Файл: Лекции по правовой психологии учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 2. Личность в общей и правовой психологии
61
Структура личности, полагает А.Г. Ковалёв, образуется как ре- зультат психических процессов, психических состояний и психи- ческих свойств личности, т.е. в виде единства направленности ха- рактера, темперамента и способностей.
– Под психическими процессами следует понимать отдельные кратковременные проявления психической деятельности человека, изучаемые в динамике и условно вычленяемые в качестве относи- тельно изолированных объектов исследования.
– Психическое состояние – это отдельное проявление психиче- ской деятельности человека, изучаемое в статике и условно вычленя- емое в качестве относительно изолированного объекта исследования.
– Психическое свойство – это категория, указывающая на устойчивое психическое проявление, характерное для индивида, преобладающее в его психической деятельности, закрепленное в структуре личности.
Взаимосвязь данных психических элементов наблюдается в процессе генезиса психологического свойства. Психические про- цессы, достигающие определенной силы, являются причиной возникновения определенного психического состояния; в свою очередь, психические состояния, повторяясь достаточно часто, формируют то или иное психологическое свойство.
Любая исследовательская школа на определенном этапе иссле- дований встает перед проблемой структурирования психологиче- ски значимых компонентов в целях создания динамической моде- ли личности. Вопрос о структуре личности, функциональных связях ее элементов выступает индикатором эффективности науч- но-исследовательских попыток познания человека.
Основные понятия темы: психика, сознание, правосознание, психические процессы, психические состояния, психические свой- ства, характер, темперамент, человек, личность, индивидуаль- ность, сознательное, бессознательное, механизм психической за- щиты, генерализация, рационализация, проекция, перенос, субли- мация, отрицание, забывание, регрессия, интроекция, вытеснение, научение, подражание.

Лекции по правовой психологии. Общая часть
62
Литература
1. Батыршина А.Р. Психология воли и волевой регуляции : библио- графический указатель литературы. М. : Флинта, 2017. 720 с.
2. Кавун Л.В. Психология личности. Теории зарубежных психологов : учеб. пособие для вузов. М. : Юрайт, 2018. 109 с.
3. Корнилова Т.В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в условиях неопределенности и риска. СПб. : Нестор-История, 2016. 344 с.
4. Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности: эмоциональная психология. М. : Ленанд, 2019. 328 с.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2015.
705 с.
6. Столяренко Л. Основы психологии. Ростов н/Д : Феникс, 2017. 475 с.
7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. : Питер, 2017. 608 с.
Контрольные вопросы
1. Каковы причины появления в персонологии биологических, соци- альных и индивидуально-психологических теорий?
2. Определите сферу использования биологических теорий личности при решении задач, стоящих перед правовой психологией.
3. Определите сферу использования социальных теорий личности при решении задач, стоящих перед правовой психологией.
4. Определите сферу использования индивидуально-психологических теорий личности при решении задач, стоящих перед правовой психоло- гией.
5. Охарактеризуйте схему взаимодействия между биологическим, со- циальным и индивидуально-психологическим факторами в жизнедея- тельности человека.
6. Чем обусловлено различие направленности (гомеостатическое и гетеростатическое) различных потребностей человека?
7. Каковы основные подходы к пониманию природы правосознания?


Тема 3. Деятельность и поведение в общей и правовой психологии
63
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Тема 3. Деятельность и поведение
в общей и правовой психологии
Соотношение понятий активности,
поведения, деятельности
В отечественной психологии понятие «активность» раскрыва- ется через понятие живой и неживой активности. Любые формы материи обладают качеством движения, в том числе изменения, развития, отражения. Отражение – это способность отвечать на воздействие. Биологическая форма движения материи (жизнь) – новая ступень развития материи.
Всякий живой организм избирательно (активно) относится к внешним раздражителям, тем самым обнаруживая качественно новое свойство материи – саморегулирование. Например, однокле- точные организмы обнаруживают раздражимость к веществам, необходимым для поддержания жизни, и остаются индифферент- ными к веществам нейтральным. Отражение внешних воздействий живыми организмами зависит не только от силы и характера этих воздействий, но также и от внутреннего состояния организма.
Активность – это всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования, поддержания жизненно важных связей с окружающим миром. По мнению
Ф. Энгельса, активность – это присущая только живому существу способность к самостоятельной силе реагирования.
Источником активности живого существа является комплекс его потребностей. Потребность – это состояние живого существа, вы- ражающее его зависимость от конкретных условий существования, порождающая активность по отношению к этим условиям.
У животных, в отличие от растений, возникает новый вид раз- дражимости – чувствительность. Переход от раздражимости к чув- ствительности связан с изменением образа жизни.

Лекции по правовой психологии. Общая часть
64
У высокоразвитых животных чувствительность формируется и развивается в органах чувств, в дальнейшем возникает и развива- ется центральная нервная система (ЦНС). В целом для животных характерны активное ориентирование во внешней среде и образо- вание временных и более устойчивых связей или условных ре- флексов на сочетание различных раздражителей.
Поведение – это присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней и внутренней активностью.
Для животных, особенно низших, характерны формы поведе- ния, обусловленные инстинктивной памятью, проявляющейся в безусловных рефлексах, инстинктах. Инстинкты – это врожден- ные оптимальные формы реагирования на окружающие условия среды.
Инстинкты приобретают цепной характер, наследственно вы- зывая серию приспособительных реакций. Внешне инстинктивное поведение порой может быть не совсем целесообразным, но ин- стинктивные формы поведения строго ориентированы на опреде- ленные внешние условия и теряют свою внешнюю целесообраз- ность, как только исходные условия подвергаются изменениям; они носят стереотипный характер. Принято считать, что инстинктивное поведение животных с изменением среды не изменяется. Условные инстинктивные связи хотя и образуются, но лишь эпизодически, в рамках инстинктивной программы поведения.
У высших животных на первый план выходят новые формы по- ведения, которые определяются большим количеством условных нервных связей, имеющих условно-рефлекторную природу. Выс- шие животные начинают воспринимать и анализировать целые ситуации, приспосабливаться к условиям, регулируя свое поведе- ние. У них различают навыки и интеллектуальные действия.
Навык – такие действия живого существа, в основе которых лежат условные связи, функционирующие в режиме пониженной энергозатратности.
Основу интеллектуального поведения составляют отражение сложных отношений между отдельными предметами, способность


Тема 3. Деятельность и поведение в общей и правовой психологии
65 предвосхищать результат определенной ситуации. Это поведение является уже типом разумного поведения. Проявляется оно в про- цессе поиска путей удовлетворения своих потребностей.
Классик отечественной психологии А.Н. Леонтьев полагал, что побуждения, которые порождают деятельность, расходятся с непо- средственной целью, управляющей этой деятельностью. Речь идет о деятельности человека с сознательной целью, с желаемым в бу- дущем результатом деятельности и о цели, которая обусловлена определенными требованиями. Рассматриваемый феномен следует отнести к психической регуляции деятельности (наличие в дея- тельности какой-либо сознательной цели). Психика должна отра- жать собственные объективные свойства вещей (для этого есть определенные языковые средства), которыми должна определяться деятельность.
Деятельность – внутренняя и внешняя психическая активность человека, регулируемая сознаваемой целью.
В случаях, когда осознание цели отсутствует, речь идет об им- пульсивном поведении. Такое поведение уравновешивается эмо- циями.
Понятие «активность» наиболее широкое, потом идет понятие
«поведение», затем «деятельность».
Различение понятий «деятельность» и «активность» с исполь- зованием друг друга характерно преимущественно для отече- ственной психологии.
Структура деятельности. При рассмотрении структуры дея- тельности следует исходить из того, что деятельность представля- ет собой процесс, побуждаемый (во внутреннем плане) мотивом, направляемый к достижению определенного результата, представ- ленного (во внутреннем плане) в виде идеального образа (осознан- ной цели деятельности).
Поскольку речь идет об отдаленном результате, то требуется решение ряда задач, связанных с постановкой ряда промежуточ- ных целей. Каждый относительно законченный элемент деятель- ности, направленный на выполнение одной простой задачи, назы- вается действием.

Лекции по правовой психологии. Общая часть
66
Деятельность человека осуществляется посредством различных действий. Частные задачи могут распадаться на более мелкие.
В этом случае они не носят более сложный характер, составляя цепь актов, связанных друг с другом определенным образом. Эти акты содержательно характеризуются частными действиями, или операциями.
Более мелкая единица в структуре деятельности – отдельное движение – механизмы, посредством которых осуществляется дея- тельность. Результат движения не осознается как конечная цель.
Во внешнем плане деятельность реализуется через ряд после- довательных действий. Действия складывается из операций, кото- рые реализуются посредством выполнения отдельных движений, связанных друг с другом в пространстве и во времени.
Любая реальная деятельность содержательно имеет внутрен- нюю и внешнюю стороны.
Понятия динамического стереотипа
и установки
Приступая к новой деятельности, человек не располагает усто- явшимся алгоритмом движений. составляющим этот вид деятель- ности, и адаптивными способами его использования в конкретных условиях.
На восполнение этого пробела направлены подражание (про- цесс усвоения опыта, обусловленный природными примитивными адаптивными механизмами) и научение (процесс освоения реаль- ности через осознаваемую цель усвоить опыт). В результате про- цессов подражания и научения человек овладевает знаниями – это результат усвоения информации о значимых свойствах, необходи- мых для успешной организации тех или иных видов идеальной или практической деятельности.
Одних знаний для деятельности недостаточно, в начале любой деятельности человек вынужден контролировать определенные элементы действий. В процессе повторения он может выполнять их как единый целенаправленный акт, при этом не ставя цель созна-


Тема 3. Деятельность и поведение в общей и правовой психологии
67 тельно подбирать оптимальные способы выполнения действий, формируя, следовательно, психическую стереотипизацию действий.
Образующиеся в результате многократных повторений автома- тически выполняемые элементы сознательной деятельности назы- вают навыками.
Навык – это сложившийся в результате многократных повторе- ний и реализуемый на автоматическом, неосознанном уровне результат освоения операций, из которых состоят определенные виды деятельности.
Речь идет о бессознательной регуляции движений, а не дея- тельности. В результате многократного решения некоторых задач человек получает возможность исключать ряд актов из структуры деятельности и направлять свой психический потенциал на реше- ние более сложных задач. Это естественный механизм психиче- ского регулирования.
В основе любого навыка лежит выработка условно-реф- лекторных связей. В результате образования нервного пути, его закрепления при повторении возникает определенная автоматиза- ция процессов возбуждения и образуются системы условно- рефлекторных связей. Данная система условно-рефлекторной свя- зи носит название динамического стереотипа. Таким образом, ди- намический стереотип – это система условно-рефлекторной связи, обеспечивающая поиск оптимального режима движений и его со- ответствия поставленной задаче в сходных условиях.
Свойства объекта реальности выступают объективными обра- зованиями, а действия и переживания, вызываемые объектом у разных людей, индивидуальны, так как источник особенностей переживаний лежит в самом индивиде. Существенным и характер- ным является индивидуально избирательный характер связей от- ношения, что обусловлено опытом, который представляет систему временных связей человека, определяет и опосредует характер его реакции на воздействия окружающего мира.
Под понятием «отношения» подразумевают то латентное со- стояние, которое определяет основанный на прошлом опыте ха- рактер действий или переживаний человека по поводу каких-либо

Лекции по правовой психологии. Общая часть
68 обстоятельств. В развитом плане отношения человека характери- зуются их сознательностью, выраженной избирательностью и сложностью.
«“Установки” можно рассматривать как неосознанные отноше- ния, а «отношения» как осознанные установки».
И установка, и отношение относятся к психическим структу- рам. Конечно, функционируют они на почве существующего и созревающего генотипа, но в значительной степени являются социально детерминированной стороной психики и личности.
Д.Н. Узнадзе охарактеризовал установку как готовность личности к определенной обусловленной потребностью деятельности, как опирающийся на прошлый опыт механизм, определяющий осо- бенности реагирования.
Эмоция в отношении и установке является обязательным ком- понентом, выступая в качестве своеобразного фона существования последних. Таким образом, отношение является порождением установки, того, что хранится в бессознательном, в совокупности с воспринимаемым объектом; проходя через сознание субъекта, она формирует целую систему связей, т.е. отношение.
Потребности представляют собой сторону основного отноше- ния – конативную (от лат. conare «стремиться, домогаться») тен- денцию обладания.
Подводя итог всему сказанному, еще раз отметим, что отноше- ние – это целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами действи- тельности, которая выражает ее личный опыт, внутренне опреде- ляет ее действия и переживания. Потребности представляют одну из сторон отношения – тенденцию обладания, стремления, образуя структуру, проявляющуюся в переживании тяготения к объекту и в активной устремленности к овладению им.
Установка – это определенное внутреннее неосознаваемое со- стояние, или предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении определенного объекта, что обеспечивает устой- чивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту. Это неосознанная готовность дей-