Файл: 1. Цивилизационный подход к типологии государства и права. Классификация нормы права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
регулировании используются методы стимулирования, рекомендации, поощрения и др. Систему нормативных регуляторов составляют нормы права, морали, политические, корпоративные нормы, обычаи, традиции, деловые обыкновения, нормативно-технические нормы и др. Разновидностью правовых регуляторов являются: правовой обычай;судебный прецедент;правовая доктрина. К специфическим нормативным регуляторам относятся религиозные нормы. Все нормативные регуляторы взаимодействуют друг с другом в процессе регулирования общественных отношений, а также с другими регуляторами, которые принято обозначать как ненормативные. Выделяют три вида ненормативных регуляторов – ценностный, директивный и информационный, также воздействующих на общественные отношения. Ценностный регулятор определяет поведение членов общества с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, стереотипов поведения, психологических установок. Они формируются прежде всего в культуре общества или отдельных народов, наций, в профессиональной среде, половозрастных группах и т. д. Ценностный регулятор складывается и закрепляется в памяти этноса и сохраняет свое регулирующее значение на последующих этапах развития общества длительное время. Он содержит в себе традиционно-ритуальные, обрядовые, символические формы, которые устойчивы, например, в сфере трудовых, семейных и национальных отношений. Директивный регулятор есть способ воздействия на общественные отношения с помощью директивы, приказа, указания, направленных на решение какой-либо важной задачи, цели. Например, директивы КПСС в период административно-командной системы по различным вопросам жизни страны, в том числе в области законотворчества, планирования и др. Информационный регулятор представляет собой воздействие на общественные процессы с помощью средств массовой информации (СМИ), например использование СМИ в защите прав и свобод человека, для привлечения внимания общественности к важным вопросам жизни общества или к отдельным мероприятиям. Действие информационного регулятора, его эффективность обусловлены связью с институтом гласности, т. е. этот институт обеспечивает участие населения в делах государства и его информирование о положении дел в стране. Ненормативные регуляторы способны как умножить действие нормативных, в том числе правовых норм, так и затормозить, блокировать или нейтрализовать, исказить их действие. Не каждая норма права является социально полезной и эффективной, хотя она принята в установленном порядке. Выяснение действия ненормативных регуляторов позволяет установить, что конкретно влияет на бездействующую правовую норму, обеспеченную государственным принуждением, какие регуляторы оказались приоритетнее правовых. У ценностного регулятора, как известно, велика сила имитации, подражания массовому поведению («поступай как все»). Это древнейший из всех регуляторов. Отсюда нормы права, не учитывающие сложившиеся в обществе ценностные ориентиры, не
будут реальными, действующими. Директивный и информационный ненормативные регуляторы также имеют соответствующие материальные и моральные стимулы. Их влияние огромно, например невыполнение директив КПСС грозило исключением из партии, наложением партийных взысканий, увольнением с работы и др.

БИЛЕТ 54.ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ В РФ.

К подзаконным относятся чаще всего нормативные акты, принимаемые органами исполнительной власти. Они не могут противоречить законам. Это указы Президента РФ, акты Правительства РФ, министерств, ведомств, акты исполнительных органов субъектов Федерации. Указы Президента РФ, предусмотренные Конституцией РФ (ст. 90), обязательны для исполнения на всей территории страны. Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Помимо нормативных указов Президент вправе принимать указы ненормативного характера, а также распоряжения по оперативным вопросам. Все акты Президента должны приниматься в пределах его компетенции, закрепленной в Конституции РФ. Постановления Правительства РФ издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Эти акты также носят подзаконный характер, не должны противоречить указам Президента РФ нормативного характера, обязательны к исполнению в Российской Федерации, а в случае противоречия правительственных актов Конституции РФ, федеральным законам, указам могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115 Конституции РФ). Ведомственные акты издаются министерствами и иными органами исполнительной власти в пределах их компетенции и регулируют внутриведомственные отношения. В некоторых случаях отдельные ведомства вправе принимать акты межведомственного характера, затрагивающие права и обязанности граждан и организаций, не подчиненных данному ведомству. Это относится к таким ведомствам, как Министерство внутренних дел, Министерство финансов, Министерство транспорта, налоговая служба, санитарно-эпидемиологический надзор и т. д. Чаще всего такие акты принимаются в форме приказов, инструкций, положений, инструктивных писем и др. Акты межведомственного характера подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и должны быть опубликованы для всеобщего сведения. Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации носят подзаконный характер, издаются компетентными органами государственной власти в процессе осуществления своей деятельности и в пределах компетенции, возложенной на них, действуют на территории конкретного субъекта Федерации, находятся в строгой иерархии по отношению друг к другу. К числу таких актов относятся: а) нормативные указы (постановления) глав субъектов Федерации; б) постановления правительства; в) нормативные правовые акты министерств и других органов исполнительной власти; г) акты органов местного самоуправления; д) акты руководителей предприятий и учреждений. Названные акты не могут противоречить федеральному законодательству, конституции (уставу) субъекта Федерации, его законодательству и издаются во исполнение законов, актов высших должностных лиц и правительств субъектов Федерации.


БИЛЕТ 55.СОЦ И ТЕХ НОРМЫ

Действующие в обществе нормы принято подразделять на две большие группы: социальные и технические. Социальные нормы – это определенные образцы, стандарты, модели поведения участников социального общения. Иногда в юридической литературе социальные нормы характеризуют как правила поведения в обществе, отражающие потребности и интересы людей. Или еще одно определение: это правила поведения общего характера, направленные на регулирование социально значимого поведения. Технические нормы – это правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и предметами природы (проф. А.В. Малько). Они регулируют отношения между людьми и внешним миром – природой, техникой. Это отношения человек – машина, человек и производство. Технические нормы не имеют социального содержания, но их соблюдение важно, так как иначе неизбежны аварии, катастрофы, подобные чернобыльской. К техническим нормам относятся биологические, санитарно-гигиенические, технологические, экологические и др. Их нельзя отождествлять с законами природы. Технические нормы создаются людьми, а законы природы существуют объективно, т. е. не зависят от воли человека. Наиболее важные технические нормы закрепляются в нормах права, приобретают юридическую силу и называются технико-юридическими. За их нарушение устанавливается юридическая ответственность. Таким образом, они являются не только целесообразными, но и общеобязательными и влекут определенные юридические последствия. Это Правила противопожарной безопасности, Правила дорожного движения, Правила производства строительных работ, различные ГОСТы, стандарты и т. д. В условиях научно-технического прогресса значение технических норм возрастает, так как технические ошибки могут привести к промышленным и экологическим катастрофам. В этом плане можно утверждать, что технические нормы обладают определенной социальной значимостью.

БИЛЕТ 56.ЗАКОН КАК НПА

  1. Закон как нормативный правовой акт: признаки, место и роль в системе нормативных правовых актов. Виды законов.

Закон – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принимаемый по строгой процедуре верховным органом государственной власти, регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения.

От других нормативных актов законы отличаются тем, что:


1) принимаются только высшими органами государственной власти; в современном мире это, как правило, высшие представительные органы (парламенты), а в нескольких существующих абсолютных монархиях – монархи;

2) процедура принятия законов чётко закреплена, как правило, в конституции страны, а также в регламенте законодательного органа; это призвано обеспечить «прозрачность» процедуры, её подконтрольность обществу, а также качество принимаемых законов;

3) регулируют наиболее важные и устойчивые общественные отношения, обуславливая первичный, базовый характер содержащихся в них норм права, играя тем самым роль фундамента для всей последующей правотворческой деятельности;

4) обладают высшей юридической силой, то есть могут быть изменены или отменены только тем органом, который их принял; другими словами – все иные нормативные акты должны им соответствовать, а в случае противоречия между ними будут действовать нормы закона.

Закону в самых различных правовых системах принадлежит верховенство, но особое значение они имеют в романо-германских правовых системах.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям. По юридической силе они обычно делятся на два вида – конституцию и текущие законы.

Конституция (Основной закон) – это основополагающий учредительный политико-правовой акт, обладающий наивысшей юридической силой, устанавливающий общественный и государственный строй, систему и полномочия государственных органов, форму правления, форму государственного устройства и основные права и свободы человека и гражданина.

Конституции принимаются либо всем народом на референдуме, либо специально сформированным для этого органом. Она занимает ведущее место в системе нормативных актов, составляет основу всего законодательства.

Текущие законы составляют основное законодательное звено в системе нормативно-правовых актов. Они принимаются парламентами простым большинством голосов.

В некоторых государствах, в том числе, и в России, для регулирования связанных с конституцией вопросов (а в России и предусмотренных в Конституции) принимаются конституционные законы. Их отличает особая, усложнённая процедура принятия. По юридической силе они следуют сразу за конституцией.

В федеративных государствах помимо федеральных законов принимаются законы субъектов федерации. Они издаются в пределах своей компетенции представительными органами субъектов и распространяют своё действие только на территорию соответствующего субъекта.


Законы можно классифицировать по субъектам законотворчества – принятые в результате ре­ферендума (в России это только Конституция) или законодательным органом.

По отраслевому признаку законы делятся на конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.

По времени действия: постоянные законы (принимаются на неопределённый срок) и временные (принимаются на определённый срок, например, законы о бюджете Российской Федерации).

По уровню систематизации большинство законов относится к обычным, а некоторые к кодификационным (кодексы, основы законодательства).

57 БИЛЕТ.ФУНКЦИИ ПРАВА

По мнению одних ученых, функции права есть реализация его социального назначения, которое складывается из потребностей общественного развития. Социальное назначение права – урегулирование, упорядочение общественных отношений, придание им определенной направленности, стабильности, создание необходимых условий для реализации прав и свобод личности и нормальных условий для развития общества. Другие ученые полагают, что функции права – это главные направления правового воздействия на общественные отношения, т. е. формы, способы, пути влияния права на общественные отношения. Однако большинство отечественных ученых считают, что понятие «функции права» должно охватывать оба этих аспекта – и социальное назначение права, и вытекающие из этого назначения способы, пути воздействия права на общественные отношения. Таким образом, под функциями права следует понимать основные направления правового воздействия на общественные отношения в целях их упорядочения, урегулирования и придания им необходимой стабильности, единства и динамизма. В юридической литературе иногда употребляют термины не только «функции права», но и «функционирование права». Оба понятия очень близкие, но не совпадающие. Функционирование права – это действие права, реализация его функций, воплощение их в общественных отношениях, а функции права: 1) определяются сущностью права и его социальным назначением; 2) характеризуют необходимое воздействие права на общественные отношения. Иначе говоря, без такого воздействия общество на данном этапе не может обойтись; 3) направлены на осуществление наиболее важных, коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества; 4) активно воздействуют на общественные отношения, на их упорядочение; 5) характеризуются непрерывностью, длительностью действия. Система функций права непосредственно связана с системой права. Проф. Т.Н. Радько выделяет пять групп функций права: общеправовые, т. е. присущие всем отраслям права; отраслевые, т. е. свойственные одной какой-то отрасли права; межотраслевые (присущие двум и более отраслям права,