Файл: Тесты разработаны доктор психол наук Маланов Сергей Владимирович Могут использоваться с целью.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Какие процессы лежат в основе интеллектуальной адаптации, характеризующие разные периоды и стадии развития интеллекта (по Ж.Пиаже)?

  • Координация действий и интериоризированных на их основе интеллектуальных операций обеспечивают интеллектуальную адаптацию, которая включает процессы ассимиляции и аккомодации.

  • В овладении способами решения разных типов интеллектуальных задач: вербальных и образных, логических и пространственных.

  • В совершенствовании механизмов обработки информации поступающей из внешнего мира через органы чувств в центральную нервную систему человека.

  • В разделении выполняемых ребенком действий на две стадии: стадия умственного выполнения намеченного действия и стадия его практической реализации по отношению к объекту преобразования.


Какая из указанных особенностей интеллекта в теории Ж.Пиаже соответствует стадии конкретных операций в развитии интеллекта ребенка?

  • Суждения ребенка становятся обратимыми, приобретают логическую упорядоченность. Формируются устойчивые представления о сохранении веса и объема; длины, площади и расстояния; времени, скорости и движения.

  • Наблюдается эгоцентризм, как неспособность занимать позицию партнера по общению, рассматривать свою точку зрения как одну из возможных.

  • Суждения, в которых отражены фантазии и мысли ребенка, могут превращаться для него в квазиматериальные образования; ребенок не разводит реальность и свои представления о ней.

  • В познавательной деятельности ребенка наблюдается простое присоединение одного элемента мысли (представления) к другому, вместо связывания их с помощью определенных причинных или логических отношений.


Какое из положений не может принадлежать (противоречит) генетической теории развития интеллекта Жана Пиаже?

  • Мышление формируется путем научения на основе того, что определенные стимулы приобретают характер сигналов, которые свидетельствуют о вероятном (возможном) получении подкрепления или удовлетворения определенной потребности и вызывают определенную реакцию.

  • Взаимодействие субъекта и объекта это источник любого знания, которое складывается из двух типов опыта: а) координация действий и операций, которые строятся субъектом в процессах взаимодействия с физическим миром; б) установление качественных особенностей физических объектов, а также отношений между ними путем организованных и координированных действий и операций.


  • Интеллектуальная активность производна от практических материальных действий. Интеллектуальные операции это интериоризированные практические действия.

  • Производные от действий интеллектуальные операции координируются между собой и образуют обратимые, устойчивые, целостные структуры – схемы мышления.


Какое из положений соответствует ассоциативным теориям памяти?

  • Между психическими образованиями возникающими в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, возникает такая связь, когда повторное появление какого-либо элемента из этой связи с необходимостью вызывает в сознании представление и всех остальных элементов.

  • Основу механизмов памяти составляют: а) биохимические процессы синтеза белковых молекул и молекул РНК, протекающие в клетках головного мозга; б) образование или «проторение» новых синаптических связей между нейронами и нервными центрами; в) формирование новых функциональных связей между отделами головного мозга, которые обеспечивают фиксирование, накопление и использование жизненного опыта.

  • В человеческом обществе опосредствованные операции запоминания и воспроизведения исходно формируются в разделенных с другими людьми действиях, выполняются с помощью искусственно создаваемых орудийных и знаково-символических средств («стимулов-средств») и приобретают осознаваемый и произвольно организуемый характер.

  • Память – это информация, подлежащая сохранению. Существуют мозговые структуры и механизмы (хранилища), в которых приобретаемая информация сохраняется. Информация исходно поступает через органы чувств и последовательно проходит обработку в сенсорных регистрах (иконическая, эхоическая память), в кратковременном хранилище и поступает в долговременное хранилище.


Какое из положений не соответствует теориям памяти в когнитивной психологии?

  • В человеческом обществе опосредствованные операции запоминания и воспроизведения исходно формируются в разделенных с другими людьми действиях, выполняются с помощью искусственно создаваемых орудийных и знаково-символических средств («стимулов-средств») и приобретают осознаваемый произвольно организуемый характер.

  • Длительность и прочность запоминаемого содержания является результатом глубины обработки информации. На поверхностном уровне информация подвергается сенсорному и подетальному анализу; на более глубоких уровнях выделяются значения; на самых глубоких уровнях устанавливается смысл и оценка содержания информации.

  • Память – это информация, подлежащая сохранению. Существуют мозговые структуры и механизмы (хранилища), в которых приобретаемая информация сохраняется. Информация исходно поступает через органы чувств и последовательно проходит обработку в сенсорных регистрах (иконическая, эхоическая память), в кратковременном хранилище и поступает в долговременное хранилище.


  • Знания – это обладающие постоянством приобретаемые путем научения информационные образования, хранящиеся в долговременной памяти и обеспечивающие решение сходных биологических и социальных задач. Из долговременной памяти знания извлекаются в форме различных репрезентаций: вербальных, образных, понятийных, семантических и других структур.


Какое положение не может принадлежать (не соответствует) системно-деятельностному культурно-историческому подходу к объяснению памяти?

  • Память человека, как в антропогенезе, так и в онтогенезе, развиваются по двум центральным линиям: а) формирование и развитие мозговых структур, обеспечивающих процессы запоминания; б) фиксирование в таких структурах и наследственная передача накапливаемого человечеством опыта.

  • В человеческом обществе опосредствованные операции запоминания и воспроизведения исходно формируются в разделенных с другими людьми действиях, выполняются с помощью искусственно создаваемых орудийных и знаково-символических средств («стимулов-средств») и приобретают осознаваемый и произвольно организуемый характер.

  • Память современного человека – это продукт его культурно-исторического развития. Естественные биологические особенности и закономерности формирования и развития памяти по мере развития человеческого общества и человеческой культуры преобразуются и замещаются социально организованными опосредованными формами.

  • Субъект в разделенных с другими людьми действиях овладевает внешними способами использования знаков и символов: а) для фиксирования и организации запоминаемого содержания; б) для организации мнемических действий по заучиванию и воспроизведению. По мере овладения внешними способами использования знаково-символических средств, такие умения интериоризируются и приобретают характер умственных действий.


Какое определение психических явлений соответствует предмету исследования в когнитивной психологии?

  • Психика это система локализованных в периферической и центральной нервной системе процессов и механизмов, которые обеспечивают переработку информации, поступающей через органы чувств из внешней среды, а также из внутренней среды организма.

  • Психика это система функций, которые обеспечивают животным организмам приспособление и адаптацию к изменяющимся условиям окружающей среды.

  • Психика это сложные функции мозга, которые развиваются в процессе эволюции и обеспечивают построение образа окружающего мира.

  • Психика представляет собой систему ассоциативных связей и отношений между элементами сознания (ощущениями и переживаниями), на основе которых строятся все более сложные формы психических явлений.





Тема 3. Теоретические основания отечественной системно-деятельностной культурно-исторической психологии
Формирование исходных психических функций у живых организмов в процессе эволюции обеспечивается (по А.Н. Леонтьеву):

  • Возникновением чувствительности у живых организмов – способности ориентироваться и перемещаться в направлении жизненно важных раздражителей, которые имеют биологический смысл (биологическое значение), посредством стимулов, имеющих сигнальный характер.

  • Эволюционной дифференциацией головного ганглия и формированием головного мозга у животных организмов.

  • Появлением психических образов и представлений, на которые опираются животные организмы во взаимодействиях с окружающей средой.

  • Дифференциацией у многоклеточных организмов органов чувств, которые обеспечивают возможность для появления ощущений.


В качестве предмета исследования в системно-деятельностном подходе к анализу и объяснению психических явлений выступает:

  • Система функций, которые обеспечивают живому организму ориентировку в окружающем мире и организацию на основе ориентировки целенаправленных форм деятельности, действий, поведения.

  • Система формирующихся отношений и связей между внешними воздействиями среды и поведением организма.

  • Система механизмов в нервной системе живого организма, которые обеспечивают переработку и накопление информации, поступающей через органы чувств из внешнего мира.

  • Душа человека, характеризующаяся индивидуальностью и неповторимостью.


В контексте психологической теории деятельности исходной причиной формирования новых психических функций у живых организмов в онтогенезе выступает:

  • Ориентировочно-исследовательские формы активности живого организма, формирующиеся во взаимодействиях с предметами окружающего мира.

  • Физиологическое «созревание» головного мозга и нервной системы в процессе индивидуального развития организма.

  • Наследственно (генетически) заложенные психические функции и инстинкты.

  • Кора головного мозга и подкорковые отделы центральной нервной системы.


Какое из определений понятия «деятельность» соответствует системно-деятельностному подходу к анализу и объяснению психических явлений?