Файл: 1. Составьте текстповествование Русский язык язык межнационального общения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.02.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Композиция описания:
-
зачин — обозначения объекта (предмета описания), общее представление о предмете -
Основная часть — перечисление признаков от более существенных к менее существенным -
Концовка — авторское отношение к предмету, вывод, заключение.
Описывая предмет, необходимо обеспечить единство изображения, единство взгляда на предмет и логическую последовательность при его описании.
Виды описаний:
-
Определение — самый краткий вид описания. Оно заключается в соотнесении понятия с ближайшим родовым понятием и указание на видовое отличие этого понятия или явления -
При определении понятия можно использовать сравнение, контраст, пример-иллюстрацию (синий апельсин — это и есть лексическая не сочетаемость) -
Объяснение — своеобразная трансформация определения, отличается развернутой формой подачи материала. -
Характеристика — разновидность описания с указанием только на существенные признаки данного предмета или явления
Характерным недостатком при составлении текста-описания может быть неправильный отбор признаков или их неправильный порядок при изложении.
Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается на самых ярких деталях.
38. Повествование как функционально-смысловой тип речи.
Повествование — тип речи, в котором сообщается о развивающихся событиях, действиях, состояниях.
Цель повествования — рассказ во временной последовательности о событиях, действиях, состояниях. Действие — основная характеристика повествования
Главными языковыми средствами, организующими повествование, являются глагольные формы, которые, тесно переплетаясь, создают видовременной рисунок повествования.
Другие языковые особенности повествования:
-
часто глаголы-сказуемые со значением последовательных действий относятся к одному и тому же лицу, в особенности в официально-деловых текстах: родился, воспитывался, рос, учился, поступил, закончил, стал работать; -
могут быть использованы обстоятельственные слова, устанавливающие последовательность действий: потом, затем, после того, в конце концов и др.; -
действие может детализироваться, расчленяться на составные части через различные зависимые слова, указывающие на время и место действия: в прошлом году, в 1987 году, в настоящее время; в Алматы, в университете, на филологическом факультете.
Для повествования характерна динамичность, поэтому ведущая часть речи — глаголы СВ, обозначающие последовательность действия (начать, продолжить, закончить). Дополнительными средствами являются слова со значением времени (сначала, потом, в то время как, рано утром и др.) Последовательность действий в повествовании подчеркивается интонацией.
Композиция повествования
-
зачин (экспозиция) — первое событие в цепочке -
Основная часть (развитие событий, кульминация) — последовательный переход от одного события к другому -
Концовка (развязка) — последнее событие в цепочке.
Вариантом композиции повествования может быть дискретная композиция, т.е. композиция с пропуском каких-либо частей повествования (Прошло два года… Через 10 лет в дом вошел… и т.д.)
Вариантом зачина повествования может быть прием неожиданного начала (например, в жанре детектива).
Сообщение — вариант повествования, его назначение — передача только существенных фактов.
Повествование ведется чаще всего от 1-го лица, но может вестись и от третьего, если образ рассказчика отсутствует.
39. Рассуждение как функционально-смысловой тип речи.
Рассуждение — тип речи, в котором указываются причины или следствия того или иного явления, положения.
Цель рассуждения — доказать истинность какого-либо положения (тезиса).
Основой рассуждения являются причинно-следственные отношения, доказательства.
В рассуждении выделяются тезисы и доказательства (аргументы).
Между тезисами и аргументами устанавливаются логические и грамматические связи. Важно, чтобы в процессе доказательства выдвинутого тезиса аргументация соответствовала именно этому тезису, а не какому-либо другому. Для грамматической связи часто используются вводные слова: во-первых, во-вторых, следовательно, наконец и т.д. В текстах-рассуждениях используются союзы: хотя, несмотря на, потому что, итак, так как и т.д. Для рассуждения характерны сложные предложения, осложненные обособленными конструкциями – вводные слова, уточняющие члены. Придаточные в сложноподчиненных предложениях, относятся к обстоятельственным – причины, уступки, цели, следствия. Обилие деепричастных и причастных оборотов, риторические вопросы, глаголы разных форм характерны для текстов, содержащих рассуждение.
Композиция рассуждения:
-
зачин — сообщаются предварительные сведения о предмете рассуждения -
Основная часть
-
формулировка основного тезиса -
разделение (при необходимости выделение частей рассуждения или подтезисов) -
изложение — последовательное доказательство тезиса (тезисов)
-
Концовка (заключение) — вывод.
Виды доказательств:
-
дедуктивные — от тезиса к доказательствам (Авторитарное воспитание калечит души детей. Например, вот такая история…) -
индуктивные — от примеров к тезису. -
прямые:
-
ссылка на общее суждение (топ), не требующее дополнительных доказательств (Нет человека, который не любил бы родину) -
ссылка на авторитетный источник (цитата) -
указание причин верности выдвинутого тезиса (осень наступает в сентябре. Потому что именно тогда желтеют и начинают опадать листья) -
приведение аналогии или сравнения (сразу переставить нашу экономику на рыночные отношения невозможно. Это все равно, что перейти с правостороннего движения на левостороннее)
-
косвенные — это доказательства от противного, через опровержение истинности противоположного тезиса.
40. Структурно-смысловое членение научного текста. Тема научного текста. Коммуникативная задача текста (КЗТ).
Основными понятиями структурно-смыслового членения текста являются: тема текста (Т), коммуникативная задача текста (КЗТ), микротемы текста (МТ), данная (Д) и новая (H) информация текста, прогрессия текста, способ развития информации текста, модель текста.
Тема текста
Структура и смысл текста тесно взаимосвязаны. Любой текст имеет тему. Тема - это предмет или явление, о котором говорится в тексте. Почти всегда слово, обозначающее тему в тексте. повторяется. Его называют слово-тема. Обычно тему обозначают существительным, в тексте оно может встречаться в различных падежах. Слово-тема может заменяться местоимением или синонимичным выражением. Чаще всего тема обозначается: в первом предложении; реже- во втором предложении.
Коммуникативная задача текста
Любой текст, как уже говорилось, имеет определенную тему. Однако любую тему можно рассмотреть с разных сторон в зависимости от задачи общения, которую ставит автор, например, текст о клетке можно построить по-разному. Он может содержать только общее понятие о клетке, в нем можно рассказать подробно о строении клетки, наконец, можно объяснить, чем различаются клетки животных и растений. Таким образом, на одну и ту же тему можно создать разные тексты. Это объясняется тем, что текст развивается в зависимости от коммуникативной задачи. Коммуникативная задача текста (коммуникация - общение) – задача общения, т.е. задача, которую ставит автор перед читателем и для раскрытия которой создается текст. Предложение, в котором поставлена коммуникативная задача, находится (чаще всего) в начале текста.
41. Цепной способ развития информации текста. Основные средства цепной связи.
Цепной способ развития информации - структурное сцепление предложений; непрерывное движение мысли от одного предложения к другому осуществляется обычно через повтор выделяемого в предыдущем предложении слова (члена предложения) и развертывания его в последующем.
При этом последующая новая информация вытекает из предыдущей: Н2 ← из Н1; Н3 ← из Н2 и т.п. Новая информация в таком случае развивается как бы по цепочке. Такой способ развития новой информации называется цепным.
Явление описывается с одной какой-либо стороны и ситуации при этом оказываются взаимосвязанными.
Логико-грамматические отношения цепного способа развития информации могут разворачиваться как причинно-следственные или условно-следственные.
Чтобы понять развитие их в тексте, необходимо разобраться, каким образом они отражаются в предложении.
Цепной способ развития информации отражает взаимосвязь явлений, процессов. Он может наблюдаться не только внутри одного предложения, но и между предложениями, соединенными причинно-следственной или условно-следственной связью.
Развитие цепной связи информации текста может начинаться причинно-следственными или условно-следственными отношениями.
Основные средства связи цепного способа развития информации:
-
Лексические повторы: Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Я поспешил отозвать смущенного пса. -
Местоименная замена: Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться. -
Синонимическая связь: Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал под самой ее мордой. Я благоговел перед этой маленькой, героической птицей, перед любовным порывом. -
Замена слова образным выражением: Выпал снег. Чистой белой скатертью покрылась и отдыхает земля.
42. Лексико-фразеологические особенности публицистического стиля.
Лексико-фразеологический состав публицистического стиля разнообразен так же, как разнообразен сам круг тем, получивший отражение в публицистике: область идеологии, политики, производства, общественной жизни и т.д.
Но наибольшую активность и частотность имеет общественно-политическая терминология, связанная с самой важной для публицистики областью идеологии. Концентрация в тексте общественно-политической лексики – стилевая черта публицистического стиля: демократия, избирательная кампания, митинг, прогрессивный, реакционный, политическая партия, политическая демонстрация, забастовка, официальный визит, внешнеэкономическая деятельность, укрепление международных отношений, суверенитет, демократические свободы и т.д.