Файл: Лекции по правовой психологии учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 3. Деятельность и поведение в общей и правовой психологии
79
– условность, фрагментарность основания типирования;
– миф о промежуточных типах;
– проблему личностной безликости, серьезно затрудняющей типирование;
– крайне ограниченное количество типологий (превосходящих по содержанию уровень классификаций), которые на данный мо- мент разработаны в современной науке о человеке;
– адаптированность психодиагностического инструментария под типовые личностные модели середины XX в., что предопреде- ляет только условную допустимость для современной аудитории;
– часто излишне общие, напрямую не связанные с поведенче- скими маркерами основания для типологии, используемые совре- менными исследователями, а ведь именно поведенческая состав- ляющая наиболее значима для решения криминалистических задач.
Неповеденческие основания типологий прослеживаются от типо- логии Платона (нормальный, тимократический, олигархический, демократический) и Д. Голланда (реалистический, интеллектуаль- ный, социальный, конвенциональный, предприимчивый, артисти- ческий) до типологии И.П. Павлова (мыслительный, художествен- ный, средний) и К.Г. Юнга (экстравертный, интровертный);
– крайне небольшое количество исследований, коррелирую- щие результаты различных психодиагностических исследований, направленных на определение психологического типа в рамках разных типологических систем. Последняя проблема имеет наименьшую степень исследуемости и наиболее актуальна для со- временного этапа развития научного знания о человеке, в том чис- ле криминалистического;
– наличие у специалистов (психологов-прикладников), для ко- торых психотипирование наиболее актуально, в той или иной сте- пени альтернативных средств исследования, допустимых ввиду наличия достаточных профессиональных навыков, и ограничен- ность этих средств у работников юридических специальностей.
К проблемам типологического подхода в криминалистическом профилировании субъективного плана следует отнести целую группу факторов:

Лекции по правовой психологии. Общая часть
80
– вера исследователей, в большинстве случаев необоснованная, в собственную личностную уникальность, определяющая несовме- стимость с научной убежденностью в целесообразности психологи- ческого типирования. Как правило, вера в собственную уникаль- ность, исключающая признание типичного, выступает в качестве компенсационной реакции на неосознаваемое понимание орди- нарности или неполноценности собственной личности. Напомним, что в любой сфере, в том числе и научной, распространение ин- формации происходит через своеобразный фильтр: «нравится» или
«не нравится». Этот фильтр действует так, что абсолютно истин- ная информация может оказаться непринятой, а ложная принятой
(Поршнев Б.Ф., 1971), особенно при высокой степени компенса- ции, о которой уже говорилось;
– сложившаяся на данный момент для объяснения наиболее общих аспектов природы человека и доминирующая в академиче- ской среде гуманистическая доктрина исследования личности, ха- рактеризующаяся верой в неадекватно запредельную степень ин- дивидуальности каждого человека. Неудивительно, что именно среди представителей академического мира распространенно мне- ние даже о существовании «ловушки построения типологии»
(Morrall P., 2006);
– околонаучность некоторых исследований, которую гораздо лег- че скрыть за рассуждениями о целостности личности и ее индиви- дуальности, чтобы не переходить на уровень конкретных выводов;
– установка ряда исследователей на нежелание освоения новых знаний, особенно междисциплинарной природы, в силу лени.
При анализе юридической и психологической литературы мы не нашли убедительных аргументов, позволяющих усомниться в объективности типологического подхода. Мы уверены, что неис- пользование типологического подхода предопределяет высокий уровень абстрактности выводов, низводя исследования человека в правовых науках до уровня XIX в., до своеобразного методологи- ческого стимпанка.
При определении типа преступника профиллер должен также учитывать следующие аспекты:


Тема 3. Деятельность и поведение в общей и правовой психологии
81
– проблема промежуточных психологических типов не должна даже оговариваться исследователем; диагностика промежуточного типа – это либо недостаточность информации в конкретном слу- чае, либо нехватка квалификации у конкретного лица, либо иссле- довательская политкорректность;
– допуск к типизации иных лиц должен иметь только специа- лист прошедший обследование кадрового психолога, который обучит не проецировать свои проблемы на процесс типизации.
В завершение отметим одну проблему, часто игнорируемую ис- следователями – проблему пристрастности исследователя при ти- пологической идентификации. Решается эта проблема в рамках алгоритма, который был описан исследователями-криминалистами еще в начале XX в.
«Прежде всего имеется средство, кажущееся на первый взгляд ничтожным, но в действительности имеющее большое значение, а именно при всякого рода возникающих в предположениях, вроде:
“как поступает данные лицо”, “как оно выполняет то или другое”,
“к чему оно чувствует влечение”, “в какой степени влияют на него те или иные побудительные причины”, “что ему можно доверить”,
“какие психические способности он проявляет в отдельных случа- ях”, и в бесчисленном множестве подобных вопросов нужно уметь отрешиться от своего “я”. Конечно, вначале криминалисту удается выяснить ту точку зрения, которая будет соответствовать его соб- ственным поступкам, мыслям и чувствам в подобном же положе- нии, но затем следует внимательно обдумать: как может мыслить и поступать человек, у которого внутренняя жизнь, умственные спо- собности, сообразительность, чувства и ощущения, безусловно, отличаются от моих, и при этом стараться понять, в каком отно- шении проявляется это различие» (Анушат Э., 1927).
Типологическая модель К.Г. Юнга
(экстраверсия–интроверсия)
Чтобы эффективно исследовать отдельную личность, необхо- димо отделить ее от окружающих. Это возможно при разделении

Лекции по правовой психологии. Общая часть
82 людей в группы по какому-либо доминирующему признаку. Клас- сический пример – классификация по типам темперамента, пред- ложенная И.П. Павловым.
Основаниями этой классификации выступили фактор стабиль- ности психики и фактор ее активности (флегматик – стабильный, неактивный; сангвиник – стабильный, активный; холерик – неста- бильный, активный; меланхолик – нестабильный, неактивный).
По сути, на этой классификации построены все последующие классификации человека. Их недостаток заключается в дискретно- сти проявления психологических свойств, способности проявлять- ся в достаточно большом диапазоне. Свойства человека не могут быть основанием классификации, так как они изменчивы в своем проявлении.
Выход: 1) предложить классификации по большому количеству свойств; возможное следствие – проблематика усилится в такое количество раз, сколько параметров было использовано; 2) найти основание, которое было бы стабильным, не зависящим от настро- ения и деятельности человека; с другой стороны, данная класси- фикация должна будет учитывать весь потенциал вариантов.
Описываемую проблему наиболее удачно разрешил К.Г. Юнг.
В основу классификации он положил ориентацию сознания, его своеобразный «рабочий» режим. Эта величина достаточно ста- бильна, информативна и гибка. Перед К. Юнгом встала проблема: было необходимо, чтобы в классификационных группах присут- ствовал весь диапазон рассматриваемого феномена, а с другой стороны, чтобы главенствовал один параметр. Так были выделены экстравертный и интровертный типы:
– экстраверт – личность, сознание которой направлено на объ- ект вовне, т.е. на окружающую действительность;
– интроверт – личность, сознание которой направлено на свой- ство объекта, на внутренний мир.
Характеристики экстраверта абсолютны, интроверта – относи- тельны.
Для интроверта характеристики и свойства объекта – такая же реальность, как для экстраверта сам факт его существования.


Тема 3. Деятельность и поведение в общей и правовой психологии
83
Уверенность в абсолютности свойств относительно мировосприя- тия приводит к тому, что интроверт с детства доказывает свою точку зрения. У интровертов формируется уверенность в правиль- ности своей точки зрения, следовательно, их очень сложно пере- убедить, так как они абсолютно уверены в позиции. Интроверты малообщительны и не любят авторитетов, так как они сами себе авторитеты. Нежелание общаться приводит к тому, что интроверт становится нелюдимым.
Экстраверт – полная противоположность. Сознание экстра- верта, направленное вовне (внешний мир), приводит к стабили- зации в структуре характера таких свойств, как общительность, активность, высокоэнергетичность. Экстраверты активно спорят, часто меняют точку зрения, зависят от мнения окружающих, об- ладают хорошей пластикой, имеют достаточно большой потен- циал сил, низкую концентрацию и высокую переключаемость внимания.
Возможно ли смешение двух этих типов? Сам К. Юнг говорит, что нет, но последующие исследования Мирея показали, что чело- век на осознанном уровне при обычных обстоятельствах ведет се- бя в соответствии со своим типом, а в стрессообразующей ситуа- ции он ведет себя противоположно (экстраверт как интроверт, ин- троверт как экстраверт). Однако это не означает, что тип смешан- ный, так как направленность сознания определяется как приори- тетно проявляющаяся в обыденных условиях.
Термины «экстраверт» и «интроверт» содержательно близки и типологической модели И.П. Павлова, так как экстраверты пред- ставлены типами с высокоактивными типами нервной системы
(холерик, сангвиник), а интроверты – типами с низкоактивными типами нервной системы (меланхолик, флегматик). Социально- коммуникативный аспект в определение природы экстра- и интровертности определ как системообразующий Г. Айзенк, ко- торый отметил высокоактивную социальную направленность личности экстраверта и низкоактивную направленность личности интроверта.

Лекции по правовой психологии. Общая часть
84
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Психотипологическая модель
акцентуированных личностей
Значительное количество типологий личности делает актуаль- ной проблему выбора модели, наиболее оптимальной для решения криминалистически значимых задач. Естественно, нельзя подхо- дить к типологии по принципу «я делал свои обобщения на основе выбранного мной самим определенного типа людей» (Маслоу А.,
1967). Учитывая, что воздействие является системообразующей основой прикладных исследований личности в правовой психоло- гии, целесообразность типологии может определяться только через призму потенциала ее воздействия по отношению ко всем людям.
К примеру, именно поэтому известное в тактике допроса, описы- вающее только общий контур поведенческих реакций деление людей по типам темперамента нашло признание только в начале криминалистических исследований личности преступника. Каким же требованиям должна соответствовать типология, которая мо- жет быть использована в правовой психологии? Представляется следующее:
– Типология должна включать как минимум три типологиче- ские группы. Использование групп-антагонистов нам видится нецелесообразным, так как с высокой степенью вероятности сле- дователь будет воспринимать повышенно критично (осознанно или неосознанно) группу, не совпадающую с его психотипом. Не- высокая степень критичности, проявляемая к собственным психо- логическим особенностям, – явление предельно распространенное, если не закономерное. Чтобы выйти из порочного круга «свой
(правильный) и чужой (странный, неправильный, плохой) психо- тип», необходимо ввести третью группу, которая была бы ком- промиссом между привычным и чуждым.
– Типология должна включать максимум девять типологиче- ских групп. «Миллеровская семерка» – это установленное экспе- риментальным путем количество объектов, которые человек спосо- бен воспринимать без излишнего перенапряжения ресурсов психи- ки, бытовой уровень комфортного восприятия (Миллер Д.А., 1956).

Тема 3. Деятельность и поведение в общей и правовой психологии
85
Последующие исследования уточнили «комфортное» число объек- тов, установив его в пределах 7–9 объектов.
– Проблема промежуточных психологических типов должна быть решена посредством выявления психотипологического осно- вания, не предполагающего амбивалентности. Даже в сложных случаях у исследуемого лица необходимо выявить доминирование уникальных свойств.
– Выделяемые психотипы должны содержательно базироваться на неустойчивых, уязвимых чертах личности, предполагающих эффективное воздействие на них. Отметим, что последнее правило делает неактуальными для криминалистики большое число типо- логий личности, имеющих явно выраженную терапевтическую или теоретико-познавательную направленность.
Не преувеличивая, можно утверждать, что исследование лично- сти в правовой психологии начиналось с типологических исследо- ваний. В частности, недаром многие авторы были убеждены, что целесообразно изучать темперамент лица, совершившего преступ- ление. Отметим, что темперамент как криминалистически значи- мая составная личности преступника рекомендовался основателем
Томской школы криминалистики Н.Т. Ведерниковым к изучению еще в самый начальный период современного исследования лич- ности (Ведерников Н Т., 1968).
В криминалистических исследованиях психотипологический метод применялся неоднократно: это и криминалистическое деле- ние допрашиваемых на эмоциональный и рациональный типы
(Кривошеин И.Т., 2001), и заимствованное из психологии деление проверяемых на интровертов и экстравертов в процессе проверки показаний на месте (Чаднова И.В., 2005), и мотивационная типо- логия преступников (Мезинов Д.А., 1999).
Всем перечисленным требованиям криминалистически значи- мой типологии личности соответствует типология, базирующаяся на идее психологической специализации личности и подразумева- ющая наличие у каждого человека центрального психологического свойства. Вспомним: «Когда говорят о наличии у кого-либо того или другого определенного характера, того или другого темпера-


Лекции по правовой психологии. Общая часть
86 мента, то ведь тем самым, конечно, указывают на известную одно- бокость его психической организации, тем самым дают понять о наличности в сфере его психики известной дисгармонии, об отсут- ствии равновесия во взаимоотношении отдельных сторон его ду- шевной деятельности. Ведь если бы мы имели под наблюдением человека с идеально-нормальной психикой, ежели бы, конечно, таковой нашелся, то едва ли бы можно было говорить о наличии у него того или другого “характера”» (Ганнушкин П.Б., 1982).
Типология акцентуированных (характерологически специали- зированных) типов содержательно включает в себя не только личностные, но и поведенческие аспекты, способствующие типо- вой идентификации личности, что делает ее актуальной не только для криминалистической тактики, но и для криминалистической методики.
Комплексная типология акцентуированных типов. Типоло- гия акцентуированных типов разрабатывалась К. Леонгардом,
П.Б. Ганнушкиным, А.Е. Личко. Первый исследователь работал с психопатами, второй – с взрослыми психически адекватными лицами призывного возраста, третий – с подростками. Особенности исследуемого контингента способствовали выделению нескольких разных групп психотипов, которые в целом содержательно «пере- крывают» друг друга.
В целях адаптации работ перечисленных авторов (как предмет- ной применительно к нуждам правовой психологии, так и времен- ной применительно к реалиям сегодняшнего дня) была разработа- на комплексная типология акцентуированных типов.
Из представленного разнообразия разными авторами психоло- гических типологий было выделено десять типов, обладающих характерологической, а главное – поведенческой уникальностью.
Пять из них имеют выраженную экстравертную природу (истеро- ид, эпилептоид, застревающий, циклоид, гипертим), пять – выра- женную интровертную природу (сензитив, конформный, параноид, шизоид, гипотим).
Выделенные типы образовали пять пар, представители каждой из которых характеризуются повышенно выраженным механизмом

Тема 3. Деятельность и поведение в общей и правовой психологии
87 неосознаваемой психической защиты. В каждую пару входит один экстравертный и один интровертный тип. Конечно, для любого человека в той или иной мере характерно наличие всего спектра механизмов психической защиты, однако каждый тип выделяется ярким доминированием кого-то конкретного механизма по срав- нению с другими типами (табл. 1, 2).
Т а б л и ц а 1
Комплексная типология акцентуированных типов
Механизмы психической защиты Экстравертные типы
Интровертные типы
Проекция
Истероид
Сензитив
Перенос
Эпилептоид
Конформный
Сублимация
Застревающий
Параноид
Отрицание
Циклоид
Шизоид
Рационализация
Гипертим
Гипотим
Т а б л и ц а 2
Соотношение акцентуированных типов в типологиях различных авторов
К. Леонгард
П.Б. Ганнушкин
А.Е. Личко
Комплексная
Лабильный циклоид
Лабильный
Циклоиды
Циклоидный
Циклоид
Сверхподвижный
Лабильный
Демонстративный
Истерические
Истероидный
Истероид
Ригидно- аффективный
Эпилептоиды
Эпилептоидный
Эпилептоид
Застревающий
Сверхпунктуальный
Параноики
Параноид
Психостеноидный
Неуправляемый
Шизоиды
Шизоидный
Шизоид
Интровертный
Эмотивный
Сензитивный
Сензитив
Боязливый
Неврастеничный
Астеники
Астено- невротичный
Гипотим
Экстравертный
Гипертимный
Гипертим
Неустойчивые
Неустойчивый
Слабовольный
Конформный
Конформный