Файл: 1. Цивилизационный подход к типологии государства и права. Классификация нормы права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
одобряемый государством вариант поведения, например государственные награды, льготы, присвоение почетных званий и т. д Для поощрительных норм характерен особый соревновательно-творческий климат. Они присущи отраслям материального права.

Рекомендательные нормы близки по своему характеру поощрительным нормам. Они устанавливают варианты желательного с точки зрения государства поведения, имея в виду проявление субъектами высокой ответственности, инициативы с учетом местных условий, возможностей и средств. Иначе говоря, рекомендательная норма не обязывает своего адресата совершать предусмотренные в норме конкретные действия или не совершать их. Ему предоставляется право самому определять свое поведение, при этом указывается наиболее предпочтительный вариант или варианты поведения. Если быть более точным, то реализация рекомендательной нормы зависит от волеизъявления ее адресата. Но законодателю небезразлично, воспользуется ли субъект данной рекомендацией или нет. В норме указывается, что рекомендуемые действия наиболее желательны для государства, поэтому реализация нормы поддерживается мерами позитивного характера, а в случае игнорирования рекомендации возможны и меры негативного характера.

По характеру предписаний нормы права принято классифицировать на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие нормы предписывают субъектам определенные действия. Например, согласно Конституции РФ «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57); «каждый обязан сохранять природу, окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст. 58).

Запрещающие нормы, или запреты, не разрешают совершение определенных действий. Например, «никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону» (ч. 4 ст. 3 Конституции РФ). Нормы уголовного права являются главным образом запрещающими.

Управомочивающие нормы предоставляют субъектам определенные права или возможности совершать положительные действия. Например, гл. 2 Конституции РФ содержит права человека и гражданина на жизнь, на свободу личности и личную неприкосновенность, на тайну личной жизни, неприкосновенность жилища, свободу совести и др.


По выполняемым функциям нормы права делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы содержат предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений. Это большинство норм права. Охранительные нормы направлены на защиту правопорядка, прав и свобод человека, предусматривают меры наказания или иного юридического воздействия на правонарушителя.

По времени действия нормы можно разделить на постоянные и временные. К числу последних можно отнести установления, содержащиеся в разделе 2 Конституции РФ «Заключительные и переходные положения». Например, п. 6 абз. 2 устанавливает, что «до приведения уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями настоящей Конституции сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления». В настоящее время эта норма утратила силу. Указанные и другие меры назначаются по решению суда. Остальные нормы права принимаются без определения срока их действия, т. е. до отмены их другим актом.

По кругу лиц, на которых распространяется действие норм, они делятся на общие и специальные. Иногда в учебниках эту классификацию формулируют как нормы общего и конкретного содержания, или нормы родового и видового содержания. Общие нормы распространяются абсолютно на всех, кто находится на территории данного государства, а специальные нормы – только на определенный круг лиц – военнослужащих, учащихся, пенсионеров, работников районов Крайнего Севера и др. Под нормами общего содержания проф. А.В. Мицкевич понимает нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-цели, т. е. учредительные, исходные нормы, а под нормами конкретного (видового) содержания – нормы, регулирующие конкретные виды общественных отношений.

По субъекту правотворчества нормы права можно делить на нормы законов и нормы подзаконных актов, а последние – на нормы правительственных актов, ведомственных актов, актов глав местной администрации и др.

Выделяют также локальные нормы, которые принимаются на отдельных предприятиях, в организациях, фирмах, общественных организациях и др. и действуют только в пределах данной организации, например правила внутреннего трудового распорядка, положения о проведении конкурсов и др.


В последние годы выделяются в качестве самостоятельной разновидности так называемые специализированные нормы, например компенсационные. Они регулируют общественные отношения, связанные с возмещением ущерба и иных потерь, возникших у субъектов правоотношений и направленные на защиту прав, законных интересов граждан, их объединений и организаций. Данные нормы отличаются от других норм прежде всего целевой направленностью – возмещение (восполнение) потерь. К таким потерям относится и моральный вред. Другая особенность этих норм состоит в том, что их практическое применение всегда связано с рассмотрением конкретных дел. Содержание компенсационных норм направлено на положительный результат – возмещение вреда, компенсацию потерь. Специальное назначение характерно и для коллизионных норм. Они предназначены разрешать противоречия (столкновения) между различными нормами, которые по-разному регулируют одни и те же общественные отношения. Коллизионные нормы в силу их особого назначения имеют и своеобразную структуру – гипотезу и диспозицию. Санкция как таковая отсутствует.

Возможны и другие классификации норм права. Например, в зависимости от характера структурных элементов нормы права – гипотезы, диспозиции и санкции – выделяют абсолютно-определенные, относительно-определенные, альтернативные, бланкетные, отсылочные нормы права.

3 БИЛЕТ. Понятие права.

В разные исторические эпохи менялось представление о праве. Это объяснялось развитием общества, государства, сложной природой права. Например, Аристотель считал право олицетворением политической справедливости и нормой политических отношений между людьми. Право служит критерием справедливости и является регулирующей нормой политического общения. Сократ (469– 399 гг. до н. э.) и Платон (428/427–348/347 гг. до н. э.) в своем правопонимании также исходили из совпадения справедливого и законного. По учению Цицерона, в основе права лежит присущая его природе справедливости.

Современный российский правовед С.С. Алексеев рассматривает право в трех образах:

– общеобязательные нормы, законы, деятельность судебных и других юридических учреждений, т. е. речь идет о реалиях, с которыми человек сталкивается в своей практической жизни;

– особое сложное социальное образование, такое же, как государство, искусство, мораль;

– явление мирозданческого порядка – одно из проявлений жизни людей. В юридической литературе право отождествляется с такими категориями, как норма права, принуждение, воля государства, интерес, свобода и т. д.


Каждый из этих образов – своеобразный угол зрения в понимании права. Многообразие определений понятия «право» объясняется: а) особенностями его познания, что связано с обособлением определенных качеств, свойств права и недооценкой других качеств; б) многообразием проявлений права, которое может существовать в форме правовых норм, в форме идей и представлений о праве, в форме общественных отношений, порождающих нормы права и испытывающих, в свою очередь, воздействие этих норм. В зависимости от того, какого из названных начал или форм придерживаются те или иные исследователи, сложились три разных подхода к праву, к его пониманию, или три типа правопонимания: нормативный;нравственный (философский); социологический.

При нормативном подходе (его иногда называют этатистским от франц. слова «Etat» – государство) право рассматривается как система регулирующих человеческое поведение правил, исходящих от государства и охраняемых им. Нормативное правопонимание основывается на теории позитивного права, отождествляющего право и закон. Государственная власть является источником права.

Нравственный (философский) подход к пониманию права (его еще называют естественно-правовым) основывается на теории естественного права, которая имеет свои корни в политико-правовых учениях XVII–XVIII вв. С позиций естественного права последнее толкуется как идеологическое явление (идеи, представления, принципы, идеалы, мировоззрение), отражающее идеи справедливости, свободы человека и формального равенства людей. Нравственный подход признает важнейшим началом права, правовой материи его духовное, идейное, нравственное начало, т. е. представления людей о праве.

Социологический подход к пониманию права сложился во второй половине XIX в. и был направлен на познание права как социального явления, которое относительно независимо от государства. Он отдает предпочтение действиям или правоотношениям. Причем правоотношения противопоставляются нормам права, составляют центральное звено в правовой системе. Право – это не то, что задумано и записано, а то, что получилось в действительности, в практической деятельности адресатов норм права. Нормы права представляют собой только часть права, а право не сводится к закону. Представители социологического подхода к праву различают право и закон. Собственно право составляют правоотношения и складывающийся на их основе правопорядок.

4.Понятие нормы права. Логическая структура: общая и отраслевая.


Нормы права – продукт сознательной деятельности человека, обусловлены интересами людей, их групп, классов, слоев, всего общества. Поэтому процесс создания норм права сложен и определяется многими факторами и условиями жизни общества, включая международную обстановку.

1. Нормы права регулируют не любые, а наиболее важные для жизни общества или определенных групп населения общественные отношения. При этом регулирование этих отношений осуществляется на государственно-политическом уровне. Иначе говоря, нормы права исходят от государства. Это один из основных признаков норм права.

2.В нормах права закрепляются, как правило, уже сложившиеся, повторяющиеся общественные отношения. Но нормы права могут и программировать развитие общественных отношений, направлять их развитие в определенное русло.

3. Норма права представляет собой модель регулируемых общественных отношений, которые желательны с точки зрения государства и общества.

4. Нормы права обладают определенной сущностью, имеют конкретную форму и содержание. Сущность, как известно, позволяет установить, чьим интересам служит право и чью волю оно выражает. В отдельной норме сущность не имеет ярко выраженного характера, а лишь в совокупности норм, в отдельных правовых институтах или отраслях, а также в праве в целом. В юридической литературе принято выделять: логическое, волевое и социально-юридическое содержание нормы права.

Можно привести и другие определения нормы права. В них подчеркивается, что норма права:

1) носит общий характер, т. е. это правило поведения; норма права отличается нормативностью;

2) содержит общеобязательное правило поведения – оно распространяется на всех, кто вступает в сферу ее действия;

3) характеризуется неперсонифицированностью, т. е. распространяет свое действие на всех или на большую группу людей (например, военнослужащих, учащихся), а не на конкретное лицо и не на конкретный случай;

4) рассчитана на неопределенное число случаев реализации, т. е. может действовать неоднократно, каждый раз, когда возникнут условия или обстоятельства для ее применения. При этом норма права не прекращает своего действия после исполнения в отличие от индивидуальных актов (многократность действия);

5) облекается в письменную, документальную форму, т. е. обладает формальной определенностью, связана с конкретной процедурой ее принятия и применения (уголовный, гражданский процесс);