Файл: Исследование опыта использования компьютерных технологий в развитии словеснологического мышления младших школьников 23.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
может самостоятельно находить пути решения, обосновывать их, осмысливать, объяснять правильность принятых решений, что является средством повышения интеллектуального уровня. Нельзя забывать о разных уровнях способности учащихся в одном и том же классе, и необходимости индивидуального подхода, каждый ребенок должен быть заинтересован в выполнении задач того уровня, на который он способен, только подобный подход не вызовет у ребенка неприязненного отношения к учебе, его нежелания к освоению школьной программы. Не допустимы насильственные действия во время учебы, унижение его, показывавшие, что он более медленно воспринимает процесс обучения. Только при спокойном, благожелательном отношении к ребенку удается добиться, может быть, не так быстро, как этого хотелось бы, необходимого результата.

Мы считаем, что цель интеллектуального развития ребенка в младших классах можно считать достигнутой, если 60-70% детей смогли освоить понятие алгоритмов, записи алгоритмов, понятие программы, как последовательность команд исполнителя, представление о различных способах записи алгоритмов, могут решать простые линейные алгоритмические задачи, находить ошибки в написанных алгоритмах, выполнять линейные программы для известных исполнителей, определять возможную реакцию на ошибки, составлять простые программы.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что компьютерные технологии дают возможность, по сравнению с методами традиционного обучения, поднять на более высокой уровень процесс умственного развития ребенка, развития его творческих способностей. Следует отметить, что появление у ребенка, благодаря компьютеру, пространственного мышления, позволяет ему лучше осваивать в дальнейшем учебные предметы - математику, физику, языки и др. К сожалению, развитию навыков формального пространственного мышления в традиционных методах обучения уделяется мало внимания.

На сегодняшний день разработано и продолжает разрабатываться огромное количество разнообразных компьютерных игр развлекательного, обучающего и развивающего характера, ведутся споры об их позитивном и негативном воздействии на психическое и физическое развитие ребенка [2-6]. Сторонники позитивного влияния компьютерных игр на развитие детей, считают, что они повышают мотивацию детей к обучению, развивают навыки работы на компьютере, позволяют ребенку чувствовать себя увереннее в современном информационном обществе [37]. Ими
разрабатываются компьютерные программы, которые могут использоваться педагогами на занятиях, детьми под руководством родителей или самостоятельно в целях закрепления знаний и умений по определенным учебным дисциплинам [8, 9].

«Московская электронная школа» — это уникальное сочетание традиционного образования и новейших технологий, которое дает возможность учить и учиться по-новому.

Вместо обычной меловой доски — многофункциональная интерактивная панель с сенсорным экраном: это и рабочая поверхность для записей, и кинозал для показа видео и фотоматериалов, и браузер для выхода в интернет, и большой экран для демонстрации материалов урока.

Вместо набитых учебниками портфелей — электронные материалы. Вместо проверочных работ на листочках — интерактивные тесты. Вместо плакатов на стенах и распечатанных картинок в руках учителя — мультимедийные сценарии уроков.

Вместо бумажных конспектов — база готовых сценариев уроков и библиотека учебных материалов, что делает подготовку урока легче и удобнее.

Сервисы МЭШ мобильны и доступны онлайн — учителю, родителю и ребенку. Где бы вы ни находились — дома, в дороге, в отъезде — вы сможете воспользоваться любым из них.

Вместо бумажных дневников — возможность узнавать об успехах ребенка онлайн с вашего гаджета. Электронный дневник — это оценки, домашнее задание, комментарии учителя и возможность предупредить, что ребенок не придет в школу.

МЭШ — это система образования будущего, которая позволяет использовать все плюсы современных информационных технологий. Решения МЭШ доступны для всех и уже получили высокие оценки учителей, родителей и детей ряда московских школ.

Достоинства МЭШ:

• МЭШ сокращает время на подготовку уроков, поиск информации и ее проверку. Уже сейчас в библиотеку МЭШ загружено 50 тысяч сценариев. Работайте с текстами, фото, видео, слайдами и таблицами, собранными в одном месте, и уроки будут еще качественнее и интереснее.

• МЭШ доступна онлайн — для всех и в любое время. Проверка ошибок, общение с учителями, домашние задания, материалы для подготовки к уроку, варианты контрольных и тестов — все это доступно родителям, учителям и школьникам с любых устройств.

• Школьные классы становятся высокотехнологичными пространствами — медиа-центрами, мастерскими, научными лабораториями со стабильным интернетом, современными устройствами и единым хранилищем информации [25].


Выводы по первой главе
Осуществленный теоретический анализ состояния разработанности проблемы способности младшего школьника к словесно-логическому мышлению средствами познавательной деятельности в теории и педагогической практике показал, что суть и содержание интеллектуального развития личности состоит в том, что появляется как бы независимая от внешней деятельности – деятельность личности - внутренняя, которая представляет собой целый комплекс умственных интеллектуальных действий и упражнений.

Умение грамотно работать с информацией, используя современные методы и средства, определяет уровень информационной культуры выпускника школы, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией на компьютере.



ГЛАВА 2 Исследование психолого-педагогических условий использования компьютерных технологий в развитии словесно-логического мышления младшего школьника

2.1 Организация исследования
Апробация модели по организации процесса формирования у школьников способности к словесно-логическому мышлению осуществлялась посредством метода опытно-экспериментальной работы на базе школы № 8 г. Москва c применением диагностических методик и технологий.

Цель опытно-экспериментальной работы состоял в подборе и внедрении компьютерных технологий, методов и средств, которые воздействуют на повышение уровня у учащихся младших классов способностей к словесно-логическому мышлению. А именно: гибкость и способность к элементарному анализу предложенных проблем и задач, оригинальность мышления, способность нестандартно рассуждать, а также иметь сформированное умение к логике суждений.

Задачи опытно-экспериментальной работы:

- определить первоначальный уровень сформированной способности у младшего школьника к словесно-логическому мышлению;

- осуществить подбор и внедрение компьютерных технологий и техник, формирующих способность у младших школьников к словесно-логическому мышлению;

- осуществить заключительный срез сформированного уровня способности у младших школьников к словесно-логическому мышлению;

База, где осуществлялась опытно-экспериментальная работа — это общеобразовательной школы №8 г. Москва, учащиеся начальных классов.

Исследовательская работа проходила в три этапа.

1. Этап констатирующий - октябрь 2018 г. На этом этапе был проведен первичный мониторинг познавательного развития детей, в контрольной и экспериментальной группе, а именно: продуктивности внимания, переключения и распределения внимания, объем внимания, объем кратковременной зрительной памяти, оценка процессов словесно-логического мышления и восприятия.

2. Этап формирующий – ноябрь-апрель 2018 г. Для развития познавательных способностей у детей шести-семи лет была разработана и реализована модифицированная программа «Логозаврик» для развития словесно-логического мышления у детей шести-семи лет (далее Программа).

3. Этап контрольный – май 2018 г. На этом этапе была осуществлена повторная диагностика продуктивности внимания, переключения и распределения внимания, объем внимания, объем кратковременной зрительной памяти, уровни словесно-логического мышления и восприятия, проведён сравнительный анализ полученных результатов в контрольной и экспериментальной группах.


Далее остановимся на описании каждого этапа более подробно.

Существуют различные диагностики выявления уровня словесно-логического мышления у детей шести-семи лет. Например, методика А.Р. Лурия позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Тест М. Войнаровского предназначен для оценки степени развитости логического мышления взрослого человека. Методика О. М. Дьяченко нацелена на диагностику уровня развития восприятия. Наиболее часто для изучения словесно-логического мышления ребенка используется методика, созданная Е. Торренсом.

1. Методика «Найди и вычеркни» предназначается для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем. Каждая из этих характеристик может рассматриваться отдельно и вместе с тем, как частная оценка внимания в целом. Для диагностики перечисленных характеристик внимания предлагаются различные методические приемы. В заключение обследования ребенка по всем представленным здесь методикам можно вывести общую, интегральную оценку уровня развития внимания дошкольника.

Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания.

2. Методика «Проставь значки» предназначена для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.

3. Методика «Запомни и расставь точки» оценивается объем внимания ребенка.

Для этого используется стимульный материал, изображенный на рисунке. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Так как память человека многообразна, то все ее виды и особенности трудно одновременно оценить, особенно если при этом диагностируется не только память, но и другие психологические характеристики человека. В этой связи в практической психодиагностике памяти приходится ограничиваться только некоторыми ее видами. В нашем случае среди них находится узнавание,