Файл: Исследование опыта использования компьютерных технологий в развитии словеснологического мышления младших школьников 23.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Речь. У ученика 1-4 классов речь становится более произвольной. Ребенок обдумывает свои высказывания, пытается подобрать нужные слова, пробует выражать мысли письменно, использует разнообразные синонимы, омонимы, антонимы, сложные предложения. Для этого возраста характерно языковое чутье, поэтому дети с удовольствием подбирают рифмы и ассоциации к словам, отгадывают загадки, решают ребусы и кроссворды. Такие упражнения также полезны для повышения словесно-логического мышления. И напоследок стоит отметить то, что привычка «напрягать ум» в начальной школе не пройдет для ребенка даром: она поможет ему справляться с интеллектуальными задачами в будущем, а это очень важно для его дальнейшего умственного развития [31].
1.2 Определение понятий «интеллект», «интеллектуальные способности», «информационные технологии» в психолого-педагогической литературе
В современных социально-экономических и культурно-исторических условиях основополагающей задачей педагогики и психологии является развитие интеллектуальной сферы личности. Данной проблемой занимались отечественные и зарубежные педагоги и психологи по нескольким направлениям:
- психометрический подход (А. Бине, Д. Векслер, Дж. Гилфорд, В. Н. Дружинин и др.), в рамках которого интеллект рассматривается как уровень, проявляющийся в сформированности определённых познавательных функций, а также в показателях степени усвоения знаний и навыков [14];
- педагогические и психолого-педагогические исследования проблемы формирования словесно-логического мышления (Б. Г. Ананьев, Дж. Брунер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Ж. Пиаже, М.А. Холодная, И.И. Цыркун, Д.Б. Эльконин и др.) [9].
Особое внимание в этих работах уделяется развитию словесно-логического мышления человека. Сензитивным периодом для этого, по мнению большинства педагогов и психологов, является младший школьный возраст [1]. Именно в этом возрасте развиваются основные психические функции человека (внимание, восприятие, память, воображение, мышление, речь), раскрываются его задатки, формируются интеллектуальные качества.
Проблемой формирования и развития интеллектуальных умений учащихся начальной школы в современной отечественной педагогике занимались А.Я. Габбазова, Ю.И. Голубева, О.М. Звягина, И.Л. Лебедева, М.Ш. Мартиросян, М.Ф. Талызина, Н.С. Тюина, Э.А. Петросян и др. Основными характеристиками детей данного возраста являются: переход от игровой деятельности к учебной, образность мышления, непроизвольность и острота восприятия, неустойчивость внимания, эмоциональность памяти, творческое воображение, недостаточно развитая речь, необходимость в поддержке взрослого и чувствительность к оценке учителя и одноклассников [14].
Существующие классификации интеллектуальных умений и множество методик их развития и оценки, являются недостаточным условием для необходимого в наше время интеллектуального роста личности. Доминирование инновационной направленности в развитии различных сфер жизнедеятельности человека обуславливает определение нового видения функций интеллектики, в частности, рассмотрение его в контексте инновационного процесса.
Инновации являются одним из важнейших факторов развития современного общества, в том числе и сферы образования [23]. Специфика педагогических инноваций определяется совокупностью следующих факторов: образование является социальной конструируемой системой; в педагогических инновациях доминирует гуманитарная составляющая; оценочные критерии образования определяются заданным контекстом; педагогическая инновация имеет границы, обусловленные заботой о сохранении здоровья субъектов образования с учетом отдаленных последствий. Содержанием управляемого инновационного процесса являются сферы педагогического поиска, создания педагогического новшества, его реализации, а также рефлексии и оценки педагогического нововведения [61].
Основу модели составляет перекрестное развитие вербального словесно-логического мышления через визуализацию (схематичная интерпретация и систематизация словесного материала), а невербального словесно-логического мышления через вербализацию (словесное объяснение и доказательство числовых выражений).
Таблица 1 - Инновационная модель обобщенных интеллектуальных умений
Сфера инновационной деятельности | Компонент инновационного мышления | Обобщенные интеллектуальные умения | |
Вербальный интеллект | Невербальный интеллект | ||
Поиск | Аналитический | Осуществлять вербальный анализ и вербальный синтез | Осуществлять невербальный анализ и невербальный синтез |
Создание новшества | Дивергентный Конвергентный | Осуществлять невербальный анализ и невербальный синтез | Осуществлять вербальный анализ и вербальный синтез |
Реализация новшества | Практический | Интерпретировать Систематизировать | Объяснять Доказывать |
Рефлексия нововведения | Оценочный | Точно оценивать и выражать эмоции Использовать эмоции в мыслительной деятельности управлять эмоциями | |
| | Эмоциональный интеллект |
Данный метод основан на таксономии учебных целей, охватывающей когнитивные и аффективные области [3]. Показателем понимания значения, изученного служит преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую, т.е. «перевод» его с одного «языка» на другой (например, из словесной формы в математическую). В основе используемых трансформационных процессов, правил интерпретации и способов преобразования лежит теория развития языка и организации языковых структур, разработанная Н. Хомским. Данный метод использовался также Т. Бьюзеном для составления интеллектуальных карт; И.И. Цыркуном при разработке структурных блок-схем и формул инновационного потока [4]; В. Ф. Шаталовым, при написании опорных конспектов-схем и другими исследователями как частный прием в обучении. На современном этапе развития педагогики метод визуализации задействован также при разработки информационных технологий в лингвистике. Включенный в систему развития интеллектуальных умений, метод визуализации- вербализации в синтезе с развитым эмоциональным интеллектом (рефлексией собственной интеллектуальной деятельности) позволит рационализировать процесс формирования глубинных когнитивных механизмов, увеличить диапазон интеллектуального потенциала и его долгосрочность.
Развитие мышления характеризуется сформированностью специальных мыслительных операций, среди которых выделяют анализ и синтез, как основные операции, которые пронизывают в той или иной мере другие формы и операции мышления, делают возможным практическое использование сравнений, абстракций, обобщений, классификации, систематизации и др. Анализом называют процесс расчленения целого на составные части; синтезом — соединение частей в целое [5]. Анализ позволяет осуществить переход от следствий к их причинам, а синтез — от причин к следствиям. Анализ и синтез диалектически взаимосвязаны между собой. В связи с этим в процессе умственного воспитания следует стремиться во взаимосвязи применять аналитические и синтетические способы усвоения новой учебной информации. Учащихся надо учить анализировать изучаемые проблемы, понятия, явления, а также делать определенные обобщающие выводы синтезирующего характера, опираясь на конкретные факты, наблюдения и сопоставления. Данные мыслительные операции обуславливают выделение обобщенных интеллектуальных умений, которые обладают свойством широкого переноса.
Инновационный контекст модели определяет направленность интеллектуального развития учащихся на всех этапах учебной деятельности, завершающегося получением конечного результата – интеллектуального творческого продукта. Это обеспечивает взаимосвязь интеллектуального и творческого развития школьников, его эмерджентный эффект [52].
1.3 Условия развития словесно-логического мышления младшего школьного возраста средствами компьютерных технологий
Проблема компьютеризации процесса обучения активно обсуждается практиками и учеными в области педагогики, психологии и информационных технологий еще с 80-х годов XX века. На современном этапе возможности использования компьютерных технологий совершенствуются и входят как в профессиональную, так и повседневную жизнь не только взрослого, но и ребенка [1]. Кроме того, компьютерные технологии выступают необходимой составляющей обучения и воспитания детей в образовательных организациях, обеспечивая их эффективное включение в общественную жизнь. Не являются исключением и дети с ограниченными возможностями здоровья.
За последние годы опубликовано большое количество работ, связанных с компьютерным обучением школьников и школьников младших классов, но авторы обходят вопрос возможности и целесообразности развития умственных способностей и словесно-логического мышления ребенка путем использования компьютерных технологий, способов оценки эффективности обучения в этом сообщение сделана попытка осветить этот вопрос. Компьютерные технологии все шире входят в жизнь общества, учитывая, что образовательный процесс, формирование умственных способностей и словесно-логического мышления, начинаются уже в сфере дошкольного и младшего школьного образования [1,2], необходимо в этой области проведение радикальных изменений, связанных с использованием новых современных технологий. Именно с этим связана необходимость ведения в курс дошкольного и младшего школьного образования обучения компьютерным технологиям и информатике, что в конечном итоге повышает как их образовательный уровень, так и интеллектуальное развитие. Именно использование компьютерных технологий позволяет человеку научиться принимать быстрые и оптимальные решения, улучшается способность к мышлению, поднимается уровень словесно-логического мышления. Цель школьного образования в подготовке человека
, умеющего мыслить, который не только имеет знания, но и умеет использовать их в трудовой жизни. В каждом ребенке в определенной мере генетически заложены умственные способности, которые необходимо развивать с самого начала обучения. Формой проявления повышения интеллектуального развития в дошкольном и младшем школьном возрасте является появление желания учиться и способность к учебной самостоятельности; умению на определенном уровне, в зависимости от возраста, семейного воспитания и развития ребенка, планировать ближайшие действия и их перспективу, оценивать возможный их результат, а также собственные знания и умение, а в дальнейшем уметь самостоятельно (либо при минимальной помощи взрослого) анализировать информацию. Опыт показывает, что необходимо начинать образовательный процесс уже в дошкольных учебных заведениях, в этом случае начальная школа способна дать подготовленному ребенку образование на более высоком уровне, не затрачивая времени на начальные этапы обучения. Выпускник же подобной средней школы имеет полноценные знания в области информационно-компьютерных технологий [29].
Мышление младшего школьника в достаточной мере отличается от мышления дошкольника. Его словесно-логический тип, практически отсутствовали ранее [8], к началу подросткового возраста является основным и уже незначительно отличается от мышления взрослого человека. Этим должен воспользоваться и способствовать педагог, используя компьютер в образовательном процессе. младшем школьном возрасте. Оптимальный результат достигается только в результате совместной работы педагога и родителей, высокой квалификации педагога и интеллектуальности семьи. Для успешного образовательного развития школьников необходимо, чтобы обучение информатике и компьютерным технологиям соответствовало изучению определенных предметов, проходимых детьми, и реализовалось бы на пропедевтическом уровне [4]. Необходимо постоянное повышение квалификации педагога, он должен быть в курсе новых компьютерных программ, пособий, методик обучения и т.п. Только при наличии высококвалифицированного учителя возможно добиться у ребенка высокого, в соответствии с возрастом, интеллектуального уровня.
Уже в младшем школьном возрасте возможно добиться ребенка появления определённой компьютерной интуиции, у учащегося формируется умение анализировать условия задач, связанных с описанием, преобразованием либо познанием определенного объекта. Более старших школьников уже можно обучить простым обучающим и контролирующим программам, компьютерным обучающим средствам, что необходимо для полноценного компьютерного образования ребенка. Учебная самостоятельность достаточно развитого уже в процессе дошкольного обучения школьника младших классов — это умение и способность проводить действия, способствующие поиску недостающих способов решения задачи. Одним из таких способов является умение в составление алгоритмов для планирования и организации поисковых этапов [58]. Фактически, этот процесс можно считать основным тестом на его интеллектуальное развитие - развитие у него алгоритмического логического мышления, освоения первых основ программирования. Ученики второго-третьего классов, получившие хорошую подготовку в дошкольном образовании и в предыдущем классе, уже должны уметь составлять простейшие алгоритмы. Причем типы заданий должны быть, как репродуктивного, так и реконструктивного характера. Ребенок должен чувствовать, что он свободен в мышлении, он