необходимо закрепить на законодательном уровне, так как без этого условия борьба с бюрократией, коррупцией, общественный контроль и непосредственное участие активных граждан в управлении государством будут носить формальный характер.

Повышение уровня информационной прозрачности государственных структур приведет в итоге к ее кардинальному изменению в более гибкую, эффективно функционирующую систему защиты прав и свобод всех граждан.

В некоторых случаях прозрачность ассоциируют со степенью открытости власти для диалога с обществом.

Вопрос прозрачности выходит на первый план также в связи с необходимостью оценки способности общества на уровне осознания собственных интересов рационально воспринимать действия власти, а также степени соответствия намерений власти ожиданиям, доминирующим в общественном мнении.

Несмотря на то, что прозрачность является одним из элементов социально-политического регулирования, она не может выступать в качестве уникального и абсолютно действенного метода, так как управленческое пространство жестко структурировано. По этой причине прозрачность нередко дифференцируется по отраслевому признаку. Существует три сферы, охватывающие все административные отношения в государстве, где прозрачность жизненно необходима:

a) Государственное управление;

b) Экономика;

c) Социальная сфера;

d) Правоохранительная деятельность.

Внедрение механизмов прозрачности в систему государственной власти позволяет сформироваться эффективной и открытой политической системе управления в качестве нового субъекта индустрии услуг, определяя приоритеты гражданских интересов над государственными42.

Основой прозрачности власти на сегодняшний день является возможность оперативного получения гражданами достоверных, понятных сведений о деятельности органов власти. Свобода информации о власти зависит от функций, структуры государственного органа, насколько нормативно-правовые документы, определяющие принципы деятельности государственного аппарата, соответствуют требованиям прозрачности.

Рассмотрим направления системного развития власти, которые способствуют прозрачности государственных структур:

1. Разработка административных регламентов должна сопровождаться оценкой общественных экспертов;


2. Создание четкого и обоснованного перечня причин в отказе гражданам в получении официальной информации;

3. Ясность и понятность процесса предоставления государственных услуг;

4. Понятные каждому гражданину процедуры обжалования отказа государственных служащих в получении государственных сведений;

5. Общедоступная отчетность органов государственной власти о поступивших и обработанных обращений граждан и принятых по ним решений.

Данные меры направлены на повышение уровня прозрачности органов государственной власти, публичности процесса принятия управленческих решений.

Прозрачность - это элементарное требование к государственной власти, основанное на демократических принципах. Если реальной прозрачности нет, гражданский контроль за работой власти фактически невозможен. В системе основополагающих факторов становления института прозрачности можно рассмотреть три уровня в зависимости от функциональной направленности данного элемента транспарентности.

Первый уровень - высокий уровень прозрачности в процессе отбора кадров и распределении государственных функций между властными структурами.

В этом направлении необходима изначально четкая регламентация деятельности учреждений и государственного аппарата путем создания единой системы формализованных норм и правил, процесс исполнения которых контролировался бы соответствующими инстанциями. Важнейшую роль в становлении принципа «кадровой прозрачности» может сыграть и разработка системы дисциплинарной ответственности, устанавливающая наказание за совершение различных правонарушений.

Второй уровень - создание бюрократических процедур, исключающих провокационные составляющие в деятельности органов государственной власти.

Третий уровень - прозрачность системы разработки и принятия управленческих решений, которые являются конечным продуктом деятельности государственных чиновников. Управленец должен адекватно пользоваться предоставленными ему властными полномочиями, отдавая приоритет такой характеристике, как объективность и нейтральность; найти наилучший баланс между содержанием принимаемого решения и его возможными негативными последствиями; уметь установить оптимальные границы для рассмотрения дела; сочетать общие правила руководства со спецификой конкретного вопроса.

Необходимо создавать условия, способствующие активному участию граждан в деятельности органов государственной власти. Для этого граждане должны обладать полной информацией о законодательной базе, социально-экономическом положении государственных органов и структур, задачах, которые ставит перед собой власть, и степени влияния, которую жители могут оказать при решении этих задач.


Подводя итог вышесказанному, отметим, что закрытость властных структур объясняется не только нынешним состоянием, но и историей своего развития. Российская властная система изначально формировалась как непрозрачная и, в основном, закрытая. За время самоизоляции российской управленческой элиты от общества, когда элита ориентировалась на принципы самодостаточности и реализацию собственных корпоративных и клановых интересов, она в значительной степени утратила не только потребность, но и способность к пониманию того, чего хочет общество . Однако не стоит полагать, что достижение высокого уровня транспарентности зависит исключительно от действий самой власти. Само понятие транспарентности как характеристики демократического общества указывает на двустороннее взаимодействие. Тем самым отсутствие объективной критики общества по отношению к самому себе является показателем того, что повышение уровня прозрачности во взаимоотношениях с властью зависит не только от нее, но и от населения.

2.2. Открытость органов государственной власти как условие взаимодействия с гражданским обществом

В условиях реальной демократии такое явление, как транспарентность, расширяет границы взаимодействия власти с гражданами с помощью открытого процесса принятия и реализации управленческих решений и создания условий для осуществления общественного контроля над деятельностью органов государственных структур.

В свою очередь, право граждан на открытую информацию об исполнении принятых решений органами публичной власти - основное и обязательное право любого гражданина современной России. Основываясь на опыте других стран, как в них формально закрепляется и практически реализуется защита прав человека на открытую и понятную информацию о принятых управленческих решениях органами публичной власти, можно сделать вывод, насколько демократично данное общество.

Этимологически понятие «открытого государства» пересекается с понятием «открытого общества».

Открытое общество - это некая идея, особенная концепция, которая должна воодушевлять граждан, но как таковая не является действительной, а только желаемой и абстрактной. Общество является открытым, когда каждый человек может, обладая необходимым объемом официальной информации, действовать в личных, групповых или общих интересах, а также хранить информацию, выбирать из предоставленных сведений необходимые и, конечно, голосовать на выборах.