Файл: Лекции по правовой психологии учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 2. Личность в общей и правовой психологии
51 в рамках самосовершенствования. Им мешает страх успеха (ком- плекс Ионы), который мешает человеку в его стремлении к само- совершенствованию.
Необходимо отметить, что совершенствованию личности пре- пятствуют социальные стереотипы, полоролевые модели поведе- ния и культурно-национальные штампы. Д. Зиглер говорит, что
«людям требуется “благоприятное” общество, в котором они мог- ли бы наиболее полно раскрыть свои человеческие возможности.
С этой точки зрения ни одно общество в человеческой истории не предоставляло оптимальной возможности для самоактуализации всех его членов, хотя, надо признаться, некоторые все же намного лучше других в смысле обеспечения условий для самосовершен- ствования индивида».
Понимание своей самоценности на этапе реализации потребно- сти в самоактуализации невозможно без противостояния «террору среды». Подобное понимание на практике выражается в разработ- ке собственной этической системы.
Процесс самоактуализации чрезвычайно сложен, и мы видим его движущими силами не реализацию лица в какой-либо деятель- ности (подобная реализация – индикатор процесса самоактуализа- ции), предполагающей полное задействование потенциала лица.
По нашему мнению, самоактуализация является результатом со- здания человеком собственной этической концепции. «Будем хо- рошо мыслить, – вот основной принцип морали», – говорил Р. Де- карт. Социальные нормы, локализованные на сознательном уровне психики, вызывают напряжение в бессознательном в силу своей чужеродности и нерациональности (именно чужеродности, а не ложности и неадекватности). Редко кто может внятно объяснить, не задействуя такой психологический механизм защиты, как раци- онализация, почему нельзя совершать неэтические поступки. Про- цесс самоактуализации позволяет понизить чужеродность соци- альных запретов и предписаний ввиду индивидуального осознания правоты этических канонов, тем самым понижая напряжение в бессознательном и направляя психическую энергию сдерживания последнего в сферу сознательного, оптимизируя его.

Лекции по правовой психологии. Общая часть
52
Может возникнуть вопрос: зачем в рамках нашего исследова- ния мы рассматриваем вопрос, ответ на который в течение жизни получают немногие лица, вопрос о самоактуализации? По дан- ным А. Маслоу, самоактуализация достигается менее чем в 1% случаев в популяции англосаксонского типа. Какова же тогда ве- роятность реализации (наличие рассматриваемой потребности характерно для каждого человека) данной потребности у осуж- денного, лица, оказавшегося в криминальной ситуации слабее ее обстоятельств?
В истории криминалистической науки имя основателя француз- ской криминальной полиции (Сюртэ насиональ – Главное управ- ление национальной безопасности министерства внутренних дел
Франции; основной контрразведывательный и полицейский орган страны) Э.Ф. Видока стоит особняком. Бывший заключенный, воз- главивший тайную полицию и зачисливший в штат своего отдела два десятка бывших заключенных, за годы своей деятельности
(1810–1833) обезвредил громадное количество преступников
(только за один год более восьмисот), ликвидировал притоны в
Париже, создал картотеку примерно на пять миллионов преступ- ников, разработал теоретические основы агентурной деятельности и внедрил их в практику, сформировал у сыщиков установку на использование достижений науки в процессе расследования преступлений. История Видока – яркий пример самоактуализа- ции осужденного, нашедшего способ стать тем, кем он мог стать, история изменения человека вследствие изменения сферы дея- тельности.
В правовой психологии целесообразность изучения личности в рамках индивидуально-психологического подхода диктуется дву- мя факторами:
– для возможного противодействия актуализированному про- тивнику;
– для оптимизации психического потенциала работников юри- дических специальностей.


Тема 2. Личность в общей и правовой психологии
53
Правосознание: психологическая природа
и сущность
Правосознание – это совокупность представлений и чувств, взгля- дов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему праву. Само существование правовых явлений нераз- рывно связано с волей и сознанием людей. Требования общественной жизни не могут быть выражены в качестве юридических предписа- ний до тех пор, пока они не будут осознаны человеком и не станут руководством к действию, точнее, к правопослушному поведению.
Структурно правосознание делится:
– на знание содержания, целей и задач правовых предписаний;
– субъективное отношение к правовым нормам;
– готовность руководствоваться правовыми нормами.
Не следует путать конформность как свойство характера и доб- ровольное, глубоко осознанное осуществление правовых требова- ний, понимание их правильности и разумности.
Ряд исследователей выделяют следующие разновидности пра- восознания:
– индивидуальное – личное отношение человека к праву (отра- жает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида);
– групповое – отношение к праву различных малых социальных групп и коллективов;
– корпоративное – правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоев;
– массовое – правосознание значительных по объему общно- стей людей;
– общественное – отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время суще- ствования человечества).
Оговоримся, целесообразность данной классификации носит, скорее, идеологический характер. Действительно, разве можно охарактеризовать как нечто целостное правосознание всего обще- ства, стратифицированного и предельно неоднородного? Конечно же, это утопия.

Лекции по правовой психологии. Общая часть
54
Что касается правосознания группового, корпоративного и мас- сового, то представляется затруднительным изучать названные феномены посредством использования психологических знаний.
Общие выводы об особенностях данных разновидностей правосо- знания, вероятно, и возможны, но необходимо помнить, что наиболее эффективно психологическая наука изучает отдельного человека во всей уникальной совокупности его психических про- явлений. Изучение достаточно аморфного по своему содержанию образования целесообразно посредством методов таких областей знания, как философия или теория государства и права.
Структура правосознания традиционно включает в себя следу- ющие смысловые блоки:
– правовую идеологию (отношение общества к праву в целом – правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принци- пы, уровень юридической науки в целом;
– правовую психологию (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, пе- реживания. Отметим, что более точным будет название «психоло- гическая идентификация с правом»;
– индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой от- дельной личности): уровень ученого-правоведа, неспециалиста и т.д.;
– личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые яв- ления);
– волевой потенциал индивида (личный опыт и система убеж- дений, опираясь на которые человек принимает решения, опреде- ляющие правомерность или неправомерность его поведения).
Таким образом, основными структурными элементами правосо- знания выступают знание правовых предписаний, принятие их и руководство ими.
Правосознание – это отношение человека к существующим и вновь принятым законам. Правосознание обычно не существует в
«чистом» виде, ибо взаимосвязано с другими видами и формами сознания реальности и действительности. Так, достаточно часто высокий уровень правосознания переплетается с моральными воз-


Тема 2. Личность в общей и правовой психологии
55 зрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения этических категорий добра и зла, справедливости и неспра- ведливости, совести и чести и т.д.
Между правом и правосознанием существует тесная взаимная связь. Эта связь в некоторой степени может проявляться как во влиянии правосознания на право, так и наоборот – во влиянии права на правосознание. Прежде всего это влияние проявляется в процессе формирования права и весьма заметно на его завершаю- щей стадии – стадии правотворчества. Оно заключается в том, что правосознание пусть в незначительной степени, но вырабатывает представления о необходимости и потребности принятия опреде- ленных нормативно-правовых решений.
Определяющее значение правосознания выражается в соблюде- нии правовых предписаний. Как форма общественного сознания оно оказывает корректирующее воздействие на сознание отдель- ных индивидов и таким образом способствует повышению их уровня. Соблюдение требований законодательства находится в прямой зависимости от уровня правосознания каждого члена об- щества.
Выделяют несколько уровней правосознания. Прежде чем рас- крыть их, вспомним, что основными структурными элементами правосознания выступают знание правовых предписаний, лич- ностное принятие их и руководство ими. Основным системообра- зующим элементом является принятие предписаний (минимальные познания в области права есть у каждого, а факт принятия пред- определяет руководство правовыми предписаниями в процессе деятельности). Принятие правовых предписаний – очень сложное, многогранное образование. Причины принятия, а следовательно, и природа правосознания неоднородны.
Лица, характеризующиеся доминированием биологического фактора, склонны к правопослушному поведению в силу страха перед наказанием. Страх как детерминанта поведения характерен для многих сфер человеческой деятельности, но в теории правосо- знания исследователи почему-то пытаются обойти стороной эту важную составляющую феномена правосознания.

Лекции по правовой психологии. Общая часть
56
Лица, характеризующиеся доминированием социального фак- тора, склонны к правопослушному поведению в силу привычки, ролевого стереотипа как следствия прочно закрепленной в созна- нии в процессе воспитания модели должного поведения. Пред- ставляется, что данная группа выступает наиболее многочислен- ной, но, к сожалению, достаточно инертной в плане отношения к правовым новациям.
Лица, характеризующиеся доминированием индивидуально- психологического фактора, склонны к правопослушному поведе- нию в силу глубинного осознания правильности и необходимости данного поведения, базирующегося к тому же на достаточном зна- нии и понимании буквы и духа закона. Проблемой выступает то, что оптимальная модель правосознания в сознании этих лиц тесно связана с идеей справедливости или идеей целесообразности мо- дификации всего общества в рамках достаточно агрессивной соци- альной модели. Таких представителей немного, о чем говорилось на прошлой лекции, и они в стабильном обществе базовые соци- альные тенденции не контролируют.
Возвращаясь к уровням правосознания, традиционно выделяем обыденное, профессиональное и научное правосознание.
Первый уровень представлен обыденным правосознанием. Этот уровень свойствен значительной части общества, он формируется на базе повседневного опыта граждан. Для людей с данным уров- нем правосознания характерно знание общих принципов права, в которых, как правило, правовые воззрения переплетаются с нравственными представлениями. Обыденное правосознание скла- дывается в процессе семейного воспитания, под влиянием госу- дарственной пропаганды и идеологической обработки граждан.
Оно стихийно формируется под влиянием конкретных условий жизни, личного жизненного опыта и правового образования, до- ступного населению. Обыденное правосознание – это отношение к праву, оценка правовых норм на уровне бытовой логики, соот- ветствия правовых предписаний положениям морали и принципу справедливости. Именно обыденное правосознание – идеальный объект психологического изучения.


Тема 2. Личность в общей и правовой психологии
57
Второй уровень – профессиональное правосознание, которое складывается в ходе специальной подготовки, в процессе осу- ществления практической юридической деятельности. Субъекты этого уровня обладают специализированными, детализированны- ми знаниями действующего законодательства, умениями и навы- ками его применения. Формированию профессионального право- сознания в современных условиях должно быть уделено особое внимание. Сущность и особенности правового сознания юристов конкретизируются в содержании правовой идеологии и правовой психологии, в системе присущих данной профессиональной группе правовых знаний, представлений, установок, ценностных ориентаций и т.д. Несколько неактуально изучение профессио- нального правосознания в правовой психологии, потому что единственное, пожалуй, что в нем есть психологического, – это элемент обладания определенным объемом информации. Отноше- ние же к этой информации, его генезис и особенности ничем не отличаются от отношения к правовым предписаниям представите- лей первой группы.
Третий уровень – научное, теоретическое правосознание.
Оно характерно для исследователей, научных работников, зани- мающихся вопросами правового регулирования общественных отношений. Научное правосознание – это попытка совместить идеологическую компоненту пропаганды законопослушного пове- дения и реальное знание о процессах правопослушного поведения.
Принято считать, что научное правосознание, в отличие от обы- денного, формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания закономерностей и социальных исследований социально-правовой действительности. В идеале именно научное правосознание должно быть непосредственным источником правотворчества, служить совершенствованию юридической практики. Научное правосознание ориентировано в том числе на научное и околонаучное развенчивание идей «отмирания» права, правового нигилизма, представлений о законе как о воле госу- дарства и т.д.

Лекции по правовой психологии. Общая часть
58
Психологическая структура личности.
Структурная концепция А.Г. Ковалёва
Нет сомнений, что личность – образование целостное, однако исследования личности в правовой психологии должны быть ори- ентированы на элементалистский подход. Элементализм – позиция в персонологии, согласно которой личность может быть объяснена только путем исследования каждого фундаментального аспекта поведения отдельно, независимо от остальных. В противовес эле- ментализму сторонники холистского подхода считают, что пове- дение человека можно объяснить только путем изучения индивида как единого целого. Если взять наиболее типичных представителей холистского подхода (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Э. Эриксон,
Э. Фромм, Г. Олпорт, Д. Келли, А. Маслоу), то можно констатиро- вать слабую эмпирическую подтверждаемость теоретических по- строений этой группы исследователей, что не характерно для тео- рий сторонников элементалистского подхода (Р. Кеттел, Г. Айзенк,
Б. Скинер, А. Бандура, Д. Роттер). Возможно, когда-нибудь будет создана холистская теория, которая будет впоследствии плодо- творно исследована и эмпирически подтверждена, однако до этого момента следует пользоваться теориями пусть и не столь «краси- выми», как холистские, но реализуемыми в сфере практической, – теориями элементалистскими.
Сегодня правовой психологией набран достаточный исходный эмпирический материал, и, как следствие возникает необходи- мость его структурирования. Неудивительно, что в отечественной правовой психологии стали встречаться высказывания о целесооб- разности структурирования как обязательного элемента современ- ных исследований. Вот пример подобного высказывания А.Ф. Зе- линского.
«Структура личности – это прежде всего психологическое понятие. Никто, вероятно, не сомневается в том, что всякая лич- ность, в том числе и личность преступника, представляет собой самоуправляемую биосоциальную систему высочайшей сложности


Тема 2. Личность в общей и правовой психологии
59 и что элементы (подструктуры) личности взаимодействуют между собой на психологическом уровне. Но когда высказывается мне- ние о том, что структура личности преступника состоит из соци- ально-демографических признаков (пол, возраст, род занятий и пр.), общественной деятельности (партийная принадлежность, членство в профсоюзе), нравственных свойств (добрый, злой, ску- пой, щедрый и т.п.) и иных особенностей характера, то трудно из- бавиться от впечатления, что это лишь перечень разноплановых свойств людей, как грешников, так и праведников, а структурного в нем ничего нет».
Несмотря на свою гипотетическую природу, хотя любые раз- мышления о психике в целом весьма гипотетичны, структурные концепции продолжают оставаться основным признаком любой теории личности. Стабильные характеристики личности, принятые за точку отчета, в структурных концепциях выполняют роль ос- новных строительных блоков человеческой психики.
При исследовании структуры личности необходимо стараться избегать постановки исследовательского акцента на абстрактных элементах структуры. Очень спорна с точки зрения прикладной, но признаваема в академических кругах структура, предложенная в
1984 году Б.Ф. Ломовым. В ней автор выделял три основных под- системы:
– когнитивную, в которой реализуется функция познания, включающая в себя познавательные процессы (восприятие, па- мять, внимание, мышление и др.);
– регулятивную, которой реализуется эмоционально-волевая функция;
– коммуникативную, которая реализуется в общении и взаимо- действии с другими людьми.
Л. Хьелл и Д. Зиглер описывают три пути решения проблемы структурирования личностных характеристик.
1. Один из наиболее популярных примеров структурных кон- цепций – это концепция черт личности. Личностная черта анали- зируется как достаточно устойчивое образование психики, пред-

Лекции по правовой психологии. Общая часть
60 определяющее ограниченный выбор поведенческих реакций в конкретной жизненной ситуации. Можно проследить аналогию с житейскими определениями, даваемыми непрофессионалами, когда они рассуждают о наиболее характерных поведенческих ре- акциях других людей. Г. Олпорт, Р. Кеттел и Г. Айзенк выступают ведущими авторитетами в области изучения черт личности.
Названные исследователи полагали, что структуру личности луч- ше всего схематически представить в терминах гипотетических качеств, детерминирующих особенности поведения.
2. Иным примером структурных концепций личности выступа- ет концепция типа личности. Тип личности описывается в виде совокупности множества различных черт, образующей уникаль- ную психологическую конструкцию, имеющую четко очерченные границы. По сравнению с концепциями, имеющими дело с черта- ми личности, подобные концепции подразумевают более постоян- ные и более обобщенные поведенческие характеристики. Так как обычно человек склонен к ограниченному количеству ролевых по- зиций и жизненных сценариев, их описывают как принадлежащие к тому или иному типу. Например, К. Юнг утверждал, что люди делятся на две группы: интровертов и экстравертов. Позже мы осветим еще одну оригинальную типовую концепцию акцентуа- ций характера.
3. Наиболее сложной разновидностью структурной концеп- ции выступают модели личности, включающие ряд функцио- нальных структурных элементов. Так, предложенное З. Фрейдом разделение психики личности на четыре уровня – «Оно»,
«Сверх-Оно», «Я» и «Сверх-Я» – служит иллюстрацией необы- чайно сложного описания структуры и ее организации. Другие теоретики, наоборот, предлагают более просто организованные системы, с ограниченным набором составных частей и малым количеством связей между ними. Примером может служить структурная концепция А.Г. Ковалёва.
В отечественной психологической науке структурная концеп- ция А.Г. Ковалёва признана наиболее научно состоятельной, по- этому целесообразно кратко рассмотреть ее содержание.