Файл: Лекции по правовой психологии учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекции по правовой психологии. Специальная часть
368 инструмент осложнения деятельности следователя по расследова- нию преступлений, понижения роли тактической составляющей его деятельности, реализуя вектор патологической либерализации практики современного расследования преступлений.
Еще раз отметим, что практика назначения и проведения определенных видов судебно-психологических экспертиз может выступать индикатором реализации основных уголовно-процес- суальных принципов и даже основных векторов развития совре- менного общества.
Основные понятия темы: судебно-психологическая эксперти- за эмоциональных состояний, судебно-психологическая экспертиза свидетелей и потерпевших, судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого, судебно-психологическая экс- пертиза личности обвиняемого, судебно-психологическая экспер- тиза по делам о моральном ущербе, судебно-психологическая экс- пертиза потерпевших по фактам сексуального насилия, психолого- психиатрическая экспертиза, психолого-искусствоведческая экспер- тиза, психолого-медицинская экспертиза.
Литература
1. Енгалычев В.Ф., Шипшин С.С. Судебно-психологическая эксперти- за : методическое руководство. Калуга, 1996. 156 с.
2. Иванова Т.В., Холопова Е.Н. Теоретические и правовые основы су- дебно-психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых.
М. : Юрлитинформ, 2008. 160 c.
3. Назаров О.А. Теория и практика судебно-психологической экспер- тизы. М., 2013.
4. Сафуанов, Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза : учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2018. 309 с.
5. Ситковская О.Д., Конышева Л.П., Коченов М.М. Новые направле- ния судебно-психологической экспертизы : справочное пособие. М. :
Юрлитинформ, 2000. 160 с.
6. Желтов В.М., Холопова Е.Н. Судебно-психологическая экспертиза по гражданским делам: правовое регулирование и правоприменительная практик. М. : Юрлитинформ, 2014. 256 c.

Тема 11. Судебно-психологическая экспертиза
369 7. Сорокотягин И.Н., Сорокотягина Д.А. Судебная экспертиза : учебник и практикум для бакалавриата и специалитета. М. : Юрайт, 2018. 288 с.
Контрольные вопросы
1. Назовите причины популярности судебно-психологической экспер- тизы в наше время.
2. Определите разграничение компетенции между экспертами при проведении психолого-психиатрической экспертизы.
3. Определите комплекс знаний, необходимых при проведении экс- пертизы, предметом которой является изучение личности обвиняемого.
4. Определите комплекс знаний, необходимых при проведении экс- пертизы, предметом которой является эмоциональное состояние исследу- емого лица.


Лекции по правовой психологии. Специальная часть
370
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   28

Тема 12. Пенологическая
и пенитенциарная психология
Методология пенологической
и пенитенциарной психологии
Терминологическое единообразие есть залог самой возможно- сти научного познания. Когда в научных исследованиях наблю- дается терминологическая чехарда, это крайне редко является следствием низкого профессионального уровня исследователя.
Неопределенность терминов есть показатель или неопределенно- сти самого явления, или неопределенности в необходимости изу- чения этого явления. Сказанное очень наглядно проявляется в психологических исследованиях человека после вынесения ему приговора. Неудивительно, что политическая ангажированность темы предопределила два совершенно разных вектора изучения рассматриваемого феномена, разделяя пенологические и пенитен- циарные исследования.
Пенология (лат. poena «наказание» + ...логия) – систематиче- ское изучение наказания, особенно связанного с лишением лица свободы, за совершенное преступление. Термин был внедрен в
XIX столетии вместе с реорганизацией тюремной системы и одно- временно с крупными дебатами о целях заключения. Таким образом, пенологическая психология в своей основе строится на исследова- нии психологических проблем отбывания наказания, возможности исправления осужденного.
Пенитенциарная психология (от лат. poenitentia «раскаяние, по- каяние» + ...логия) изучает психологические основы ресоциализа- ции осужденных: восстановление у них нарушенных социальных личностных качеств, динамику их личностей в процессе исполне- ния наказания (т.е. отбывания срока), их поведение. Таким обра- зом, пенитенциарная психология в своей основе строится на ис-

Тема 12. Пенологическая и пенитенциарная психология
371 следовании психологических проблем реабилитации осужденного, фактически оставляя «за бортом» проблемы его исправления.
Целевая ориентация уголовно-исполнительной
системы как исходная посылка
для научных исследований
Без сомнения, идеологическая, пропагандистская функция пра- ва выступает в качестве одной из основных функций любой право- вой системы. Неудивительно, что декларативная составляющая конституции и кодифицированных актов любой страны напрямую направлена на формирование убеждения населения в правовой праведности господствующей в государстве идеологии. Идеологи- ческая обработка населения необходима и приоритетна для систе- мы правового знания. Также идеологическая обработка является системообразующим элементом формирования правовой культуры у населения в целом и у отдельной личности в частности. Надо ли объяснять, что в зависимости от развития личности, ее профессио- нального уровня уровень аргументов меняется, причем порой качественно. Идеологическая правовая обработка населения ори- ентирована на массового типового члена социума и только в плане формирования убеждений на бытовом уровне.
Проблемной становится ситуация, в которой на основе, без со- мнения, правильных, но декларативных норм исследователи пы- таются разрабатывать комплексы правовых подсистем, к примеру подсистем предупреждения преступлений, борьбы с преступно- стью или ее контроля. При подобной разработке как бы забывается, что правовое регулирование ориентировано на конкретный ре- зультат, подчас не совпадающий с целью идеологической обра- ботки, содержащейся в декларативных нормах.
Право есть формализованная в правовых нормах воля господ- ствующей группы людей – это не обязательно для понимания населением, но необходимо для понимания исследователями, что- бы не скатиться в околонаучную демагогию, примером которой выступает политкорректность, которая, теоретически будучи кон-


Лекции по правовой психологии. Специальная часть
372 цепцией состоятельной, на практике реализуется только за счет адекватного большинства населения и в ущерб ему.
В качестве примера целевой ориентации правовой подсистемы рассмотрим, как реализуются в разных уголовно-исполнительных системах декларативно-постулируемые цели перевоспитания и кары преступников, в какой степени они присутствуют в каждой системе и какую роль там играют. Напомним, что традиционно доминирование функции перевоспитания характерно для уголов- но-исполнительных систем тоталитарных государств (СССР,
КНР, ГДР), которые «заинтересованы» в борьбе с преступностью, так как последняя не интегрирована в экономику государства.
Доминирование же функции кары характерно для так называе- мых стран «свободного» мира, где функция исправления осуж- денных ориентирована, скорее, не на государственный, а на об- щественный уровень.
Для того чтобы понять, что далеко не перед каждой уголовно- исполнительной системой стоят традиционно провозглашаемые задачи перевоспитания и кары осужденных, необходимо рассмот- реть фактически существующие и существовавшие уголовно- исполнительные правовые подсистемы через призму их целевой ориентации.
Карающая уголовно-исполнительная система характерна для общества средних веков, хотя и проявляется эпизодически в ран- ней стадии индустриальной эпохи в виде каторжных работ. Сов- мещающая жестокость и равнодушие, она не преследовала ника- кой цели, кроме кары, сведя к основной задаче изоляцию или ограничение криминального потенциала заключенных путем кале- чения. Отметим, что невысокий уровень эффективности данной системы кроется в немалой степени в «пестовании» социального стратоса «тюремшиков», которые объективно были распространи- телями неэтичной парадигмы жестокости к слабым. То есть про- блема данной системы скорее социопсихологическая, чем струк- турно-функциональная.
Коррекционная уголовно-исполнительная система, без сомне- ния, является олицетворением здравого гуманизма, своей целью

Тема 12. Пенологическая и пенитенциарная психология
373 выставляя исправление осужденных с контролем последующей их интеграции в законопослушный социум. Основным способом достижения цели исправления и ресоциализации была реализация созидательного потенциала человека. Данная система в истории цивилизации как масштабный эксперимент характерна, пожалуй, только для Германии и Советского Союза 20-х гг. прошлого века.
В обоих случаях существование этой системы происходит в условиях крайне слабой государственной власти. Эксперимент
ЧК по исправлению криминального контингента, реализуемый
Антоном Семеновичем Макаренко вплоть до его перевода в
НКВД Украины, был впоследствии признан предельно успеш- ным, а сам Макаренко в 1988 г. был назван ЮНЕСКО одним из четырех педагогов, определивших способ педагогического мыш- ления современности. Колоссальная эффективность исправления по Макаренко, вероятно, была возможна только в условиях не- вмешательства государства, формируя анекдотичный вывод – эффективнейшая уголовно-исполнительная система – это система с крайне ограниченным вмешательством государства. Отметим, что степень свобод осужденного в рассматриваемой системе мак- симально ярко выражена по сравнению с иными системами.
Заметим также, что значительный комплекс свобод всегда соче- тается с реализацией созидательного потенциала человека и от- дельно нецелесообразен.
Отдельно отметим, что одним из первых шагов деструкции уголовно-исполнительной системы в нашей стране в конце XX в. было ограничение производственных мощностей исправительно- трудовых учреждений. Тем самым был ликвидирован элемент коррекционной уголовно-исполнительной системы, свойственный уголовно-исполнительной системе Советского Союза.
Идеологическая уголовно-исполнительная система была пред- ставлена в 30–50-х гг. XX в. в Советском Союзе и 60-х гг. XX в. в Китае. Ее основная идея сводилась к клеймению части популя- ции, противопоставлению криминального меньшинства законопо- слушному большинству в государстве. Концепция «врага народа» подавляла не столько политическое инакомыслие, сколько крими-


Лекции по правовой психологии. Специальная часть
374 нальную ментальность. Недаром «уголовные» заключенные ак- тивно противопоставляли себя заключенным «политическим», впрочем, достаточно безуспешно. Для рядового гражданина слова
«враг народа» и «зэка» очень часто были синонимами. Собствен- но, и перевоспитание, и наказание, и реализация трудового потен- циала заключенных в идеологической уголовно-исполнительной системе предельно вторичны, хотя, без сомнения, и характерны для нее. Главная цель рассматриваемой уголовно-исполнительная системы – консолидировать общество, противопоставив его в том числе внутреннему врагу – «врагам народа».
Мобилизационная уголовно-исполнительная система была представлена в нацисткой Германии 30–40-х гг. ХХ в. и эпизоди- чески в системе британских концентрационных лагерей на терри- тории Африки, Индии и Австралии со второй половины XIX в. до середины XX в. Основная целевая ориентация рассматриваемой системы сводилась к мобилизации трудового потенциала соб- ственных и оккупированных государств. Рассматриваемая система объективно возникает в случае активной колонизационной и за- хватнической политики государства, радикально опережающей темпы прироста населения. Естественно, каких-либо попыток ис- правления за совершенные преступления как приоритетных она не включала, так же как и попыток наказания. По своему наполнению человеческим материалом она была неоднородна, так как включа- ла в себя не только осужденных преступников, но и ряд иных ка- тегорий лиц. Естественно, этически несостоятельная, она не могла существовать достаточно долгое время и была объективно обрече- на на модификацию.
Ротационная уголовно-исполнительная система – предельно интересный феномен, который выступает нормой для индустри- ально развитых демократий с начала ХХ в. Прежде всего, перед данной системой стоит задача поддержания высокого уровня ро- тации криминального контингента в социуме, тем самым решая ряд подзадач. К числу данных подзадач относятся: поддержание стабильно высокого уровня преступности в государстве; обеспе- чение рабочих мест в уголовно-исполнительной системе для зако-

Тема 12. Пенологическая и пенитенциарная психология
375 нопослушных граждан; внедрение в социум центробежных идей; формирование альтернативной правопослушному поведению мен- тальности. В последнее время с распространением частных тюрем стала актуализироваться и задача извлечения прямого дохода от трудовой деятельности заключенных, что привнесло в рассматри- ваемую систему элемент мобилизационной системы. Задачи кары и исправления перед данной системой de facto не стоят, впрочем, как и постулируемая задача защиты прав и свобод.
Комплексная уголовно-исполнительная система представлена исправительной системой, существовавшей в Советском Союзе.
Она в значительной степени интегрировала достоинства вышена- званных правовых систем, аккумулируя и их недостатки. Анализ уровня преступности в СССР и современной России, не говоря уже о США, демонстрирует высокую результативность как в плане кары, так и в плане перевоспитания, характерную для комплексной системы.
Целью данного обзора не была пропаганда приоритетности ка- кой-либо из уголовно-исполнительных систем, ведь, кроме моби- лизационной, все остальные системы лишь отражают объективные закономерности, происходящие в конкретном обществе, являясь элементом объективной реальности на конкретном этапе этико- нравственного развития общества. Рассмотрев основные уголовно- исполнительные системы, мы пришли к выводу, что для подавля- ющего большинства из них не характерны в качестве цели ни перевоспитание осужденного, ни его кара. Понятно, что меро- приятия по функционированию современной уголовно-исполни- тельной системы с целью оптимизации элементов перевоспитания либо кары для большинства рассматриваемых систем безрезуль- татны и сводятся только к затрате бюджетных средств и формаль- ной отчетности реализации идеологических установок, свойствен- ных правовой доктрине.
К таким же результатам приведут несистемные попытки разра- ботки реальных форм борьбы с коррупцией в рыночном государ- стве, борьбы с незаконным оборотом наркотиков в современном индустриальном обществе, борьбы с терроризмом. Современный