Файл: Исследование опыта использования компьютерных технологий в развитии словеснологического мышления младших школьников 23.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 1

ГЛАВА 1 Теоретические основы изучения психолого-педагогических условий использования компьютерных технологий в развитии словесно-логического мышления младших школьников 4

1.1 Особенности развития детей младшего школьного возраста 4

1.2 Определение понятий «интеллект», «интеллектуальные способности», «информационные технологии» в психолого-педагогической литературе 9

1.3 Условия развития словесно-логического мышления младшего школьного возраста средствами компьютерных технологий 13

Выводы по первой главе 18

ГЛАВА 2 Исследование психолого-педагогических условий использования компьютерных технологий в развитии словесно-логического мышления младшего школьника 19

2.1 Организация исследования 19

2.2 Исследование опыта использования компьютерных технологий в развитии словесно-логического мышления младших школьников 23

2.3 Программа развития словесно-логического мышления младших школьников средствами компьютерных технологий 25

2.4 Контрольный этап исследования уровня словесно-логического мышления у младших школьников 34

Выводы по второй главе 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46

ПРИЛОЖЕНИЯ 49



ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития системы образования в России, характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и практической реализации.

Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?

В новой школе нужны новые технологии, дифференциация содержания образования, использование активных методов обучения, пересмотр отметки и способов оценки знаний. Необходимо стремиться строить образовательный процесс, ориентируясь на создание наиболее оптимальных условий для развития личности ребёнка. Одним из таких условий является повышение уровня познавательного интереса и мотивации. И в рамках этой задачи, одной из задач учителя – создать каждому учащемуся ситуацию успеха, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить возможность самореализации, чтобы ребёнок был заинтересован в получении новых знаний, тогда будет происходить саморазвитие личности.


Таким образом, мы считаем, что тема нашего исследования актуальна и на данный момент недостаточно изучена.

Цель исследования: Экспериментальное исследование словесно-логического мышления.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Охарактеризовать понятие интеллектуальные способности

2. Рассмотреть особенности развития детей младшего школьного возраста;

3. Разработать программу развития словесно-логического мышления с использованием компьютерных технологий для учащихся начальной школы.

Объект исследования – развитие словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – психолого-педагогические условия развития словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с помощью компьютерных технологий.

Гипотеза исследования – мы предполагаем, что использование компьютерных технологий на уроках в начальной школе будет способствовать развитию словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста если:

- обучение носит целенаправленный и систематический характер;

- и учитывает психолого-педагогические условия.

Для решения поставленных задач и проверки исходной гипотезы был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов:

- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, касающиеся темы исследования;

- эмпирические: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент;

- обработка результатов с помощью метода математической статистики.

База исследования и его организация. Исследование проходило на базе МОУ СШ №8 г. Москва.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснованы теоретические аспекты и психолого-педагогические условия развития словесно-логического мышления младших школьников на основе использования ИКТ.

Практическая значимость: результаты исследования дополняют психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста; разработка занятий с использованием ИКТ может быть использована в практической деятельности педагогами начальных классов в условиях повышения словесно-логического мышления на уроках в начальной школе.

В соответствии с целью и задачами исследования структура работы включает в себя: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы и приложение.


ГЛАВА 1 Теоретические основы изучения психолого-педагогических условий использования компьютерных технологий в развитии словесно-логического мышления младших школьников



1.1 Особенности развития детей младшего школьного возраста
Перед педагогом всегда стояла задача организовать обучение так, чтобы ребенку самому хотелось получать знания и навыки, то есть педагог должен сформировать у детей интерес к учению, в чем и может помочь творческая деятельность, которая подразумевает отсутствие готовых ответов и готовых решений поставленных задач, мотивируя учащихся к получению знаний и навыков. Именно творчество улучшает обучение иностранным языкам.

Понятие творчества определятся неоднозначно. Существует большое количество его дефиниций. С одной стороны, творчество – слово, сопряженное с творческой деятельностью (искусство, наука, литература и т.д.) или с любой деятельностью, связанной с развитием в человеке чего-то нового [7]. С другой стороны, творчество имеет психологические характеристики, а значит связано со способностями.

Как мы понимаем, успех учителя в обучении школьников лежит не только в его компетентности в плане знаний по конкретному предмету, но и в осведомленности педагога в вопросе возрастных особенностей его учеников, что способствует быстрому выявлению педагогом индивидуальных способностей детей, а также помогает в подготовке к уроку. Данная статья позволяет увидеть, именно какой возраст более сензитивен к использованию творческих видов деятельности на уроке.

Когда возраст ребенка приближается к 7 годам, ребенок уже готов пойти в школу и наступает младший школьный возраст. Предпосылками к этому являются его физическое развитие, уровень мышления, речь, желание пойти в школу.

Естественно, поступая в школу, жизнь ребенка меняется кардинально: меняется его режим дня, отношения с окружающими его людьми, даже интересы приобретают иное направление. Основным видом деятельности становится учение. Поэтому данный период является новым в плане психологического развития личности. Что касается физиологии младших школьников, у них улучшается работа головного мозга и нервной системы, что также подчеркивает появление предпосылок к необходимости начала обучения. Ученикам нравится их новое положение, именно поэтому они стремятся максимально добросовестно выполнять задания учителя. Оценка на этом этапе весьма важна. Интересно отношение детей к оценкам, которые они связывают не с качеством выполнения работы, а с тем, сколько усилий они приложили, выполняя задание. Успехи в учебе помогают формированию адекватной самооценки учащегося, в то же время как неудачи в основном виде деятельности данного периода жизни ведут к формированию комплекса неполноценности [3].


Потребность ребенка в новых знаниях постоянно сопровождается еще одной потребностью: потребностью в одобрении [1]. Этот факт стоит взять во внимание и научиться хвалить, искать положительные черты во всех делах и т.д. Это уже задача педагога, который заинтересован в развитии своих учеников.

Что касается познавательной деятельности, то ученики младших классов находятся под влиянием эмоциональных образов, то есть преобладает наглядно-образный тип мышления, который провоцирует буквальное понимание школьниками информации [6], восприятие которой происходит весьма своеобразно: запоминается лишь то, что больше удивило, произвело впечатление на ребенка (интересные факты о животных, о жизни в другой стране, рассказ учителя о себе, шутки учителя и т.д.). То есть они запоминают в большинстве случаев не то, что относится к учебной программе, а то, что они рисуют в своем воображении.

Младший школьный возраст также характеризуется следующим: доверчивостью, восприимчивостью, подчинением авторитету и подражательностью [10], именно поэтому учителю необходимо формировать чувство нравственности, понимая, что именно педагог является для детей идеалом, поведению которого они подражают, действия которого копируют.

Как мы поняли, младшие школьники с интересом воспринимают новую информацию, с интересом овладевают различными умениями и навыками. Однако стоит брать в расчет, что они пока еще не способны просидеть 45 минут без движений, игр, то есть необходима частая смена деятельности, чтобы не потерять внимание детей, так как именно в это время только начинает формироваться произвольное внимание, которое является новообразованием периода младшего школьного возраста [8].

Младший школьный возраст затрагивает 2 пункта представленной в начале части периодизации формирования творческих способностей: дети решают задачи с помощью наглядно- действенных способов и пробуют себя в словесно-логическом [28]. Однако все эти задачи решаются в ходе игры, которая представляет собой лишь малую часть возможностей применения творческих видов и форм деятельности на уроке.

Акцент, как правило, делается на наличие знаний, а ведь их нужно уметь получить. Большинство ученых-психологов считают, что для формирования интеллектуальных умений (анализ, синтез, обобщение, классификация и т. д.) необходимо развивать у детей:


  • внимание;

  • память;

  • мышление;

  • воображение;

  • речь.

Внимание. Поступая в школу, малыш осваивает новую для себя деятельность. По сравнению с игрой учеба требует большей концентрации, а значит, и произвольного внимания. Необходимо сосредоточиться не на том, что заинтересовало сейчас, а на том, что нужно делать именно в данный момент. Рассказ учителя важней, чем летящий за окном самолет. У младшего школьника, особенно у первоклассника, внимание еще неустойчиво, поэтому учитель строит обучение как игру, пытается заинтересовать учеников яркими картинками, интересными историями, часто меняет задания, проводит физкультминутки. Ближе к четвертому классу дети уже способны направлять свое внимание на серьезные дела, но силы воли им еще может не хватать. Развитию внимания способствуют игры типа: «Что изменилось?» (ребенок закрывает глаза, а взрослый меняет расположение предметов); «Чего не стало?» (убирается что-то одно); упражнение «Корректурная проба» (предлагается найти и зачеркнуть повторяющиеся элементы) и некоторые другие методики [21].

Память. Без опоры на прошлое невозможно строить свою жизнь. Благодаря памяти происходит передача опыта последующим поколениям, на основе которого человечество идет дальше. Маленький ребенок помнит то, что ему интересно, а школьнику необходимо приложить усилия. В начальных классах память развивают при помощи заучивания стихов, правил по русскому языку, пересказа. Для этого применяют опорные схемы, ориентируют детей на осмысление материала.

Мышление. Если бы у людей была только память, то они так бы и остались на первобытной стадии развития. Все достижения прогресса происходят благодаря мышлению. При этом очень важна природная любознательность ребенка, который стремится все увидеть, потрогать, собрать, разобрать и мучает взрослых вопросами. Суть работы по развитию мышления у младших школьников состоит в том, чтобы научить их мыслить обобщенно, заложить основы теоретического познания. До школы малыш рассуждает относительно себя (лето пролетело быстро, а ждать маму в детском саду – долго). Теперь нужно понять, что существуют способы мышления, выработанные человечеством, и большинство закономерностей не зависят от наших внутренних ощущений (лето длится три месяца, а мама приходит через 8-10 часов).

Воображение. Впрочем, само по себе мышление еще не гарантирует появления новых изобретений, произведений искусства, открытий в области математики и других наук. Творческие достижения возможны благодаря воображению. Дети в возрасте от 7 до 11 лет неплохо фантазируют, сочиняют, придумывают несуществующих друзей и сказочные страны. Без руководства педагога или психолога воображение становится неуправляемым, и ребенок испытывает страхи или застревает в своих фантазиях. Предупредить ситуацию помогут занятия творчеством: рисование; создание музыкальных композиций; сочинение стихов и т. д.