Файл: Лекции по правовой психологии учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекции по правовой психологии. Специальная часть
376 исследователь, чтобы не выглядеть оторванным от жизни теорети- ком, на первом этапе должен решить проблему целесообразности разработки той или иной подсистемы правовой реальности в рам- ках цели и задач, действительно, а не декларативно стоящих перед этой подсистемой.
Выводом может служить положение о том, что, проводя иссле- дование той или иной подсистемы правой реальности, исследова- тель должен изначально выяснить, какова цель существования данной подсистемы в данном обществе на данном историческом промежутке времени и в конкретных этнокультурных условиях.
С учетом сказанного можно сказать, что для коррекционной и комплексной уголовно-исполнительных систем актуальны пено- логические исследования. В обществах с коллективной культурой преобладает идея исправления осужденных. Следовательно, основ- ной акцент в пенологических исследованиях делается на «вырав- нивание» психики заключенного и законопослушного гражданина.
С другой стороны, для ротационной уголовно-исполнительной системы актуальны пенитенциарные исследования. В обществах с индивидуальной культурой человек психологически не доверяет окружающим его людям, «делает ставку» на органы государства.
Люди договориться друг с другом не могут. В индивидуальной культуре заботу о заключенных берет на себя государство, но оно обязуется только на время изолировать преступников. Государство не берет на себя функцию исправления как доминирующую. Сле- довательно, основной акцент в пенитенциарных исследованиях делается на «выравнивание» статуса заключенного и законопо- слушного гражданина.
Сегодня все более настойчиво стали звучать призывы активно внедрять в практику исправительных учреждений психологически обоснованные технологии ресоциализации осужденных. Однако подобные призывы не будут реализованы, пока не будет исследо- ван ряд проблем в рассматриваемой сфере. Трудно провести грань между пенологической и пенитенциарной психологией, по сути, имеющими единый объект, а возможно, даже и предмет. И у той и у другой науки в список базовых задач входят исследование и

Тема 12. Пенологическая и пенитенциарная психология
377 оценка деятельности пенитенциарных институтов и выработка путей более эффективного достижения целей и задач этих инсти- тутов. Однако нельзя соотносить пенологическую и пенитенциар- ную психологию как часть и целое.
Отличие этих двух областей научного знания определяется также доминирующим массивом заимствованных методов. Если пенитенциарная психология своей материнской наукой может счи- тать криминологию (а через нее науку уголовного права), то спе- цифику генезиса пенологической психологии следует искать в со- циологических и психологических исследованиях.
Методы, используемые пенологической психологией, тожде- ственны методам общей психологии с поправкой на изучаемый контингент лиц, обладающий психологической, культурной, нрав- ственной спецификой. С учетом сказанного особенности психики лица, отбывающего наказание, далее будем рассматривать в рам- ках пенологической парадигмы.
Воздействие на комплекс потребностей
осужденного: общая характеристика и алгоритм
Если цель наказания – исключительно кара, то она достигается методами недопущения функционирования системы потребностей человека в гомеостатическом режиме. Чем более базовой является потребность, тем более эффективно воздействие на нее с точки зрения кары в «чистом» виде. Намного более сложным является воздействие в процессе наказания, преследующее цели осознания вины осужденным, принятия им новой (более адекватной, соци- ально признанной) этической системы и внутриличностной коррекции в рамках принятой новой этической системы. Понят- но, что если подобная цель связана с переосмыслением, с адапта- цией, то целевым объектом воздействия выступают Б-потреб- ности как локализованные в области гетеростатической. Однако подобное вероятно, только если В-потребности (витальные, базо- вые) удовлетворены, т.е. в своем содержании не являются дефи- цитарными.


Лекции по правовой психологии. Специальная часть
378
Улучшение ряда условий (без сомнения, относящихся к оптими- зации удовлетворения осужденным В-потребностей) отбывания наказания осужденными детерминируется не стремлением к гума- низации всего и вся, а рациональностью подхода в создании усло- вий, в которых у осужденных формируется социально приемлемая система ценностей. Повторимся: гуманизация, не важно, предложен- ная очередным съездом КПСС ранее или очередным сбором право- защитников из Европейского Союза в наши дни, может лишь сов- падать с тенденциями научных исследований, но не определять их.
Воздействие на Б-потребности осужденного выражается в стремлении довести до сознания осужденного наличие собствен- ных метапотребностей, заглушенных этическим «террором сре- ды». Технология подобного воздействия аналогична психоанали- тической практике доведения до сознания клиента факта наличия и состояния удовлетворенности его витальных, базовых потребно- стей, а также отработке приемов отслеживания возникновения неосознаваемого психического напряжения в случае их последу- ющей неудовлетворенности. Современная гуманистическая пси- хология исходит из идеи о том, что человеку необходимо жить в красоте, а не в уродстве, поэтому воздействие на осужденного сводится первично к пробуждению его понимания красоты, а по- том уже к соотношению содержания содеянного с вновь возник- шим пониманием.
Страдания Р. Раскольникова являются идеалом этической ме- таморфозы преступника именно в силу ее относительно редкой встречаемости в реальной жизни. Что же делать, если подобные этические метаморфозы у осужденного не наблюдаются, а воз- действия на латентные метапотребности осужденного малоэф- фективны вследствие явного несоответствия, к примеру, лиц, от- бывающих наказание в местах лишения свободы, количеству консультантов-психологов гуманистической ориентации? Выход видится в изменении комплекса потребностей осужденного иными методами, с использованием иных приемов, методик и средств, естественно, в стадии реализации не противоречащих существую- щему законодательству.

Тема 12. Пенологическая и пенитенциарная психология
379
Базовыми потребностями человека являются потребности су- ществования. Неудовлетворение потребностей данной группы чревато гибелью индивида: физической или психологической.
Человек, фиксирующий свое сознание на неудовлетворенной по- требности (например, потребности в воде), как личность исчезает, так как все многообразие психологического сводится к неконтроли- руемой, животной мотивации. Естественно, речь идет о крайних формах неудовлетворенности потребностей.
К потребностям существования необходимо относить потреб- ности в пище, питье, физической активности, сне, сенсорной стимуляции, существовании в неагрессивной среде (оптимум температуры, давления, содержания газовой смеси для дыхания, достаточности территории существования). Потребности суще- ствования являются самыми неотложными и приоритетными, подчиняясь в максимальной степени закономерностям гомеоста- тического существования. Меры наказания, ставящие целью пози- тивные трансформации личности осужденного, окажутся неэф- фективными, если в процессе своей реализации ориентированы на формирование ярко выраженной дефицитной потребности суще- ствования. У человека не может возникнуть вышестоящих потреб- ностей при неудовлетворенности потребности существования.
Исключением, возможно, являются личности невротического пла- на, одурманенные какой-либо агрессивной идеологией, которая, как правило, усилена стадным инстинктом. Однако особенности их психического функционирования лежат в плоскости не психо- логической, а, скорее, психиатрической науки.
Необходимо заметить, что когда говорится о необходимости удовлетворения потребностей существования, речь не идет об удовлетворении их в полной степени. В целях активизации выше- стоящих потребностей необходимо обеспечить тот минимум, ко- торый отвечает подобной активизации. Излишний комфорт, кото- рый осужденный получает, полностью удовлетворив потребности существования (излишним мы называем комфорт, соответствую- щий или превышающий уровень удовлетворения потребностей, существовавший у осужденного до момента начала наказания,


Лекции по правовой психологии. Специальная часть
380 естественно, если этот уровень комфорта допускает минимально допустимый), делает неактуальной идею внутреннего роста, пред- полагающего трансформацию потребностной сферы, существую- щей у человека.
По своей природе потребности в безопасности так же ориенти- рованы на существование, как и предыдущие. Однако ориентация потребностей в данной группе носит характер долговременного существования. Возникновение актуальности удовлетворения потребности безопасности детерминирована удовлетворением по- требностей существования. К потребностям безопасности относят: потребности в организации, стабильности, некритичности условий существования, в уверенности существования и реализации право- вых норм, норм социальных групп, правил межличностного взаи- модействия, в возможности предвидения негативных изменений существования, в отсутствии явно выраженных возможностей прерывания жизнедеятельности и возникновения болезненного состояния.
Человек – не анархическое существо. Идея абсолютной свобо- ды как фактора реального (нефилософского) восприятия окружа- ющего человеку чужда. Отсутствие зависимости неосознанно приводит к осознанию беззащитности, так как обязывание всегда происходит со стороны более сильных, социально значимых, адап- тированных или опытных лиц.
Потребность человека в безопасности, как одна из ведущих, раскрыта в работе Э. Фромма «Бегство от свободы». Испытывая необходимость в защите долговременного характера, к примеру, участники социальных катаклизмов по истечении определенного времени формируют жестко иерархичные авторитарные государ- ственные образования, наделяя их таким огромным количеством карательных функций, которые несопоставимы с объемом подоб- ных функций у аналогичных государственных органов, существо- вавших в государстве до революции.
Природа потребностей человека в безопасности носит харак- тер преимущественно гомеостатической системы, поэтому лица, осужденные судом, в процессе отбывания наказания должны быть

Тема 12. Пенологическая и пенитенциарная психология
381 помещены в условия, в которых могут быть реализованы рассмат- риваемые потребности. В рамках процесса наказания необходимо обеспечить формирование и удовлетворение потребностей в без- опасности в двух формах: это потребность в безопасности в про- цессе отбывания наказания и та же потребность, спроецированная на время после отбывания наказания.
Потребности в безопасности в процессе отбывания наказания ориентированы, прежде всего, на недопущение угрозы со стороны социально дезадаптированных лиц, число которых по понятным причинам в окружении осужденного выше среднестатистического.
Также сюда необходимо включить меры по обеспечению компен- сации в случае реализации рассматриваемой угрозы, например меру, обеспечивающую осужденному (прежде всего, конечно, к лишению свободы) уверенность в реализации потребности в без- опасности. Мероприятия по страхованию жизни и здоровья отбы- вающего подобное наказание значительно оптимизируют состоя- ние внутреннего психофизического состояния равновесия. Мы не говорим здесь об удовлетворении потребности в обязывании осуж- денного со стороны уполномоченных государством третьих лиц, потому что оно пронизывает весь процесс отбывания наказания.
Потребности в безопасности, спроецированные на время после отбывания наказания осужденного, имеют достаточно выражен- ную степень вариативности. Естественно, здесь не может быть и речи об уверенности осужденного, что после отбывания срока наказания государство поможет ему в трудоустройстве либо даст какие-либо льготы существования. Естественность данного поло- жения вытекает из неуместности любых «извинительных» форм в отношении осужденного лица, отбывшего наказание за преступ- ление, совершая которое он принизил идею целесообразности существования государства, функцией которого является также функция защиты законопослушных граждан. Только государство, ненавидящее своих законопослушных граждан, будет предостав- лять льготы бывшим осужденным за счет первой группы лиц.
Когда мы говорим о реализации у осужденного рассматривае- мой потребности, мы имеем в виду создание условий или невос-


Лекции по правовой психологии. Специальная часть
382 препятствование созданию условий, в которых осужденный за счет своих усилий создает обстоятельства, способствующие его уверенности в будущем. Примерами подобных усилий могут слу- жить создание сберегательных счетов в банке или приобретение новых профессиональных навыков.
Следующий ряд в пирамиде потребностей представлен потреб- ностями принадлежности. Актуальность данного уровня возникает при удовлетворении ранее описанных потребностей. Содержание потребностей принадлежности выражается в необходимости вхождения человека в какую-либо референтную группу. Потреб- ность в принадлежности является развитой формой потребности в безопасности, однако она ориентирована не на избегание страха перед будущим и формирование «круга защитников», а на приис- кание условий, в которых социальная составляющая личности стремится к эволюции. Потребности принадлежности ориентиро- ваны на установление отношений привязанности, первой эмоцио- нальной формы взаимодействия с окружающими.
Потребность в принадлежности имеет не исключительно го- меостатическую природу. Воздействие на реализацию данной потребности не является чреватым для жизни и здоровья осуж- денного лица. Однако необходимо учитывать, что в силу дис- кретности гомео-гетеростатических отношений крайние формы воздействия на рассматриваемую потребность допустимы только в течение незначительного времени. В противном случае, ввиду присутствия фактора гомеостаза, подобное может привести к нервному срыву, результатом которого является фиксация чело- века на реализацию потребностей в безопасности за счет выше- стоящих потребностей.
В процессе наказания комплекс потребностей в принадлежно- сти у осужденного представлен двумя относительно самостоя- тельными блоками.
1. Потребность в принадлежности к микросоциальным образо- ваниям. Удовлетворение данной потребности более актуально на первоначальном этапе отбывания наказания. Данная потребность носит преимущественно гомеостатическую природу, поэтому в

Тема 12. Пенологическая и пенитенциарная психология
383 рамках воздействия необходимо ориентироваться на удовлетворе- ние данной потребности, не допуская (разве что в рамках специ- фики индивидуально личностного воздействия) перехода этой потребности в группу неудовлетворенных. Данная потребность удовлетворяется, если формировать коллективы осужденных по принципу психологической дополняемости. Неосознанное удовле- творение данной потребности находит отражение в традициях криминального шансона, одна из магистральных идей которого выражается в том, что несправедливо отторгнутый от общества осужденный попадает в большую семью таких же неправедно обиженных лиц.
2. Потребность в принадлежности к макросоциальным образо- ваниям. Понятно, что актуальность удовлетворения данной разно- видности потребности в принадлежности повышается в процессе отбывания наказания. Природа описываемой потребности ориен- тирована на принцип гетеростаза, поиск более оптимальных форм функционирования (эволюционного вектора). Следовательно, в рам- ках воздействия на осужденного мы можем создавать условия, де- терминирующие как дефицитарность, так и профицитарность удо- влетворения данной потребности. Реализация рассматриваемой потребности прежде всего включает факт обладания информацией о жизнедеятельности группы, к которой человек стремится при- надлежать. Непосредственные контакты с представителями соци- альной группы, в отношении которой существует потребность в принадлежности, кратко- и долговременные, являются способом удовлетворения потребности принадлежности к макрогруппам.
Следующий уровень потребностей представлен потребностями в любви. Данная потребность по сравнению с раннее рассмотренной представляет собой качественно новое образование. Потребности в любви базируются на необходимости реализации эмоциональной гаммы человека. Эмоциональный мир человека представлен ши- роким спектром реакций и переживаний. В ходе удовлетворения потребности в любви человек актуализирует достаточно сложные образования эмоционального спектра. В силу этого потребность в любви относят к потребностям эволюционной, гетеростатической


Лекции по правовой психологии. Специальная часть
384 природы, а значит, такая потребность может эффективно высту- пать в качестве объекта воздействия.
Формирование или стимуляция потребности в любви у осуж- денного с последующим определением степени разрешаемой реа- лизации данной потребности – вот содержание воздействия на рассматриваемый структурный блок иерархической системы «по- требности человека».
Потребность лица в уважении представлена в следующем уровне потребностей человека. Потребность в уважении у челове- ка дифференцируется на два относительно самостоятельных бло- ка: потребность самоуважения и потребность уважения другими.
Уважение человека другими лицами базируется на понимании и чувствовании того, что окружающие лица признают адекват- ность социального статуса развитию внутреннего мира человека и в идеале в той или иной степени полагают, что некоторые свойства человека могут быть эталонными для них.
Игнорирование, неудовлетворение потребности в уважении приводит к возникновению комплекса неполноценности, а самое главное – к осознанию бессмысленности последующего, а может быть, и предыдущего психологического эволюционного движе- ния. Защитной реакцией человека на непризнание его окружаю- щими, как правило, является формирование установки о непони- мании лица в силу природной глупости окружающих, что приво- дит к полярности восприятия многих социальных групп и соци- альных институтов. Полярность восприятия является одним из условий перехода данной и нижестоящих потребностей в режим гомеостаза, исключающий возможности коррекции личности осужденного.
Потребности уважения, выражающиеся в осознании и чувство- вании своей действительной, а не статутной значимости, изна- чально присутствуют у всех людей, но удовлетворены далеко не у каждого. Исходя из этого следует сделать вывод, что перед непо- средственным воздействием на данную потребность необходимо повысить осознание ее актуальности и степени реализации у осуж- денного лица.

Тема 12. Пенологическая и пенитенциарная психология
385
Финальный уровень потребностей представлен потребностями развития, которые называются также потребностями самоактуали- зации. Их содержанием является стремление к максимальному использованию собственного потенциала. Процесс самоактуализа- ции подчинен законам гетеростаза, однако актуализировать лич- ность со стороны невозможно, актуализация проистекает исключи- тельно по воле самого лица. Этим потребность в самоактуализации отличается от потребности в уважении.
Идея труда в процессе отбывания наказания в наши дни мед- ленно подвергается научному остракизму. Однако неэффектив- ность в процессе отбывания наказания показал труд нетворческий, не предполагающий индивидуального подхода к осужденному, а подобный остракизм в большей степени объясняется российской ментальностью, характеризующейся тенденцией к огульному от- вержению всего достигнутого при наступлении периода изменения социальной парадигмы.
Потребности человека носят преимущественно или гомеостати- ческую (тенденция достижения гармонии), или гетеростатическую
(тенденция к достижению возможности эволюционного развития) природу. В рамках процесса наказания, ориентированного на из- менение личности осужденного, воздействие на гомеостатические потребности нецелесообразно, так как их дефицитарность и про- фицитарность не приводят к актуализации более сложных потреб- ностей, являющихся условием желаемой, социально приемлемой трансформации личности осужденного. Гомеостатические потреб- ности должны быть удовлетворены в объеме, необходимом для возникновения потребностей более высоких уровней.
Гетеростатические потребности по природе своей предполага- ют возможность трансформации личности, однако их необходимо развить у осужденного лица до уровня, необходимого для воздей- ствия. Сформированные и ставшие актуальными гетеростатиче- ские потребности являются объектом целевого воздействия, направленного на трансформацию личности. Формами воздей- ствия могут быть как стимулирование сформированных рассмат- риваемых потребностей, так и их угнетение.