Файл: Лекции по правовой психологии учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 4. Криминальная психология
137 для его участников. Неудивительно, что типологические модели поведения в криминальных событиях отображаются намного ча- ще, чем модели творчески-ситуативные. Каждый тип в стрессовой ситуации склонен руководствоваться разными мотивационными шаблонами, представляющими содержание его типологических особенностей.
Эпилептоид. В качестве мотиваторов преступного поведения могут выступать сиюминутные потребности, сильные эмоцио- нальные переживания. Поведение данного психотипа весьма им- пульсивно и иррационально. Наиболее часто склонен к аффекту в уголовно-правовом понимании. Склонен к преступному поведе- нию в группе. Часто выступает лидером преступной группы. Вы- раженная мотивация самоутверждения.
Конформный. Преступное поведение часто мотивировано наличием страха возникновения более опасных последствий. Пре- ступные действия могут обусловливаться угрозой по отношению к самому человеку или его близким. Склонен к преступному пове- дению в группе. Является выраженной ведомой фигурой в группе.
Выраженная защитная мотивация.
Застревающий. В качестве основных мотивов преступного по- ведения для лиц с таким психотипом могут рассматриваться страх, желание «отплатить той же монетой» за обиду. Также для лиц с застревающим психотипом характерной является ориентация на сиюминутные чувства и потребности. Склонен к преступному по- ведению в группе.
Параноид. В основе преступного поведения часто лежат сверхценные идеи, выраженные в том числе направленностью интересов группы. Мотивом поведения может выступать желание получить что-либо, но само желание основывается на рациональ- ном расчете, а не на эмоциях. Склонен к преступному поведению в группе.
Истероид. Ведущим мотивом выступает потребность выде- литься, показать собственную значимость и самоутвердиться. Скло- нен демонстрировать свою власть над более слабыми. Склонен к преступному поведению в группе. Выраженная игровая мотивация.

Лекции по правовой психологии. Специальная часть
138
Сензитив. Мотивом преступлений лиц данного психотипа мо- жет выступать желание получить новые эмоции. Часто преступное поведение происходит в рамках реакции гиперкомпенсации. Вы- раженная замещающая мотивация.
Циклоид. Не склонен к преступному поведению в группе.
В тех случаях, когда все-таки входит в преступную группу, часто выступает неформальным лидером такой группы. Выраженная иг- ровая мотивация.
Шизоид. Не склонен к преступному поведению в группе. Вы- раженная замещающая мотивация. В тех случаях, когда все-таки входит в преступную группу, часто выступает ее неформальным лидером.
Гипертим. Ориентируется на мотивы самоутверждения, а так- же явно выраженные корыстные мотивы. Возникновение мотива внезапное, последствия действий не анализируются. Склонен к пре- ступному поведению в группе. Выраженная игровая мотивация.
Гипотим. Мотивирован на преступное поведение как ведомый, под воздействием лица, которому доверяет. Возможными мотива- ми могут выступать мотивы совместной деятельности, мотивы дружбы. Склонен к преступному поведению в группе. Выраженная защитная мотивация.
Природа малой группы и социально-
психологический механизм ее сплочения
Феномен группы в правовой психологии вообще и в крими- нальной психологии в частности – один из ключевых. Это обу- словлено тем, что малая группа является микросредой, в которой живет и действует личность, группа – это фактор, влияющий на проявление личностных особенностей. Не случайно групповые преступления имеют бóльшую общественную опасность по срав- нению с индивидуальными, так как в условиях группы психоло- гически облегчается совершение преступления. Для понимания феномена группового взаимодействия необходимо понять психо- логические механизмы сплочения малых групп.


Тема 4. Криминальная психология
139
Человеческое существо требует к себе более пристального вни- мания, чем то, которое ему может оказать общество. В наиболее остром виде данная проблема возникает тогда, когда несовершен- нолетний вступает в такой возрастной период, когда взрослые начинают диктовать и вместо «хочу» появляется грозное «надо».
Ребенок теряет чувство уверенности в своей ценности, и ему необ- ходимо приобщение к какой-либо группе.
Ребенок растет, и возникает конфликт поколений, когда у од- ной стороны при малом количестве опыта имеется значительное количество актуальных для подросшего человека потребностей, а у другой стороны нет желания / возможности их удовлетворять.
Следовательно, в переходном возрасте подросток «уходит» из се- мьи, он ищет другую нишу, которая могла бы его защитить, у него появляются друзья, определенная точка зрения. Пребывая в дет- ском возрасте, юноша или девушка находят подобную модель су- ществования идеальной.
Человеческие общности обычно сопутствуют существованию человеческой личности на всем протяжении ее жизни. Наиболее сильное влияние на личность оказывают малые группы.
Выделяют три вида общения, доминирование которых часто определяет природную направленность малой группы:
1. Личностное (характеризуется диспозитивностью, равенством субъектов). Ролевое поведение при личном общении в группе характеризуется тем, что оно незначительно отличается от ис- тинного.
2. Формальное (четкое определение прав и обязанностей участ- ников) – не характерно для малых групп.
3. Ролевое.
Понятие «малая группа» в психологических науках не тожде- ственно понятию «группа» в науках юридических. Преступная группа – это разновидность малой группы, и при ее описании це- лесообразно обращать внимание на характеристики, традиционно изучаемые в социальной психологии. Неидентичность понимания природы структуры малой группы напрямую отражается в психо- логическом понимании структуры малой группы.

Лекции по правовой психологии. Специальная часть
140
Численный состав. Малая группа эффективно реализует по- тенциал ожидания ее участников, если количественный состав группы не является стрессовым фактором. В социальной психоло- гии существует дискуссия, какое число считать минимально допу- стимым для эффективного существования малой группы.
В попытке принять общее решение в процессе общения двоих лиц одна из сторон всегда (осознанно или неосознанно) будет пы- таться манипулировать другой, поэтому эффективного группового взаимодействия двоих не произойдет. Третий член группы – это всегда возможность принятия компромиссного решения, направ- ленного на психологический комфорт не одного из ее участников, а всех. Таким образом, нижний порог количества членов малой группы определяется тремя ее участниками.
Различные исследователи называют различную величину мак- симально возможного количества членов малой группы, как правило, от 5 до 40. Большинство современных исследователей ориентируются на оптимальные семь членов группы как макси- мальное количество ее участников. Миллеровская семерка – это количество объектов, которые человек способен восприни- мать без излишнего перенапряжения ресурсов психики, бытовой уровень комфортного восприятия. Экспериментально установле- но, что в группах с численным составом более семи человек высок уровень критического отношения членов группы друг к другу.
Наличие общих интересов, которые при достаточном разви- тии личности в группе могут предопределить возникновение об- щих целей.
Фактор непосредственного общения. Общение в малой груп- пе происходит на личностном уровне. Данный уровень предпола- гает существование достаточно высокой степени доверия. Извест- но, что коммуникативные процессы включают в себя вербальную и невербальную составляющие. Вербальное общение преследует цель передачи информации во всем спектре ее смыслового диа- пазона и эмоциональной составляющей. Невербальное общение


Тема 4. Криминальная психология
141 в рамках действия такого неосознаваемого механизма психической защиты, как проекция, ориентировано на уменьшение психического напряжения за счет передачи истинной информации неявным спо- собом. Невербальное общение восстанавливает психический го- меостаз за счет своей «правдивости», но не осложняет социальные связи в силу значительной «закодированности» передаваемой ин- формации.
В силу сказанного общение в малой группе должно обладать признаком непосредственности, так как опосредованные способы связи (письма, телефон, Интернет) не могут передавать информа- цию на невербальном уровне, что способствует формированию у «общающихся» чувства неосознанного недоверия к воспринима- емой информации.
Наличие ролевой организации в группе. Уверенность членов группы в своей защите дает понимание того, что участники этой группы реализуют себя наиболее эффективным образом. Психоти- пологическая, культурно-ролевая и индивидуальная особенности каждого члена малой группы предопределяют выполнение им от- носительно уникальной групповой роли; о таких ролях поговорим чуть позже.
Человек неосознанно предполагает, что его ценностная харак- теристика может быть невысокой. Ему необходимо избавиться от неуверенности, поэтому желание быть в малой группе – это своего рода социальный инстинкт. Вступая в группу, мы как бы соглашаемся играть определенную роль в обмен на возможность в этой малой группе функционировать. Обязательным условием существования малой группы, таким образом, становится нали- чие иерархии групповых ролей. Каждый представитель группы, реализуя себя в рамках отдельной роли, уверен в своей полезно- сти для группы, а следовательно, в своем праве в ней находиться.
Приняв на себя определенную роль, он монолитно вписывается в группу.
Помимо понятия малой группы необходимо уяснить содержа- ние понятий «группировка», «коллектив» и «общество».

Лекции по правовой психологии. Специальная часть
142
Наиболее близким к понятию малой группы является понятие группировки, в которой не имеется ограничений по численному составу. Группировка может иметь абстрактную цель и разрабаты- вать средства к достижению этой цели; она может включать лич- ностное общение, а может и не включать; по своей природе груп- пировка кратковременна. Таким образом, для группировки значим фактор цели, при этом может отсутствовать любой из остальных признаков, присущих малой группе.
Коллектив создается под реализацию конкретных задач, поэтому традиционно включает в себя один-два признака, харак- теризующих малую группу. Коллектив – образование не столько психологическое, сколько ситуационное и выраженно функцио- нальное.
Общество в психологическом аспекте – понятие расплывча- тое и крайне аморфное. Как правило, человек ориентируется не на общественные установки, а на установки малых групп, в которых он преимущественно существует. Хотя последнее положение, конечно, отвергалось советской наукой, постулиру- ющей общество как основную движущую силу в процессе соци- ализации.
Повторимся: понятия «группировка», «коллектив» и «обще- ство» не являются в чистом виде психологическими образовани- ями, поэтому исследовать их посредством использования психо- логических приемов достаточно нецелесообразно.
С учетом сказанного исследователи, которые пытаются изме- рить психологическим инструментарием такую непсихологиче- скую формацию, как, например, организованная преступная группировка, крайне рискуют запутаться и выйти на уровень исследования, не предполагающего научной конкретики. Еще раз повторимся: говорить о бандах, ОПГ, мафии как психологиче- ских феноменах нецелесообразно.
Отметим также, что с точки зрения целесообразности использо- вания психологических приемов, вероятно, не вполне целесооб- разно изучать криминальные группы, выделенные на основе таких


Тема 4. Криминальная психология
143 признаков, как пол, этническая принадлежность и территориаль- ная принадлежность. Без сомнения, эти данные о членах группы важны, но важны в плане криминологическом и криминалистиче- ском, так как современный уровень развития знаний о человеке недостаточен для формулировки конкретных выводов и рекомен- даций, проистекающих из знания о половых, этнических и терри- ториальных особенностях членов группы.
Существует мнение, что простые криминальные группы мало- численны, не имеют сложной структуры, поэтому можно согла- ситься с утверждением, что это «относительно примитивная форма объединения преступников», однако в рамках психологического исследования именно эти группы поддаются наиболее объектив- ному исследованию.
Одной из особенностей криминальных малых групп выступает их повышенная конфликтность. Типовыми групповыми конфлик- тами, характерными для криминальных малых групп, выступают конфликты:
– между организатором и всей группой;
– между главарем и оппозиционерами;
– между старыми и новыми членами группы;
– между членами группы, решившими прекратить преступную деятельность, и всей группой;
– между соучастниками, выполняющими различные функцио- нальные роли в осуществлении преступлений;
– между членами группы в их стремлении к более высокому статусу;
– на почве личных неприязненных отношений;
– на почве несоблюдения некоторыми членами группы уста- новленных норм поведения;
– возникающие в связи с наличием в группе конфликтных, пси- хопатических личностей (Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землян- ская Е.В., 2002).
Знание типовых конфликтов в рассматриваемых группах поз- волит эффективнее взаимодействовать с ними.

Лекции по правовой психологии. Специальная часть
144
Структура преступной группы.
Групповые роли и их иерархия
Наиболее распространенные криминальные группы малочис- ленны и не имеют сложной структуры, являясь относительно при- митивной формой объединения преступников (Шиханцов Г.Г.,
1998). Однако по своей природе именно эти группы близки к ма- лым группам, имеют психологическую природу и отличаются выраженными психологическими механизмами сплочения.
Организованные преступные группы, являясь многочисленным преступным сообществом и объединяя в своих рядах десяток и более лиц, занимающихся преступной деятельностью, малой груп- пой с психологической точки зрения не являются. Для них харак- терны такие свойства, как иерархическая структура, ролевая дифференциация. Организованные преступные группы – это свое- образные целевые коллективы, подчиненные общей криминальной установке, а не психологическим механизмам сплочения. В рас- сматриваемых общностях признаки малых групп появляются не в полной мере настолько, что порой даже затруднительно говорить не только о малой группе, но и о группировке.
Отметим, что на практике малую группу, группировку и кол- лектив наиболее часто делает схожими такой элемент, как ее орга- низационная структура.
Исходя из особенностей организационной структуры малой группы, выделяют ее две условные разновидности:
– демократическая группа – достаточно гибко организованная группа с высоким потенциалом социальной мобильности ее чле- нов. Схематично может быть представлена в виде эллипса, в цен- тре которого находится лидер;
– иерархическая группа – достаточно жестко организованная группа с низким потенциалом социальной мобильности ее членов.
Схематично может быть представлена в виде пирамиды, на вер- шине которой находится лидер.
Структура преступной группы выступает важнейшей ее харак- теристикой. Наибольшую стабильность группе придает структура,


Тема 4. Криминальная психология
145 включающая в себя следующие структурные уровни: уровень ли- дера, уровень помощников лидера, уровень функциональных фи- гур, уровень рядовых членов и уровень кандидатов в группу.
Лидер группы. Без сомнения, одной из важнейших фигур пре- ступной группы является ее лидер. Существует три основные кон- цепции лидерства.
1. Концепция харизматического (биологического) лидера. Ли- дер – носитель качеств на уровне, который не свойствен рядовым членам группы, за которым остальные члены группы, осознавая свою вторичность, следуют.
2. Концепция демократического (социального) лидера. Лидер – лицо, которое в полной мере обладает качествами, свойственными группе в целом. Существует проблема – в малых группах лидеры меняются; возникает вопрос: как остальные чувствуют, что это – лидер.
3. Концепция нуждающегося (психологического) лидера. Ли- дер – фигура, которая сдерживает группу. Как правило, чувство неосознанной неуверенности в себе настолько характерно для данного типа лидера, что он готов взвалить на себя бразды прав- ления.
Естественно, наивно утверждать, что все эти концепции истин- ны одновременно, так как они противоречат друг другу. Более правильным является понимание существования трех типов лиде- ров, различающихся по природе лидерских потребностей, харак- терных для отдельных групп. Неудивительно, что в преступных малых группах, как показывают исследования, доминирует тип биологического лидера.
Помимо основной психологической направленности, лидеры могут быть классифицированы по функциональному признаку.
Так, выделяют три вида лидеров.
Лидер-организатор – это носитель наиболее ярко выраженно- го аналитического начала группы, лицо, в наибольшей степени склонное к стратегическому планированию. Его основная функ- ция – подать идею, которая соответствует времени, возможно- стям группы, разработать долгосрочный план реализации этой

Лекции по правовой психологии. Специальная часть
146 идеи, несколько отстранившись от оперативного управления группой. Данный тип лидера достаточно редко встречается среди синеворотничковых преступников, но нередко среди беловорот- ничковых.
Лидер-организатор старается держаться на расстоянии от дру- гих членов группы. Его уважают, но не любят. Он – авторитет. Это человек, который не склонен навязывать свою точку зрения. У не- го не бывает доверительных отношений со всеми членами группы, как правило, с двумя, тремя ее членами. С лидером-исполнителем отношения ровные, но не близкие, между ними существует уваже- ние, а не признание.
Лидер-исполнитель – это носитель наиболее ярко выраженно- го деятельностного начала группы, лицо, в наибольшей степени склонное к тактическому планированию. Его основная функция – приспособить идею под реальную жизнь, воплотить ее, разрабо- тать оперативный план реализации этой идеи, непосредственно координируя деятельность группы. Данный тип лидера очень ча- сто встречается среди синеворотничковых преступников и часто среди беловоротничковых. Встречается почти во всех криминаль- ных группах.
Лидер-исполнитель – тот, кто находит идею, пути и способы для ее реализации. Внешне лидер-исполнитель общителен, но без пустозвонства, фамильярен, но со всеми членами группы по- разному; большинство его высказываний несет направленность на реализацию конкретных действий. Хорошо ориентируется в теку- щей обстановке.
Лидер-хранитель ценностей (лидер-вдохновитель) – это но- ситель наиболее ярко выраженного эмоционального начала груп- пы, лицо, в наибольшей степени склонное к пониманию глубин- ных потребностей участников группы. Его основная функция – не участвуя непосредственно в управлении группой, психологиче- ски на эмоциональном уровне связывать ее. Данный тип лидера очень редко встречается среди синеворотничковых преступников и крайне редко среди беловоротничковых. Данный тип лидера вы- ступает носителем коллективной морали, этики малой группы,