Файл: Использование стихов и песен для развития лексических навыков на уроках английского языка на начальном этапе обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава II Теоретические и практические основы использования стихов и песен при обучении лексике на начальном этапе.

2.1. Развитие лексических навыков на уроках английского языка посредством стихов.

Одной из важнейших задач на уроке является повышение его эффективности. Под эффективностью урока понимается показатель качества знаний, умений и навыков учащихся. Существует множество приемов и методов повышения эффективности уроков английского языка. Одним изнаиболее эффективныхявляетсяиспользование песенного и стихотворного материала. Рассмотрим подробнее вопрос, каким образом происходит развитие лексических навыков на уроке посредством стихов.

Не секрет, что легче запоминается материал, который преподносится в стихотворной форме в форме рифмовок. Использование стихотворений позволяет учителю лишний раз обратиться к памяти учащихся, способствовать ее тренировке, развивать ее. Стихотворения – прекрасный материал не только для запоминания лексических единиц, но и грамматических структур.

При чтении стихотворения учащийся видит осознанное использование лексики для передачи мысли автора и знакомится с различными функциями языка в общении. Иностранный язык, как и родной, выполняет все четыре функции: служит средством познания, является хранителем национальной культуры, является средством общения и выражения отношения к миру, выступает в качестве инструмента развития и воспитания.

Поэзия, используемая на уроке, является образцом аутентичной литературной речи, способствует развитию творческих способностей учащихся.

Эффективность работы со стихотворением на уроке во многом зависит от правильности организации работы, от выбранных учителем упражнений, которые способствуют развитию мотивации учащихся и активизируют мыслительную деятельность детей.

Поэтический материал несет в себе сведения страноведческого характера, раскрывает особенности другой национальной культуры. При отборе материала важно обращать внимание на те стихотворения, которые имеют педагогическую ценность и содействуют приобщению к культуре страны изучаемого языка.

За курс начальной школы младшие школьники должны усвоить лексические единицы и уметь их использовать в устной и письменной ситуации общения:


1)продуктивные и рецептивные умения навыки:

- правильно выбирать слова, словосочетания в зависимости от ситуации;

- правильно сочетать слова в предложениях;

- сочетать новые слова с ранее усвоенными;

- выбирать нужное слово из предложенных (синонимов/антонимов);

- соотносить графический образ слова с его звуковым образом;

- соблюдать правильное ударение в словах;

- узнавать и понимать изученные слова в речи и тексте;

- раскрывать смысл слова, исходя из контекста;

- восстанавливать слово, предложение;

- записывать слова под диктовку;

2) социокультурные:

- знание речевых и этикетных формул;

- знание лексики, обозначающее время;

- умение строить общение в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка и другое.

Достижение необходимого уровня знаний возможно с помощью многих методов и приемов, одним из которых является использование на уроках стихотворений.

И.Л. Шолпо в своей работе отмечает следующие преимущества использования стихотворений на уроках английского языка:

- стихи, песни – это тот текстовый материал, который вызывает положительный эмоциональный отклик у детей, который им интересен. Следовательно, школьники с удовольствием работают на уроке, что также способствует лучшему усвоению материала;

- аутентичный литературный или фольклорный материал содействует постижению языка в контексте культур;

- поэзия и песни являются эффективным материалом для отработки произношения, интонации, ритма;

- при работе со стихами и песнями происходит многократное повторение высказываний, восприятие одних и тех же лексических единиц, но это не утомляет учащихся, а наоборот активизирует их. 20

Работа со стихотворением может делиться на несколько этапов:

1.Аудирование со зрительной опорой на текст или без неё с заданиями типа: «выбери подходящее название», «заполни пропуски» и так далее.

2. Аудирование с голоса учителя со зрительной опорой и перевод.

3. Построчное повторение с отработкой труднопроизносимых слов и правильной интонацией.

4 . Заучивание рифмовки наизусть: дети хором читают рифмовку несколько раз подряд, а учитель при этом каждый раз стирает с доки несколько слов рифмовки до тех пор, пока не остается несколько ключевых слов. После чего учитель стирает все оставшиеся слова и спрашивает, кто может рассказать рифмовку по памяти.


5.Учащиеся должны вспомнить и записать рифмовку в черновике, а затем попытаться придумать свою рифмовку по аналогии.21

Выбор приема работы с поэтическим произведением и подбор упражнений зависит от:

- темы урока

- поставленных целей

- уровня знаний младших школьников

- этапом обучения.

Работа со стихотворениями и рифмовками может быть использована на любом этапе занятия:

  – Warm-upactivities (речевая разминка или фонетическая зарядка);

        – Lead-inactivities (введение к последующей работе на уроке);

        – Extraactivities (дополнительные упражнения для снятия усталости);

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что поэтическая форма – эффективное средство, которое оказывает влияние на ребенка, его эмоции, чувства, способствует эстетическому воспитанию.

Включение в урок стихотворений активизирует учащихся, мотивирует к изучение иностранного языка, знакомит с поэзией и культурой страны изучаемого языка.

Разучивание стихов способствует расширению словарного запаса младших школьников, совершенствованию произносительных навыков. Скороговорки, рифмовки, короткие стихи можно использовать во время фонетической зарядки в начале урока.

При работе с поэтическими формами необходимо соблюдать ряд требований: выбирать доступные для понимания детей произведения, языковой материал должен соответствовать требованиям программы.

Во время заучивания стихов нужно добиваться осмысления содержания текста и языкового воплощения, дальнейшего применения заученного материала в речи детей в различных ситуациях общения.

Таким образом, стихотворения стимулируют учеников к монологическим и диалогическим высказываниям, служат основой развития речемыслительной деятельности школьников, способствует развитию как подготовительной, так и не подготовительной речи.

2.2. Песня и ее роль в формировании лексических навыков.

Одним из эффективных способов усвоения иностранных языков, по мнению многих методистов, а также сторонников суггестопедии, является искусство, которое по своей специфике может породить иноязычную речевую деятельность. Искусство «индуцирует в обучаемом индивидуальные процессы

переработки зрительных, музыкальных и языковых образов и обуславливает в конечном итоге субъективно-креативные продуктивные речевые процессы».
22

Музыка является одним из видов искусства, способствует эстетическому и нравственному воспитанию личности, является образной и слуховой наглядностью, способствует творческому развитию.

Г. Блель и K. Хельвиг выделяют 7 функций, которые, по их мнению, объединяют музыку и иностранные языки:

1) физиологическая функция, направленная на запоминание;

2) психогигиеническая функция, способствующаярелаксации, разгрузке;

3) эмоциональная;

4) социально-психологическая;

5) когнитивная;

6) функция бессознательного учения;

7) коммуникативная функция.23

Песня отражает особенности культуры страны изучаемого языка, оказывает положительные эмоции на слушателя, делает процесс обучения языку интересным, разнообразным.

Музыкальная наглядностьв силу своей природыобладает большим дидактическим потенциалом. Вучебном процессе музыкальная наглядность можетэффективно выполнять следующие функции:

1) коммуникативно-стимулирующую;

2) мотивационно-побудительную;

3) лингвокультурную;

4) эстетически-развивающую;

5) иллюстративную.24

Н.И. Гез отмечает, что использование песен на уроке снимает усталость, и как следствие обеспечивает лучшее запоминание материала.

Однако, не каждое музыкальное произведение рационально использовать во время урока. Существуют критерии отбора песенного материала:

1) Аутентичность – дает возможность проникнуть в другую национальную атмосферу;

2) Положительное эмоциональное воздействие на школьников;

3) Материал должен соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся;

4) Выбранное музыкальное произведение должно подходить к теме урока, изучаемому лексическому и грамматическому материалу;

5) Следует учитывать темп, ритм песни;

6) Выбор стиля и жанра музыкального произведения.

Музыкальные произведения - это хороший материал для развития всех видов речевой деятельности:

- совершенствование лексического навыка, расширение словарного запаса, развитие языковой догадки, путем внедрения изученной лексики в новый контекст;

- тренировка и совершенствование грамматических структур языка;

- совершенствования произношения и развития слуха;

- углубление знаний о стилистике иностранного языка;

- развитие навыка монологической и диалогической речи;

- песня – средство снятия напряжения и релаксации на уроке.


Работа с музыкальным произведением на уроке проходит в следующей последовательности:

1. Предварительная беседа, направленная на первичное восприятие, обсуждение содержания музыкального произведения. При этом актуализируются социокультурные и фоновые знания,снимаются лексические и языковые трудности, активизируется словарный запас по теме. Эффективнымявляется также составление ассоциограмм, таблиц,сравнение явлений чужой и родной культуры, о которых может упоминаться в музыкальном произведении.

2. Первое прослушивание фонограммы музыкального произведения, знакомство с его тематикой, музыкальной стороной.

3. Второе прослушивание, направленное на тренировку понимания музыкального текста с разнойглубиной проникновения в его содержание. Здесь чаще всего проверяется умение обучающихся ориентироваться в тексте, понимать, искать интересующуюинформацию. Целесообразным на данном этапе считается выполнение задания «true-false», заполнение таблиц, пропусков в тексте. На продвинутых этапах рекомендуется обращать внимание обучающихсяна стилистические особенности текста произведения.

4. Упражнения, выполняемые после прослушивания, направлены на контроль понимания информации,содержащейся в тексте, с учётом степени проникновения в общее содержание или детали. Данный этапработы ориентирован на постепенный переход от репродуктивных видов деятельности к продуктивным,т. е. включает комментарии, интерпретации, высказывание своего отношения к услышанной информации.

5. Фонетическое чтение текста с соблюдениемправил произношения и интонирования.

6. Разучивание музыкального произведения впроцессе его совместного исполнения.

На последующих уроках достаточно повторитьмузыкальное произведение несколько раз, чтобы запомнить новый материал и сформировать речевые навыки. Позже, разученную песню можно использовать для повторения материала. Однако следует учитывать тотфакт, что музыкальная наглядность должна предъявляться дозированно, и подкрепляться различного родаопорами.25

Таким образом, музыка считается одним из эффективных методов запоминания языкового материала. Благодаря использованию на уроках музыкальных произведений создается благоприятная атмосфера, поддерживается интерес к изучению иностранного языка.