Файл: 1. Цивилизационный подход к типологии государства и права. Классификация нормы права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во всех современных государствах используется, прежде всего, такая наиболее четкая и совершенная форма права, как нормативный акт. Он представляет собой правовой акт, который содержит юридические нормы. Его отличительные черты: определенное содержание общих правил поведения, писания, строго документальная форма и особый порядок издания. Нормативный акт придает юридическим нормам официальный статус, юридическую силу. К числу в России относятся законы, нормативные указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств.

Нормативно-правовой акт – официальный письменный документ, принятый правотворческим органом в пределах его компетенции, который содержит правовые нормы.

Нормативные акты содержат юридические основания (нормы права) для разрешения индивидуальных дел. Нормативно-правовой акт выступает не только в юридическом смысле, но и фактическим источником: это то «резервуар», из которого люди черпают сведения о юридических нормах. Нормативно-правовой акт характеризует следующие черты:

содержит общеобязательное правило поведения – правовую норму;

обязателен для тех, на кого это правило рассчитано;

обладает соответствующей юридической силой, которая зависит от компетенции правотворческого общества;

действует независимо от своего исполнителя;

является в основном результатом правотворческой деятельности государственных органов.

Говоря о юридических актах, необходимо обратить внимание на то, что термин «акт» имеет в сфере права два значения:

а) правомерное действия – юридического факта, в том числе действия по правотворческому, когда законодательный орган совершает действия по изданию или отмене закона;

б) официального документа, в котором выражают и закрепляют результаты тех или иных действий и в котором, следовательно, они «пребывают».

Во всех правовых системах под нормативным актом понимается акт правотворчества, содержащий нормы права и исходящий от компетентного государственного органа. Он рассчитан на регулирование заранее неограниченного числа случаев и действует непрерывно. Этими признаками нормативный акт отличается как от актов применения права (где речь идет о приложении нормы к конкретному случаю, конкретному лицу), так и от актов толкования права (где речь идет о разъяснении того, как нужно понимать уже действующую норму).


Нормативный акт имеет определенные преимущества перед другими источниками права. Во-первых, государственные органы имеют большие координационные возможности для выявления общего интереса. Во-вторых, в силу определенных правил изложения нормативный акт является лучшим способом оформления устоявших норм. В-третьих, на него легко ссылаться контроль за его исполнением.

Нормативный акт является наиболее распространенным и, более того, даже классическим и первостепенным источником права для всех стран, объединяемых в систему «писаного права».

Нормативные юридические акты нужно строго отличать от инди­видуальных юридических актов, в которых содержатся не юридические нормы, а результаты индивидуальных действий по конкретным вопросам: либо разовое, персональное предписание (например, решение суда по конкретному вопросу, распоряжение потому или ино­му вопросу руководителя администрации), либо результаты юриди­ческих действий частных лиц (например, завещание, договор).

Нормативный акт, — доминирующий источник права по всех пра­вовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ.

1. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.

2. Нормативные акты, как правило, определенным образом сис­тематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.

3. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помотает проводить единую политику, не до­пускать произвольного толкования и применения норм.

4. Нормативные акты поддерживаются государством, им охраня­ются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушите­ли преследуются и наказываются на основании закона.

Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструк­ции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные государством.


Нормативно-правовые акты:

а) дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвленную структуру органов с определенными правотворче­скими полномочиями и значительным объемом иных функций, ко­торые реализуются с помощью издания юридических актов;

б) иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к. вышестоящим и не могут им противоречить;

в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам ис­полнения и реализации права, указания на которые содержатся в источниках.

БИЛЕТ 49.СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ,ИХ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ.

Субъекты (стороны) правоотношения - это участники правового отношения, обладающие взаимными правами и обязанностями Возможность того или иного субъекта быть участником правоотношения определяется его правосубъектностью, т.е. способностью быть субъектом права. Правосубъектность является особым свойством, политико-юридическим состоянием определенного лица и включает три элемента:

правоспособность

способность иметь субъективные права и юридические обязанности;

дееспособность

способность приобретать и реализовывать права и обязанности своими действиями;

деликтоспособность

способность нести юридическую ответственность за свои действия.

Важным свойством правосубъектности является ее гарантированность государством: соответствующие государственные органы обязаны обеспечить каждому субъекту возможность полного и беспрепятственного осуществления прав, а также исполнение обязанностей, определяемых его правосубъектностью. Как указывается в Международном пакте о гражданских и политических правах, принятом ООН в 1966 г., «каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности».

Объем правосубъектности различных субъектов права различен. Для индивидуальных субъектов он в основном зависит от возраста, гражданства, состояния душевного здоровья. Так, в РФ с 18 лет возникает активное избирательное право и право на вступление в брак, с 14 лет - обязанность нести ответственность за совершение наиболее опасных, а с 16 лет - всех преступлений и т.п. Граждане данного государства обладают большим объемом прав в политической сфере по сравнению с иностранцами, в том числе правом избирать и быть избранными в органы государственной власти, правом занимать ряд должностей, в том числе и в органах государственного управления и др., чего лишены иностранцы и лица без гражданства. Люди, страдающие душевными заболеваниями, в установленном законом порядке ограничиваются в правах и дееспособности (в том числе в избирательном праве, праве распоряжаться своей собственностью и т.п.). В определенной степени правосубъектность зависит и от других обстоятельств, таких, как пол, образование и др. Все это обусловливает то обстоятельство, что 
при равном общем правовом статусе граждан реальное правовое положение каждого из них неодинаково.

Правосубъектность государственно-территориальных образований и их населения, их возможность вступать в те или иные правоотношения определяются международно-правовыми актами, Конституцией государства, другими законами. Так, объем полномочий Российской Федерации и ее субъектов определяется, Конституцией РФ, конституциями республик в составе Федерации, уставами краев, областей и иных субъектов Федерации и др.

Правосубъектность органов государства, обладающих властными полномочиями, определяется их компетенцией, а правосубъектность организаций и индивидуальный субъектов, осуществляющих производственную, коммерческую и иную хозяйственную деятельность и зарегистрированных в установленном порядке, - статусом юридического лица. Объем компетенции и юридического статуса зависит, прежде всего, от целей создания и деятельности государственного органа или юридического лица.

Различается три вида правосубъектности: общая (способность, по сути дела абстрактная, быть субъектом права вообще);

отраслевая (способность быть субъектом права соответствующей правовой отрасли) и специальная (способность быть субъектом определенной группы общественных отношений в рамках конкретной отрасли права).

Общей правосубъектностью обладают все субъекты. В частности, все граждане потенциально могут стать носителями практически всех прав и обязанностей. Исключение составляют лишь те, которые обусловлены неизменными (например, пол) или необратимыми (такими, как возраст, неизлечимая душевная болезнь) обстоятельствами.

Отраслевой и специальной правосубъектностью обладают не все лица. Субъектом уголовно-правовых отношений, например, могут быть только граждане и другие индивидуальные субъекты, но не организации, а субъектом отношений ответственности за должностные преступления - только должностные лица и представители власти.

Следует иметь в виду, что право- и дееспособность разделяются только в гражданском праве. Гражданская правоспособность возникает с момента рождения (например, право иметь собственность), а дееспособность появляется позднее - ограниченная с 14 и полная с 18 лет. В других же отраслях права право- и дееспособность неразрывны и образуют единую праводееспособность: если человек обладает определенным правом, он всегда может реализовать его самостоятельно.


И правоспособность, и дееспособность гражданина могут быть ограничены только в случаях, установленных законом, и только в судебном порядке (рис. 3 и 4).



Рис. 3. Субъекты правоотношений



Рис. 4. Правосубъектность

Правосубъектность (правоспособность, дееспособность, деликтоспособность) индивидуальных субъектов зависит от следующих обстоятельств:

  • возраст;

  • гражданство;

  • состояние душевного здоровья;

  • пол;

  • другие обстоятельства.

Правосубъектность коллективных субъектов зависит от установленного законом (другими нормативными актами) объема и содержания их полномочий.

Субъектами правоотношений считаются его участники, имеющие субъективные права и юридические обязанности. Принято выделять такие субъекты: физические лица, организации (или коллективные субъекты), государство, а также социальные общности – народ, нации, население. Государство выступает самостоятельным субъектом: а) в межгосударственных, международных отношениях; б) в государственно-правовых отношениях, например в отношениях между Федерацией и ее субъектами, при принятии в российское гражданство, награждении государственными наградами; в) в охранительно-правовых отношениях. Как известно, судебные решения выносятся от имени государства; г) в гражданско-правовых отношениях, например по поводу федеральной собственности. Таким образом, государство может быть субъектом как публичных правоотношений, так и частноправовых. В зависимости от вида правоотношений, в которых государство является субъектом, меняется модель поведения, но не его сущность. Особый круг субъектов-организаций составляют юридические лица. Как правило, это организации, осуществляющие хозяйственную, социально-культурную деятельность. В статье 48 ГК РФ указываются признаки юридического лица: это организации, которые, во-первых, имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество; во-вторых, отвечают по своим обязательствам этим имуществом; в-третьих, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности; в-четвертых, могут выступать истцом и ответчиком в суде Общественные организации также могут быть субъектами правоотношений, если они зарегистрированы в органах юстиции в установленном порядке. Это должны быть добровольные, некоммерческие, самоуправляющиеся объединения людей или юридических лиц негосударственного характера. Их правоспособность и дееспособность определяются целями и задачами данной организации. Иной правовой режим у коммерческих организаций. Общественные организации могут быть соучредителями коммерческих организаций, но такое соучредительство разрешается только благотворительным организациям, если они действуют в интересах потребителей, охраны экологии, культурных ценностей. К социальным общностям – субъектам правоотношений относятся народ, население, нации. Народ выступает субъектом правоотношений, возникающих в связи с проведением референдума; население муниципальных образований – местных референдумов; нация – правоотношений, связанных с реализацией права на самоопределение. Самый распространенный субъект правоотношений – физические лица. Каждый человек обладает правовым статусом, который