Файл: Лекции по правовой психологии учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекции по правовой психологии. Общая часть
98 ность. Невысокий уровень социального взаимодействия, частое неприятие социальных шаблонов. Ярко выраженное мыслитель- ное, познавательное начало; богатство идей; вторичность для субъекта внешнего мира; нетребовательность к комфорту; хоро- шая память; слабая энергетичность; эмоциональная бедность; малозависимость эмоционального состояния от внешних причин; отсутствие честолюбия; неавторитарность; трудности с общением.
Замкнутость; эмоциональная холодность; рассудочность; эгоизм, неспособность замечать чужую беду; самолюбие и ранимость при критике его системы ценностей; малоактивность и малоэнерге- тичность при интенсивной работе; невысокий потенциал работо- способности при высоком потенциале эффективности работы.
Склонность поддерживать уже устоявшиеся связи с другими людьми. Неспособность к эффективной деятельности в условиях ограниченного времени. Наиболее близок к флегматическому типу темперамента.
Типовой страх – страх сойти с ума.
Коммуникативные характеристики. В общении весьма избира- телен. Несмотря на богатый словарный запас, уровень сложности речи невысокий. Очень ограниченный круг общения. Общение для него – средство вербализации своего понимания мира, но не установления контакта с людьми. Речь слабо артикулированная, рваная, плохо модулированная, с задержками и паузами. Очень тихий по громкости и медленный по темпу голос, стабильность которого сохраняется достаточно продолжительное количество времени.
Устная речь шизоида отличается медлительностью, по темпу можно сказать, что этот психологический тип говорит медленнее всех, следовательно, для него характерно наличие большого коли- чества продолжительных пауз. Интонация отличается предельной равномерностью, шизоиды обладают самым низким диапазоном голоса, это самый мало эмоциональный психологический тип.
Модель конфликтного поведения. Конфликтные ситуации воз- никают по следующим причинам: смена устоявшихся стереотипов, сложившихся привычек поведения; необходимость устанавливать

Тема 3. Деятельность и поведение в общей и правовой психологии
99 неформальные контакты с окружающими, даже близкими людьми; необходимость разговора по душам; необходимость руководить другими людьми; необходимость выполнения интеллектуальной работы по заранее спланированным схемам и правилам; групповая и коллективная деятельность; вторжение посторонних людей в его внутренний мир; покушения на личную свободу, зависть к соци- альноадаптируемым личностям.
9. Гипертим (гипертимный).Внешние данные. Мезоморфный тип телосложения. Одевается в ярком спортивном или смешанном стиле. Степень аккуратности внешнего вида – средняя. Богатая положительными эмоциями мимика. Заразительный смех. На ли- це – выражение радости и веселья или готовности к ним. Склон- ность проявлять эмоции вовне. Уровень пластичности средний.
Движение быстрые, размашистые.
Особенности характера. Высокая энергетичность; медленная утомляемость; повышенный фон настроения; неустойчивая эмо- циональность; легкомысленность и «толстокожесть». Предельно развитые экстравертные характеристики. Высокоразвитые комму- никативные способности. Сверхобщительность. Авантюризм. Без- ответственность. Повышенная активность. Оптимизм. Слабая адаптированность под монотонную деятельность. Прекрасный ге- нератор идей. Предельные способности к эффективной деятельно- сти в условиях ограниченного времени, ограниченного объема ин- формации или иных стрессовых условий. Неумение делать выводы из прошлых проблем. Слабая способность планирования и пред- видения. Наиболее близок к сангвинистическому типу темпера- мента.
Типовой страх – страх взрослости, нормативного поведения.
Коммуникативные характеристики. Повышенная общитель- ность. Высокая контактность. Быстрый темп речи, соответственно, короткие паузы в небольшом количестве. Интонация как у наибо- лее яркого представителя экстравертного типа неравномерная. Са- мый громкий голос и быстрый темп речи. Обладает самым гром- ким голосом и быстрым темпом, сохраняя при этом стабильность вокальных характеристик.


Лекции по правовой психологии. Общая часть
100
Интонация как у наиболее яркого представителя экстравертно- го типа неравномерная, паузы часто не соответствуют синтаксиче- ским, что создает ощущение некоторой сумбурности: не понятно, где закончилось предложение и началось новое. Несмотря на рече- вую активность и словоохотливость указанного психологического типа, диапазон его голоса низкий, монотональный.
Модель конфликтного поведения. В целом неконфликтен. При- чинами же нечастых конфликтов выступают, как правило, попыт- ки ограничить его активность, переключение на монотонную дея- тельность, изоляция от окружения, длительная пассивность.
10. Гипотим (гипотимный).Внешние данные. Мезоморфный или эндоморфный тип телосложения. Одевается в нейтральном стиле. Степень аккуратности внешнего вида – средняя. На лице – выражение недовольства, расстройства, а не спокойствия. Не склонен проявлять агрессивные эмоции вовне. Уровень пластич- ности средний. Движение медленные, неторопливые.
Особенности характера. Слабая энергетичность; быстрая утом- ляемость; пониженный фон настроения; неустойчивая эмоцио- нальность; ранимость и обидчивость; неудачливость. Капризность и плаксивость; вялость; неуверенность в себе; застенчивость и пугливость; неспособность постоять за себя. Настороженность.
Критически фиксирует внимание всех на отрицательных сторонах жизни. Выраженная аутоагрессия. Наиболее близок к меланхоли- ческому типу темперамента.
Типовой страх – страх болезни.
Коммуникативные характеристики. Общение признает как средство изложения жалоб, претензий. Любит потрясать слушаю- щих его людей невероятными сообщениями. Речь отличается ча- стыми, но короткими паузами. Очень выраженная артикуляция, поэтому речь очень внятная. Очень тихий голос, стабильность которого сохраняется достаточно продолжительное количество времени.
Темп речи гипотима, как правило, средний, ближе к медленно- му. Речь отличается частыми, но короткими паузами, которые мо- гут не совпадать с синтаксическими и создают ощущение пере-

Тема 3. Деятельность и поведение в общей и правовой психологии
101 дышки, в том числе за счет некоторой усталости в голосе гипотима.
Интонация у данного психологического типа ровная, нисходящая, если и наблюдается подъем интонации, то он незначительный и кратковременный, за которым непременно следует спад. Это один из наиболее малоэмоциональных типов, с преобладанием моното- нальности речевых характеристик и низким диапазоном голоса.
Модель конфликтного поведения. Открытые конфликты с необходимостью отстаивать свою точку зрения возникают по сле- дующим причинам: насмешки над его слабостями, ошибками, не- умелыми действиями; вынужденное активное общение с большим количеством людей; необходимость быстрого переключения в ра- боте или общении; необходимость проявить определенную силу воли; внезапное или длительное физическое и психическое напря- жение; работа в условиях недостатка исходной информации, амо- ральное поведение контрагента.
Основные понятия темы: активность, деятельность, поведе- ние, стимул, реакция, знание, умение, навык, привычка, стереоти- пизация, динамический стереотип, установка, ролевая позиция, креативность, типологизация, экстраверсия, интроверсия, мотив, потребность, иерархия потребностей, мотивация, направленность, истероид, эпилептоид, параноид, шизоид, сензитив, гипертим, циклоид, конформный, застревающий, циклоид, эктоморф, мезо- морф, эндоморф.
Литература
1. Воронин С.Э., Ахмедшин Р.Л., Алексеева Т.А. Психотипологический подход в системе криминалистического знания. Красноярск : Сиб. ин-т бизнеса, управления и психологии, 2015. 375 с.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М. : Смысл ; Ака- демия, 2005. 352 с.
3. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.
СПб. : Питер, 2019. 304 с.
4. Мезинов Д.А. Преступная мотивация как объект познания в крими- налистике : дис. … канд. юрид. наук. Томск, 1999. 188 c.


Лекции по правовой психологии. Общая часть
102 5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2015.
705 с.
6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. : Питер, 2017. 608 с.
7. Экман П. Психология лжи. СПб. : Питер, 2018. 384 с.
Контрольные вопросы
1. Какова целевая нагрузка изучения в правовой психологии механиз- мов деятельности человека?
2. В чем проявляется принцип «эволюционной специализации» в пси- хической деятельности человека?
3. Какова причина существования стереотипов в жизнедеятельности человека?
4. В какой связи находятся творческое мышление и механизмы сте- реотипизации?
5. С какими психическими структурами наиболее тесно связаны про- явления механизмов стереотипизации?
6. Какой механизм стереотипизации лежит в основе навыка?
7. Какой механизм стереотипизации лежит в основе восприятия мира?
8. Мотив, мотивация, направленность личности – назовите категорию, в наибольшей степени детерминированную биологической составляющей психики.
9. Мотив, мотивация, направленность личности – назовите категорию, в наибольшей степени детерминированную социальной составляющей психики.
10. Чем направленность личности отличается от мотивации? Что лег- че поддается манипуляционной коррекции?

Тема 4. Криминальная психология
103
Раздел 2
Специальная
часть

Лекции по правовой психологии. Специальная часть
104

Тема 4. Криминальная психология
105
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Тема 4. Криминальная психология
Предмет, задачи и методы
криминальной психологии
Криминальная психология исторически является базовым тео- ретическим разделом правовой психологии. Ее предмет – психиче- ские закономерности, возникающие и существующие в системе
«человек–преступление». Данный раздел правовой психологии исследует проблемы природы преступного поведения, преступной мотивации, групповой преступности, формирования преступных установок и, может быть, в целом преступного менталитета.
Задачами криминальной психологии традиционно являются:
– изучение личности преступника;
– изучение психологического аспекта возникновения и дея- тельности преступных групп;
– определение роли личностного и ситуационного фактора в преступном событии;
– исследование психологических аспектов преступного поведе- ния людей и разработка мер психологического воздействия на них;
– анализ последствий преступного события для личности, со- вершившей преступление, жертвы, общества в целом;
– разработка методик корректировки преступных установок, оценка их целесообразности и эффективности;
– интеграция психологического знания о личности преступника в иные правовые науки;
– разработка психологических основ уголовно-правового, уго- ловно-процессуального законодательства;
– исследование закономерностей социально-психологических процессов, предопределяющих изменения преступности;
– поиск компромисса между этическими, социально-полити- ческими, с одной стороны, и научными основами изучения лично- сти преступника – с другой.

Лекции по правовой психологии. Специальная часть
106
Последняя задача представляет собой фактически нерешаемую проблему, так как, с одной стороны, доктрина уголовного права, выступая в качестве своеобразного социального государственного заказа, требует только таких результатов исследований, которые ей бы не противоречили. С другой же стороны, положения док- трины уголовного права, являясь конструкцией искусственной, нередко противоречат научным выводам, полученным в результа- те исследований психологической составляющей феномена пре- ступления. К сожалению, данная задача в отечественной правовой психологии фактически никак не решается.
Методы криминальной психологии. Существует специфика в использовании отдельных психологических методов при реше- нии задач криминальной психологии. Так, в целом правовая пси- хология заимствует методы исследования у психологии общей ввиду достаточной схожести предмета исследования. Иная карти- на в криминальной психологии. Ситуация противостояния иссле- дователя и исследуемого делает малоэффективным использование большинства известных методов.
Отношения, которые рассматриваются в криминальной психоло- гии, преимущественно конфронтационные, поэтому использование традиционных методов возможно только в случае оптимизации их для целей криминальной психологии. Рассмотрим эффективность использования конкретных методов в криминальной психологии.
Особенностью исследования личности преступника практиче- ски всегда является ее ретроспективность (исследование личности преступника в обстановке, не включающей преступную составля- ющую). Если мы детерминируем преступное поведение как ре- зультат воздействия среды на личностно значимые компоненты психики, то исследование этих компонентов вне влияния среды всегда будет содержать коэффициент погрешности.
Отечественная криминальная психология избыточно концен- трируется на социологических методах, недооценивая иные. К та- ким недооцененным методам можно отнести метод биографиче- ского анализа, который, вероятно, приоритетен при исследовании в системе «человек–преступление».


Тема 4. Криминальная психология
107
Социальный заказ общества как дополнительный фактор
в познании личности преступника. Социальный заказ общества предопределен социальной функцией гуманитарной науки – ста- билизировать общество. Что же требуется Власти от теорий пре- ступного поведения в рамках социального заказа общества?
Во-первых, в рамках социального заказа Власти необходимо до предела уменьшить вину государства в развитии феномена пре- ступности, как правило, переложив ее на малые группы (семью, школу, окружение, даже национальные сообщества). Поэтому тео- рии, которые предопределяют власть как основного виновника преступного феномена, упоминаются редко и формально. Ясно, что в рамках социального заказа для Власти предпочтительнее теории причинности преступлений, утверждающие, что базовым фактором в формировании личности преступника является его се- мья или в крайнем случае он сам.
Во-вторых, в рамках социального заказа Власти необходимо получить такие теории, которые бы предполагали возможность борьбы с преступностью в принципе (после увеличения ассигно- ваний, после модернизации правоохранительных структур, после принятия «строгих, но справедливых» законов).
Теории, которые исходят из ограниченного потенциала воле- вого контроля субъекта, противореча уголовно-правовой док- трине «свободы воли», таким образом, также не соответствуют социальному заказу. Ведь если ограниченный потенциал волевого контроля – объективное явление, то вся современная уголовно- правовая доктрина нуждается в ревизии. Бессмысленно бороться традиционными способами с биологической преступностью имен- но в силу предопределенности криминальной природы человека, поэтому проще биологические теории отрицать. Неудивительно, что биологические теории преступности, объективно базирующие- ся на ограниченном потенциале волевого контроля лицом своего поведения, всегда являлись объектом повышенной критики.
В рамках социального заказа любого общества оптимальна пропаганда социальных теорий преступности. Именно поэтому социологическая криминология была господствующей парадиг-

Лекции по правовой психологии. Специальная часть
108 мой, которая руководила исследованиями преступности в XX в.
К сожалению, для значительного количества зарубежных исследо- вателей и подавляющего большинства отечественных в XXI в. в этом плане ничего не изменилось. «Социологическая кримино- логия успешно деконструировала консервативные представления о преступности, но не приобрела много полезных знаний о том, как спасти преступников от преступной жизни. Несмотря на благие намерения и искренние убеждения, ее сторонники разработали скудные прагматические советы о том, как уменьшить страдания, которые несет преступление в жизни виновных и их жертв»
(Walsh A., Beaver K.M., 2009).
Учитывая, что «ключевые современные решения, касающиеся научного вопроса, смещены в сторону биологических, химических и инженерных проблем, что отражается в исследовании проблем уголовного преследования» (Kiely T.F., 2001), мы будем рассмат- ривать биологические теории преступности наравне с социальны- ми и личностными.
Социальный заказ реализуется путем выделения грантов на исследования ограниченного комплекса проблем, разработку неконфликтных образовательных программ, общее информацион- ное воздействие на социум и научный мир.
Типичным примером следствия социального заказа является стремление значительного количества криминологов, как зару- бежных, так и отечественных, объяснить феномен преступности бедностью лиц, совершающих деликты, а не способом организа- ции и реализации власти в данном государстве.
Биологические, социальные и психологические
факторы формирования личности преступника
Криминалистика и правовая психология достаточно давно изу- чают личность преступника, однако если проанализировать дина- мику исследований, с достаточно высокой степенью надежности можно сделать вывод о понижении эффективности данных иссле- дований. Используемые в современной криминалистической и