Файл: Проблемы исторического познания. Формационный и цивилизационный подходы к истории, их сущность и познавательный потенциал.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 188
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• Борьбаза политическую власть между представителяминового петровского дворянства и старого родовитого боярства (дворяне: Меньшиков, Ягужинский; бояре: Долгорукие, Голицыны).
• В петровскую эпоху возникла императорская гвардия, представленная первоначально преображенским и измайловским полками. Состав этих полков представлял элиту петровской армии, пользовался большимвлиянием при дворе и претендовал на власть.
Последствия:
В результате переворота, устроенного Меншиковым при поддержке гвардии, у власти оказалась именно Екатерина I. Неспособность Екатерины к управлению была компенсирована созданиемв феврале 1726 года высшего правительственного учреждения —Верховного тайного совета, укомплектованного новой знатью, ближайшими соратниками Петра.Меньшиковбыстро подмял под себя Верховный тайный совет и, пользуясь безграничным доверием больной Екатерины,стал фактически правителем страны.Следствием дворцовых переворотов становится усиление политической и экономической роли дворянства.Таким образом, причины, обусловившие эту эпоху переворотов и временщиков, коренились, с одной стороны, всостоянии царской семьи, а с другой – вособенностях той среды, которая управляла делами.
Говоря о значении эпохи дворцовых переворотов в истории России, следует отметить, что она не изменила социальное или экономическое положение большинства населения, а касалась лишь политической стороны. Явившись своеобразным опытом государственного правления, она позволила выявить все отрицательные и положительные стороны деятельности правителей, на основании чего в дальнейшем Екатерина II строила свою политику.
30.Социально-экономические и политические преобразования в России в эпоху Екатерины II. Сущность политики «просвещенного абсолютизма». Оценка деятельности Екатерины II в трудах российских историков.
Основное содержание просвещенного абсолютизма Екатерины II заключалось в следующем:
1) правительство стремилось оказать помощь дворянству в приспособлении их хозяйства к развивающимся торгово-денежным отношениям;
2) политика Екатерины II осуществлялась при сохранении основ крепостничества, самодержавия и господствующего положения дворянства.
В русле политики просвещенного абсолютизма были проведены следующие реформы:
1) в 1765 г. было создано Вольное экономическое общество, которое обсуждало вопросы рационализации сельского хозяйства;
2) началось издание в России общественно-политических журналов;
3) силу закона теперь приобретали только письменные распоряжения государыни;
4) в 1767 г. была созвана Уложенная комиссия из выборных депутатов от разных мест и сословий (кроме крепостных крестьян) для разработки проекта нового законодательства. Работа комиссии оказалась бесплодной. В декабре 1768 г. Уложенная комиссия была распущена;
5) в 1785 г. принята Жалованная грамота дворянству. Она закрепила всевластие использовавшего крепостной труд дворянства, передав ему всю полноту местного управления;
6) в 1785 г. принята Жалованная грамота городам. Она благоприятно сказалась на положении купечества, так как освободила его от подушной подати и тяжелой рекрутской повинности.
1772, 1793, 1795 – раздел Речи Посполитой: Россия получила обширные территории Литвы, Курляндии, Белоруссии и Волыни, часть латвийских земель и Правобережной Украины.
1768-1774 – русско-турецкая война: победа России, зависимость Крымского ханства от России, выход к Черному морю.
1787-1792 – русско-турецкая война: Очаков и Крым были присоединены к России.
1769-1796 – дружественные отношения с Грузией: Россия получила важного союзника в лице Грузии, добилась влияния на царство Картли-Кахети.
По мнению Карамзина, Екатерина II— сделала многое: «очистила самодержавие от примесов тиранства»; смягчила самодержавие, не утратив ее силы; не вмешивалась в войны, бесполезные для России; возвысила нравственную цену человека в своей державе; привела в соответствие со временем внутреннюю структуру государственного здания, сохранив его жизнеспособность; добилась того, что Россия с честью и славой занимала одно из первых мест в государственной европейской системе.
По мнению русского ученого Ключевского , Екатерина твердо верила в свою удачу. Прежде всего, она знала, чего хочет. В отличие от всех своих предшественников, кроме Петра I, она долго и старательно готовилась к должности, о которой мечтала со дня своего приезда в Россию. В отличие от Петра, который учился быть царем, Екатерина готовилась стать императрицей, читая книги и оттачивая свое умение воздействовать на людей.
Сергей Соловьев писал о совпадении личных интересов государя и государства, оправдывая таким образом статус Екатерины как единоличной правительницы.
Просвещенный абсолютизм – государственная форма абсолютной монархии, где монарх проводит реформы во всех отраслях власти.
+Самым крупным мероприятием просвещенного абсолютизма явился созыв в 1767 г. Комиссии о сочинении проекта нового уложения (Уложенная комиссия). По прошествии пяти лет царствования императрица решилась созвать выборных от различных сословий для выработки общего, удовлетворяющего интересы всех подданных, закона
31. Внутренняя политика России в первой половине XIX в. Административные и аграрные реформы, преобразования в области образования в эпоху Александра I и Николая I. Отечественная война 1812 года, ее последствия.
Александр (сын Павла 1) был недоволен правлением отца и вступил в заговор против Павла. При вступлении на престол Александр 1 обещал следовать политическому курсу Екатерины 2.
Летом 24 июня 1801 года был создан негласный комитет при Александре 1, который являлся высшим (неофициальным) совещательным органом России. В него входили сподвижники молодого императора.
Начало правления нового императора ознаменовали либеральные реформы. 5 апреля 1803 года создан Непременный комитет, члены которого имели право оспорить царские указы. Часть крестьян была освобождена. 20 февраля 1803 года был издан указ «О свободных хлебопашцах».
Серьезное значение придавалось и обучению. Реформа образования Александра 1 фактически привела к созданию государственной системы образования во главе с Министерством народного просвещения. 1 января 1810 года был образован государственный совет при Александре 1.
в 1811 году было учреждено 8 министерств: внутренних дел, финансов, военных и сухопутных сил, морских сил, коммерции, народного просвещения, иностранных дел, юстиции. Управляющие ими Министры подчинялись Сенату.
По проекту Сперанского М.М. в стране должна была быть создана конституционная монархия. Власть государя планировалось ограничить парламентом, состоящим из 2 палат. Однако в силу того, что внешняя политика Александра 1 складывалась достаточно сложно, а напряженность в отношениях с Францией постоянно усиливалась, предложенный Сперанским план реформ был воспринят как антигосударственный. Сам Сперанский получил отставку в марте 1812 года.
Планировалась поэтапная ликвидация крепостного права в стране. Уже к окончанию 1820 года подготовлен проект «Государственной уставной грамоты Российской империи». Император утвердил ее. Но ввод проекта в действие был невозможен.
Во внутренней политике стоит отметить такие особенности, как военные (аракчеевские) поселения, которые вызвали недовольство едва ли не всего населения страны. В 1822 году был введен запрет на любые тайные общества.
Отечественная война 1812 года и ее последствия
Причины войны:
Резкое обострение противоречий между Россией и Францией:
o В политической и торгово-экономической сферах: Ущерб внешней торговле России, нанесенный континентальной блокадой, постепенно привел к отказу от нее.
o Личные противоречия Наполеона и Александра I: Наполеон обвинял Александра в убийстве своего отца Павла I. Александр отказался выдать замуж за Наполеона свою сестру – княжну Анну Павловну.
o Социально-политические противоречия: Российское дворянство опасалось влияния Франции и французских идей на Россию.
1804 г. – Россия вновь вступила в антифранцузскую коалицию. Александр I оспаривал у Наполеона влияние в Европе. Всё это привело к новому конфликту.
24 июня 1812 г. войска Наполеона вторглись в Россию. Ему противостояли армии Барклая-де-Толли, Багратиона. Они отступили в глубь России, соединились под Смоленском, где дали бой Наполеону (4-6 августа). 8 августа - Барклая сменил М.И. Кутузов. Под Бородином Наполеон не смог разбить русскую армию, но из-за тяжелых потерь Кутузов сдал Москву (2-6 сентября — пожар Москвы). Сентябрь-октябрь - Кутузов проводит Тарутинский маневр (вынуждает французов уйти из Москвы и отступать по Старой Смоленской дороге). После битв Наполеон бежал во Францию, а брошенная им армия стала разваливаться. Наполеон в октябре был побеждён в «битве народов» под Лейпцигом. По условиям Венского конгресса Россия получила основную часть Польши. Победа в Отечественной войне способствовала подъёму национального самосознания.
Причины поражения Наполеона:
· всенародное участие в войне, массовый героизм русских солдат и офицеров;
· протяженность территории России, суровые климатические условия;
· полководческое дарование главнокомандующего русской армией Кутузова и других генералов.
Итоги:
· Почти полное уничтожение армии Наполеона
Победа вызвала не только подъём национального духа, но и стремление к модернизации страны, приведшее в конечном итоге к восстанию декабристов в 1825 году.
· Победа над французами стала первым шагом в освобождении стран Европы от наполеонского владычества
· Поднятие международного престижа России
32. Общественная мысль и общественные движения в России в первой половине XIX века: декабристы, теория «официальной народности», западники и славянофилы, А.И. Герцен и крестьянский общинный социализм
Декабристы- сложное социокультурное и политическое явление
Мысли:
-
реформаторские и революционные тенденции -
зародыши будущего западничества и славянофильства -
национально-патриотеческие и интернациональные тенденции
Социальное-политическое положение
-
19 ноября умирает Александр 1, Константин отказывается от пристола, но об этом узнали слишком поздно и уже успели присягнуть, В итоге царем становится Николай 1
Цель декабристов:
-Решили вывести войска на Сенатскую площадь и принудить Сенат, Сенод и Госсовет не присягать Николаю 1, а принять Манифест к русскому народу, в котором декларировалось:
- уничтожение бывшего правления
- уничтожение прав собственности на людей
- равество всех сословий перед законом
- уничтожние военных поселений
Историческое значение:+
-
первая открыая попытка дворянских революционеров изменить систему правления в России и отменить крепостное право -
выступление декабристов показало обществу наличие глубоких социальных противоречий и необходимость реформ -
показали пример бескорыстного служения отечеству и готовность нести лишения ради страны
Западники (Т. Н. Грановский , В. П. Боткин, Е. Ф. Корш, К. Д. Кавелин) исходили из твердого убеждения, что Россия идет по европейскому пути – единственно возможному для цивилизованной страны. Россия вступила на этот путь с опозданием, только в нач. XVIII в., в результате реформ Петра Великого.
С их точки зрения, Россия в своем развитии не только должна догнать западноевропейские страны, но и совершить вместе с ними решительный шаг к принципиально новому строю жизни – социализму.
+Славянофилы (А. С. Хомяков, братья И. В. и П. В. Киреевские). С их точки зрения, Россия долгое время шла совершенно иным путем, нежели Западная Европа. В результате реформ Петра гармоничное устройство Руси было разрушено. По мнению славянофилов, именно Петр ввел крепостное право, разделившее русский народ на господ и рабов. Славянофилы призывали восстановить старорусские устои общественной и государственной жизни. Прежде всего, считали они, необходимо возродить духовное единство русского народа.
Создателем «Теории официальной народности» стал граф С. С. Уваров, который занимал должность министра народного просвещения. Произошло это в 1833 году. Так как Уваров придерживался идеологии консерватизма и был противником социальных потрясений, его теория была направлена на обоснование необходимости в России самодержавное власти.
Суть теории состояла из 3 принципов:
вера православная;
самодержавие;
народность.