Файл: 1. Цивилизационный подход к типологии государства и права. Классификация нормы права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.02.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6) имеет государственно-властный характер. Предписания нормы права представляют собой не пожелание или совет, как действовать в той или иной ситуации, а властное предписание, обязательное для каждого, кто попадает в сферу действия данной нормы. При этом государство устанавливает, что является правомерным, а что неправомерным;
7) гарантирована со стороны государства. В случае несоблюдения нормы права государство может применить принуждение;
8) обладает предоставительно-обязывающим содержанием, т. е., предоставляя права, норма права одновременно возлагает на данное лицо или других лиц соответствующие обязанности, а возлагая обязанности, одновременно наделяет конкретными правами;
9) системна, т. е. находится не в хаотическом состоянии, а в определенной организации – системе. При этом норма права специализируется на выполнении определенных функций – регулятивной, охранительной и др.
Под структурой нормы права понимается совокупность составляющих ее элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Это внутреннее строение нормы, определенный порядок связи и взаимодействия ее элементов.
Элементы структуры нормы права:
Гипотеза – те условия, юридически важные обстоятельства с которыми возникает следующая часть нормы. | Диспозиция – само правило поведения, т.е. права и обязанности сторон. | Санкция – неблагоприятные последствия, которые возникают, если нарушена диспозиция. |
1. Гипотеза
-
простая – содержит одно условие, обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие нормы; -
сложная – ставит действие нормы в зависимость от двух и более обстоятельств. Все условия необходимы одновременно; -
альтернативная – ставит действие нормы в зависимость от одного из нескольких перечисленных в законе обстоятельств.
2. Диспозиция
-
простая – лишь называет поведение, но не раскрывает его существенные признаки; -
описательная – описывает все существенные признаки поведения; -
ссылочная – не излагает правило поведения, а отсылает для ознакомления к другой норме права.
-
Абсолютно-определённая – исчерпывающе формулирует правило поведения; -
Относительно-определённая – даёт возможность уточнить правило поведения в каждом конкретном случае в пределах нормы; -
Бланкетная – отсылает к правилу поведения, содержащемуся в другом акте; -
Отсылочная – отсылает к правилу поведения, содержащемуся в том же акте, но к другой его статье.
3. Санкция
-
Простые – предусматривают один вид ответственности; -
Сложные – несколько видов ответственности.
По степени юридической определённости:
-
Абсолютно-определённые – точно указан размер неблагоприятных последствий; -
Относительно-определённые – установлены границы неблагоприятных последствий (от минимума до максимума); -
Альтернативные – «или, либо», содержат указание на несколько возможных санкций.
По способу воздействия на регулируемые отношения:
-
Поощрительные -
Компенсационные – определяют виды и порядок компенсации потерпевшему от чьих-либо неправомерных действий; -
Правовосстановительные – направлены на восстановление нарушенного права; -
Карательные - устанавливаются для наказания правонарушителя и для предупреждения нежелательных, вредных и опасных действий.
В науке было сформулировано учение о логической норме права, под которой понимается выявляемое логическим путем общее правило, раскрывающее связи между нормативными предписаниями и обладающее набором свойств, характеризующих государственно-властную и регулятивную природу нормы права. Структура логической нормы выражается формулой: «если… то… иначе». Словами «если» обозначается гипотеза; «то» – диспозиция; «иначе» – санкция. Трехчленная структура юридической нормы позволяет четко определить вариант требуемого поведения, ситуацию, при которой должна действовать норма, и санкцию, которая будет применена при нарушении нормы. Данная структура присуща нормам – правилам поведения.
5 БИЛЕТ.ПРАВО И ПОЛИТИКА.ПРАВО И КУЛЬТУРА.
В политике принято выделять объективные и субъективные начала. К объективным началам относятся складывающиеся в определенных исторических условиях отношения между классами, нациями, государствами. Эти отношения во многом определяются экономическим строем общества и не могут быть произвольно изменены. Субъективные начала в политике составляет практическая деятельность классов, наций, государств, политических партий и движений, осуществляющих свои интересы, намеченные цели. В этом случае политика выступает как осознанная волевая деятельность людей и их объединений. К субъективным началам относятся и политические идеи, взгляды представителей различных социальных групп и слоев общества, отражающие их интересы и выражающие их отношение к другим социальным группам, классам, партиям, к государству и т. д. Аристотель считал, что политику составляет то, что относится к государству. Многие ученые философы и политологи более позднего времени отождествляли политический строй и государство, а политику связывали с деятельностью государства. Таким образом, политика фигурирует чаще всего как государственная политика. Государственная политика проявляется в первую очередь в актах государства. Это нормативные правовые акты, а также декларации, обращения, призывы и иные официальные документы. Они принимаются от имени государства. Право и политика тесно связаны друг с другом, в их социальном назначении много общего, они оказывают взаимное влияние.
Общее у них, во-первых, то, что и право, и политика обусловлены объективными потребностями и интересами людей. Во-вторых, их социальное назначение состоит в том, чтобы упорядочивать общественные отношения, разрешать социальные конфликты. Вместе с тем это различные явления. Различия между ними заключаются в следующем: 1) политика охватывает более широкий круг отношений по сравнению с правом. Политика проникает во многие части надстройки и формы общественного сознания. Право регулирует менее узкий круг общественных отношений, т. е. право не исчерпывает всей государственной политики; 2) политика – более динамичное явление, чем право. Политика быстрее реагирует на новые общественные потребности и в этом плане как бы предшествует праву. Право медленнее реагирует на изменения в общественных отношениях; 3) политика имеет
более разнообразные формы и методы выражения, чем право. Право имеет строго определенную форму выражения (закон, указ, постановление и др.), а методы воздействия права на общественные отношения ограничены: диспозитивный, императивный, рекомендательный и поощрительный методы регулирования. Надо отметить, что право не представляет собой пассивной формы политики.
В теории государства и права сложились два противоположных подхода к трактовке соотношения политики и права. Первый подход исходит из приоритета политики, в частности утверждается: право ничто без политики, не существует права аполитичного, не зависимого от политики. При этом подходе право рассматривается как инструмент политики, рычаг политических преобразований. Этот подход был господствующим в советское время. Второй подход состоит в том, что приоритет отдается праву: право трактуется как фундамент всех политических процессов. Однако многие юристы полагают, что нельзя однозначно подходить к соотношению права и политики. В каждом типе государства это соотношение различно. Поэтому требуется конкретно-исторический подход, который позволяет выявить роль права или политики в той или иной ситуации. Известно, что политика может быть инициатором прогрессивных социальных изменений, а право, напротив, будет тормозить эти реформы. В ряде случаев принятые реакционные законы были отменены только благодаря усилиям политических движений и политических деятелей.
Право и культура
Право тесно связано не только с экономической и политической сферами общества, но и с его культурным слоем.
Взаимосвязь права и культуры проявляется с двух сторон. Во-первых, характер права, законодательства во многом определяется уровнем культурного развития общества. Исторический анализ права убедительно показывает, что его развитие от варварского права к праву цивилизованных государств происходило параллельно и в значительной мере благодаря культурному развитию общества. Это проявляется как в состоянии законодательства, его системности, организованности, отсутствии противоречий и пробелов. С другой стороны, изменялись методы и типы регулирования - от грубой прямолинейной императивности к диспозитивному регулированию. Наконец, высший уровень культурности проявился в содержании права, когда в основу его регулирования был поставлен человек, отдельная личность, а основой содержания стали права человека. Наконец, изменялись и методы обеспечения. Из правовых постепенно устранялись такие антигуманные санкции, как четвертование, посажение на кол и т.д. Наконец, международным сообществом поставлена цель устранения из прав таких мер наказания как смертная казнь. Взаимосвязь права и культуры отражается и в категориальном аппарате юриспруденции. Так, широкое распространение и достаточно глубокое развитие получила категория «правовая культура». Отдельные авторы в качестве одного из принципов законности рассматривают принцип «единства законности и культурности». В качестве комплексных отраслей (институтов) права иногда анализируются «гуманитарное право», «культурное право» и т.д.
С другой стороны, право само активно влияет на развитие культуры. Позитивное право регулирует многие отношения в социально-культурной сфере общества. Опыт отечественного регулирования показывает, что в случае, когда основное влияние оказывается обращенным на правовое регулирование экономических отношений, оставляя в стороне регламентацию социально – культурных отношений, то резко падает уровень культуры населения, возрастает преступность.
Культура и право имеют несколько абсолютных и относительных закономерностей, проявляющихся в их взаимодействии:
-
1) право является лишь незначительной частью культуры наряду с политикой, экономикой, искусством, религией и др.; -
2) право появляется и развивается в процессе самосовершенствования культуры, постепенно выделяясь из нее своими неповторимыми гранями, особенностями нормативности; -
3) право имеет такие свойства, какие не имеет ни один тип, вид или составная часть культуры: а) общеобязательность; б) формальная определенность, что включает в себя четкий регламент принятия норм права, вступления в законную силу и правоприменения; в) охрана и обеспеченность выполнения государством при помощи возможного применения мер принуждения; г) многократность применения; д) жесткая системность; е) состоит из четко взаимосвязанных между собой отраслей права, а те, в свою очередь, из правовых институтов и норм; -
4) выделившись из культуры, право обретает собственные законы развития, которые не исключают, а предполагают влияние на него возделывания;
6. Религиозные тексты как источники права.
Религиозные тексты как источник права имеют ограниченное применение в мировой практике и обладают юридической силой в арабских и некоторых других странах, входящих в систему мусульманского права. Роль священных книг в качестве источника права сохранилась в некоторых современных странах ислама, например, в Афганистане Основными источниками мусульманского права являются Коран и Сунна, которые не содержат в себе ясно выраженных правил поведения, указаний на права и обязанности сторон.В настоящий момент для РФ религиозные текста как источник права нецелесобразен,так как РФ-явл.светским государством и церковь не может диктовать законы и нормы поведения как принято издавна на Руси.Также религиозные организации и текста(церковь в целом)влияет на развитие больше социальных,межличностых отношений,чем как диктатор права.