Файл: 1. Цивилизационный подход к типологии государства и права. Классификация нормы права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4) в системе права отрасли и институты права подразделяются и по предмету, и по методу правового регулирования, а в системе законодательства – только по предмету;

5) в системе права деление происходит по горизонтали (правовая норма, институт права, отрасль права), а в системе законодательства – как по горизонтали (отраслевое), так и по вертикали (иерархическое), так как система законодательства непосредственно отражает федеративную структуру государства.

46.ОБЩАЯ ХАР-КА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА.

Общая характеристика отдельных видов источников права

Выделяют 4 основные формы права:

  • Нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. (Конституция, законы, подзаконные акты) Нормативный акт - доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ.

  1. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.

  2. Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.

  3. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм.

  4. Нормативные акты поддерживаются Г, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона.

  • Правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку. .). В РФ правовой обычай имеет незначительное распространение (ст. 5 гр-го кодекса РФ – она признает обычаи делового оборота в кач-ве правовых норм). Правовой обычай признается источником права тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые населением. В рабовладельческих и феодальных обществах обычаи санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас встречается и другой способ санкционирования государством обычаев — отсылка к ним в тексте законов.

  • Юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юр.делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дела. Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Это, как называют специалисты по англосаксонской правовой системе, «ratiodcidendi». Из прецедента постепенно могут складываться и нормы законов. В недавнем прошлом в советской правовой науке прецедент как источник права оценивался только отрицательно, однако в последнее время тон критических высказываний несколько смягчился. Более того, уже встречаются предложения о необходимости приравнять судебную доктрину к источникам права. Думается, что предлагаемое возможно, но для этого необходимы независимый суд и соответствующая правовая подготовка судей, а также формирование их правосознания в том направлении, при котором станет возможным их правотворчество.

  • Нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами в результате которого возникает новая норма права. В отличие от нормативного акта, договоры выступают результатом соглашения между субъектами по поводу деятельности представляющей обоюдный интерес. Нормативный договор (международный договор, решение, конвенции), но приоритет регулируется Г-м. В РФ наибольшей юридической силой обладает международный договор.


47 БИЛЕТ.ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВООТНОШЕНИЙ.СОСТАВ ПРАВООТНОШЕНИЯ.

Правоотношения представляют собой разновидность общественных отношений, т. е. связь между людьми, их поступками, поведением, деятельностью. Правоотношения – одно из главных средств реализации права. В юридической литературе правоотношения определяются как общественные отношения, урегулированные нормами права. Это юридическая связь между субъектами данного отношения. Между фактическим и юридическим отношением существует единство, если поведение субъекта правомерно, т. е. соответствует нормам права. Если же такого соответствия нет, то между юридическим и фактическим отношением устанавливается противоречие, поскольку поведение отклоняется от требований нормы права и тем самым общественное отношение отклоняется от своей модели – юридического отношения. Правоотношение отличается рядом особенностей: 1) всегда возникает вследствие воздействия норм законодательства на поведение людей. Отсюда между возникновением правоотношения и нормой права устанавливается прямая зависимость: по общему правилу возникает только то правоотношение, которое предусмотрено нормой права. Нет нормы права, не возникнет и правоотношение. Однако с переходом к рыночным отношениям такого рода зависимость несколько ослабевает, поскольку правоотношения могут установиться на основе договора нормативного содержания, на основе делового обыкновения и т. д.; 2) это волевое отношение. Иначе говоря, для возникновения правоотношения требуется воля его участников, например при вступлении в брак, при заключении сделки купли-продажи и др. Но для некоторых видов правоотношений достаточно воли только одной стороны, например государства при возбуждении уголовного дела, при привлечении к административной ответственности; 3) представляет собой связь между субъектами через субъективные права и обязанности. Носитель субъективного права называется управомоченным лицом, а носитель юридической обязанности – лицом обязанным. В правоотношении управомоченному лицу всегда противостоит лицо обязанное, но в большинстве случаев права и обязанности в правоотношении возлагаются как на одну сторону, так и на другую, т. е. правам всегда соответствуют определенные обязанности; 4) предполагает индивидуализированную связь между субъектами, т. е. субъекты или поименно указаны, или по их социальной роли (продавец и покупатель, наследодатель и наследник, кредитор и должник и т. д.); 5) всегда охраняется государством, поскольку именно государство своими актами придает общественным отношениям юридический характер. Исходя из названных особенностей, дается более развернутое определение правоотношения: как юридическая связь между его субъектами, основным содержанием которой являются субъективные права и юридические обязанности и которая возникает на основе норм права в случае наступления предусмотренных нормой юридических фактов.


В составе правоотношений выделяют следующие элементы: субъекты, содержание и объекты. Субъектами правоотношений считаются его участники, имеющие субъективные права и юридические обязанности. Принято выделять такие субъекты: физические лица, организации (или коллективные субъекты), государство, а также социальные общности – народ, нации, население. Государство выступает самостоятельным субъектом: а) в межгосударственных, международных отношениях; б) в государственно-правовых отношениях, например в отношениях между Федерацией и ее субъектами, при принятии в российское гражданство, награждении государственными наградами; в) в охранительно-правовых отношениях. Как известно, судебные решения выносятся от имени государства; г) в гражданско-правовых отношениях, например по поводу федеральной собственности. Таким образом, государство может быть субъектом как публичных правоотношений, так и частноправовых. В зависимости от вида правоотношений, в которых государство является субъектом, меняется модель поведения, но не его сущность. Участие государства в частных правоотношениях отличается некоторыми особенностями. В данных правоотношениях государство находится в состоянии равенства с другими субъектами, но не лишается своих властных полномочий. Специфика его положения состоит в том, что государство принимает законы, издает административные акты, а в ряде случаев может пользоваться иммунитетом. По мнению некоторых ученых, в частых правоотношениях участвует не само государство, а его органы. Но это не означает, что вместо государства субъектом правоотношений выступают государственные органы, так как вне своих органов или уполномоченных лиц государство не может функционировать, в том числе распоряжаться своим имуществом. Государственные органы представляют государство как в публичных, так и в частных правоотношениях. Особый круг субъектов-организаций составляют юридические лица. Как правило, это организации, осуществляющие хозяйственную, социально-культурную деятельность. В статье 48 ГК РФ указываются признаки юридического лица: это организации, которые, во-первых, имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество; во-вторых, отвечают по своим обязательствам этим имуществом; в-третьих, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности; в-четвертых, могут выступать истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо от своего имени приобретает гражданские права и обязанности, и, следовательно, все претензии предъявляются именно к нему. Во всех сделках по своим обязательствам оно отвечает только своим имуществом. Что касается органов государства, то их правосубъектность закрепляется в компетенции. Как правило, государственные органы обладают правомочиями по совершению односторонних (в большинстве случаев) действий, которые порождают, изменяют или прекращают правоотношения Общественные организации также могут быть субъектами правоотношений, если они зарегистрированы в органах юстиции в установленном порядке. Это должны быть добровольные, некоммерческие, самоуправляющиеся объединения людей или юридических лиц негосударственного характера. Их правоспособность и дееспособность определяются целями и задачами данной организации. Иной правовой режим у коммерческих организаций. Общественные организации могут быть соучредителями коммерческих организаций, но такое соучредительство разрешается только благотворительным организациям, если они действуют в интересах потребителей, охраны экологии, культурных ценностей. К социальным общностям – субъектам правоотношений относятся народ, население, нации. Народ выступает субъектом правоотношений, возникающих в связи с проведением референдума; население муниципальных образований – местных референдумов; нация – правоотношений, связанных с реализацией права на самоопределение. Самый распространенный субъект правоотношений – физические лица. Каждый человек обладает правовым статусом, который включает общие для всех физических лиц права, свободы, обязанности, предусмотренные Конституцией и международными актами. Существенным элементом правового статуса является гражданство, поскольку политические права и обязанности принадлежат только гражданам данного государства, например избирательные права, права поступления на государственную службу. ринято различать понятия «субъект права» и «субъект правоотношения». Различия между ними состоят в следующем: 1) субъектом права может быть любое лицо, обладающее правоспособностью, и любое юридическое лицо, которому присуще качество правосубъектности, т. е. организованное и зарегистрированное в установленном законом порядке. Субъект же правоотношения в обязательном порядке должен обладать полным объемом правосубъектности, т. е. правоспособностью и деликтоспособностью; 2) субъект лишь потенциально может иметь права и обязанности, но не всегда их реализует. Субъект же правоотношения – всегда участник процесса реализации субъективных прав и юридических обязанностей; 3) субъект права определяется нормами права, а для субъекта правоотношения помимо норм права требуется наличие волевого момента – согласия на вступление в правоотношение (кроме правоохранительных); 4) субъект права, как правило, не персонализирован, субъекту же правоотношения во всех случаях отводится конкретная роль (управомоченное – обязанное лицо, перевозчик – получатель груза, продавец – покупатель и др.); 5) круг субъектов права и субъектов правоотношений необязательно будут совпадать, поскольку субъекты права не всегда могут вступать в правоотношения. Таким образом, субъектами права могут быть практически все физические и юридические лица, если об этом есть соответствующее указание закона, а субъектом правоотношений – только тот, кто обладает необходимым для этого набором юридических качеств (свойств). Содержание правоотношения составляют субъективные права и юридические обязанности. Эти элементы позволяют судить о характере и цели правоотношения. В юридической литературе различают юридическое и фактическое содержание правоотношения. Юридическое содержание – возможность совершения определенных действий управомоченным лицом или необходимость выполнения тех или иных действий обязанным лицом, а также необходимость соблюдения запретов, установленных нормами права. Фактическое содержание составляют реальные действия по осуществлению субъективных прав и выполнению юридических обязанностей. Субъективное право принадлежит субъекту правоотношения – управомоченному. В этом праве заключен интерес управомоченного лица – материальный, личный, политический или иной. Субъективное право представляет собой поведение возможное, его реализация целиком зависит от усмотрения управомоченного лица, от его желания и воли. Рамки реализуемого интереса определяются нормами объективного права, поэтому для характеристики субъективного права употребляют термин «мера возможного поведения», это мера свободы человека. Для
характеристики субъективного права важно также, что оно – гарантированная возможность поведения. При этом гарантируется оно формально, т. е. в том смысле, что лицо может лишь юридически претендовать на определенные блага или действия других лиц. Но эта возможность превращается в действительность только после того, как она начинает практически реализовываться. Субъективное право включает в себя полномочия: а) на собственные фактические действия, например использование вещи, находящейся в собственности данного лица; б) на принятие юридического решения продать, обменять, подарить, завещать определенное имущество; в) право требовать от другой стороны правоотношения исполнения обязанности, например возвратить долг, обменять проданную некачественную вещь; г) правопритязание, т. е. принудительное исполнение обязанностей другой стороной правоотношения. Нередко в субъективное право входят несколько правомочий. Например, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. (в ред. 1996 г.) «О защите прав потребителя» предусматривает пять полномочий потребителя, которые он вправе использовать по своему выбору в случае продажи ему товара ненадлежащего качества. Он может требовать: безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов, связанных с исправлением недостатков; уменьшения покупной цены; замены товара другой марки с соответствующим перерасчетом цены; расторжения договора купли-продажи и возмещения убытков. Если субъективное право нарушено не обязанным лицом, а другими лицами и организациями, то управомоченное лицо имеет возможность обратиться за защитой своего нарушенного права в правоохранительные органы. Юридическая обязанность – это необходимое поведение субъекта правоотношения, установленное для обязанного лица и имеющее целью удовлетворение субъективного права. Без соответствующей обязанности субъективное право не может существовать, так как оно становится необеспеченным. Юридическая обязанность – это не только необходимое, но и должное поведение. От выполнения юридической обязанности нельзя отказаться в одностороннем порядке. Она представляет собой меру должного поведения, т. е. сверх обусловленной обязанности нельзя требовать. Как должное поведение юридическая обязанность устанавливается законом. Это требуемое поведение, но юридическая обязанность становится фактической, когда она исполняется. Объекты правоотношений – это то, на что направлена деятельность субъектов, или то реальное благо, на пользование которым и охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности. Иногда в качестве объекта правоотношений называют интерес его субъектов. Действительно, без интереса, заинтересованности субъекты не вступят в правоотношения. Исключение составляют уголовно-правовые и административно-правовые правоотношения – здесь интерес присутствует у государства.