Файл: Разработка системы автоматического контроля и регулирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отношение количества воздуха, подаваемого в топку, к количеству воздуха, теоритически необходимого для полного сжигания топлива, называется коэффициентом избытка воздуха [4]. По значению этого параметра определяется оптимальный режим. Для разного вида и состава топлива коэффициент избытка воздуха тоже разный, кроме того он зависит от нагрузки котла, либо устанавливаются заводом-изготовителем оборудования, либо определяются в процессе режимных испытаний.

Содержание СО2 или О2 в уходящих газах при коэффициенте избытка воздуха α > 1 определяют качество процесса горения. Но при неполном сгорании топлива образуется также монооксид углерода СО.

Измерение СО производится газоанализаторами, которые, как правило, являются сигнализаторами аварийного химнедожога. В последнее время сигнал по содержанию СО в продуктах сгорания также используется для оценки качества процесса горения. Но по концентрации CO можно судить о завершенности процесса горения, а не о коэффициенте избытка воздуха [6], а соответственно это искаженная оценка качества процесса горения.

Измерение СО2 достаточно простое, но из-за значительной инерционности, а также тесной зависимости от состава и свойств топлива использование в современных автоматических систем регулирования не нашло применение.

Таким образом, в настоящее время основным критерием качества процесса горения является содержание кислорода в дымовых газах, которое меньше зависит от свойств топлива.

Участок регулирования экономичности процесса горения по содержанию кислорода в топочных газах состоит их топочной камеры и примыкающего к ней газохода конвективного перегревателя до места измерения содержания кислорода - за рядом поверхностей нагрева в зоне 700-800С. Такое расположение обусловлено стационарностью поля скоростей в поперечном сечении газохода. Оптимальное содержание кислорода при номинальной нагрузке при сжигании мазута или газа составляет от 0,05% до 2%.

Измерение и контроль содержания свободного кислорода в дымовых газах производится газоанализатором кислорода – кислородомером. Как правило, это автоматическая аппаратура, содержащая указывающие и регистрирующие устройства.

Таким образом, на котле осуществляется стабилизация соотношения газ- воздух, с корректированием этого значения по содержанию кислорода, что способствует более точному регулированию.


Рассматриваемый энергоблок является объектом для исследования АСР общего воздуха в данной дипломной работе. Ранее были получены экспериментально динамические характеристики и математические модели энергоблока [8]. Исходя из технических, конструктивных характеристик котла и энергоблока в целом будет рассмотрена схема регулирования общего воздуха, а также разработана АСР общего воздуха для данного описанного в этой главе объекта.

2.4 Описание автоматической системы регулирования общего воздуха

2.4.1 Методы регулирования расхода общего воздуха

АСР расхода общего воздуха является одной из основных частей автоматической системы регулирования котлоагрегата и ее структура зависит от вида топлива, от режима работы электростанции, и регулирование расхода воздуха так же тесно связано с работой АСР расхода топлива.

В зависимости от этих факторов различают основные варианты построения схем АСР расхода воздуха:

1) Топливо-воздух;

2) Пар-воздух;

3) Теплота-воздух;

4) Нагрузка-воздух.

2.4.2 Схема регулирования топливо-воздух

Назначение АСР расхода воздуха - поддержание расхода воздуха, необходимого для максимально экономичного сжигания топлива, следовательно, самой простой схемой регулирования является схема АСР с измерением расхода топлива, расхода воздуха и содержания кислорода в дымовых газах (рисунок 3.1).

При известном составе топлива можно рассчитать теоритически необходимое для горения количество воздуха и с учетом всех избытков определить нужное количество воздуха. Но состав топлива, как правило, меняется, поэтому в схему включен корректирующий регулятор по содержанию кислорода в дымовых газах, которое определяет качество горения топлива.



Рис. 3.1. Функциональная схема регулирования «топливо-воздух».

ВЗП – воздухоподогреватель; ДВ – дутьевой вентилятор; НАВ – направляющий аппарат вентилятора; ДО2 – датчик содержания кислорода; ДВ – датчик расхода топлива; ДV – датчик расхода воздуха; КР – корректирующий регулятор; РОВ – регулятор общего воздуха.

Схема отличается простотой исполнения и подходит для рассматриваемого котла, так как основное используемое топливо – газ.

2.4.3 Схема регулирования пар - воздух

В случае, когда невозможно произвести точное измерение топлива или его состав постоянно меняется, используют косвенные показатели изменения расхода топлива, например количество тепла, выделившееся в топке.


При сжигании топлива в топке выделяется теплота, количество которой определяет количество пара. Таким образом, по расходу пара можно судить о тепловыделении в топке, а соответственно и о количестве подаваемого в топку воздуха. Расход пара из котла, т/ч:



где Dи B расходы пара и топлива, кг/с;
QHpтеплота сгорания топлива, Дж/кг;

кКПД котла;

dпр относительная непрерывная продувка;

i’’, iп.в., i’ энтальпия перегретого пара, питательной воды и котловой воды, кДж/кг.



Рис. 3.2. Функциональная схема регулирования «пар-воздух»

Схема АСР расхода воздуха «пар-воздух» изображена на рисунке 3.2. Регулятор общего воздуха (РОВ) получает сигнал с датчиков расхода пара (ДD), расхода воздуха V) и содержания кислорода в дымовых газах О2) и воздействует на направляющий аппарат дутьевого вентилятора.

Данная схема отличается более высоким качеством регулирования, чем схема «топливо-воздух». Но такой принцип оценки тепловыделения по расходу пара действует при стационарном режиме работы котла, поэтому данная схема применима только для пылеугольных котлов с постоянной либо плавно изменяющейся нагрузках.

2.4.4 Схема регулирования теплота–воздух

Котлоагрегат не всегда работает в установившемся режиме, так как существуют возмущения как внешние – нагрузка котла, так и внутренние, связанные с изменением работы оборудования котла. Динамическая погрешность определения теплоты при переходных режимах корректируется введением дополнительного сигнала по скорости изменения давления в барабане. Тогда количество тепла, кДж:




где ka постоянный коэффициент;

D– расход пара, т/ч;

Рбдавление в барабане, Па.

Сумма сигналов расход пара и скорость изменения давления в барабане формирует сигнал по теплоте.



Рис. 3.3. Функциональная схема регулирования «теплота-воздух»

Схема «теплота-воздух» изображена на рисунке 3.3 регулятор общего воздуха РОВ получает сигнал от датчика расхода воздуха (ДV), расхода пара (ДD), сигнал о скорости изменения давления в барабане с дифференциатора ДФ и о содержании кислорода в дымовых газах от корректирующего регулятора КР, и воздействует на направляющий аппарат дутьевого вентилятора.

Учет теплоты, аккумулированной в металле и рабочей среде котла, является главным преимуществом данной схемы. Кроме того схема «теплота- воздух» подходит как для твердого топлива, так и для газообразного и жидкого топлива. А также эта схема отличается высокой скоростью реакции на внешние и внутренние возмущения.

К недостаткам схемы регулирования теплота-воздух относятся зависимость АСР расхода общего воздуха от АСР расхода топлива. То есть при частых и глубоких внутренних возмущениях регулирование расхода воздуха происходит только после изменения тепловосприятия в котле, которое осуществляет АСР расхода топлива. Таким образом, не обеспечивается правильное соотношение топливо-воздух при динамическом режиме котла.

      1. Схема регулирования нагрузка-воздух

В схеме регулирования нагрузка-воздух регулятор воздуха получает сигнал по давлению пара в общей паровой магистрали одновременно с регулятором расхода топлива (рисунок 2.4). Тем самым обеспечивается параллельная работа регулятора расхода общего воздуха и регулятора расхода топлива. Такая схема применима для пылеугольных котельных агрегатов, работающих в регулировочном режиме, где преобладают возмущения связанные с изменением нагрузки.

Регулятор общего воздуха получает скорректированный сигнал с датчика давления в общей паровой магистрали (Др), сигнал с датчика расхода воздуха (ДV) и скорректированный сигнал по содержанию кислорода в дымовых газах, и воздействует на направляющий аппарат дутьевого вентилятора.




Рис. 3.4. Функциональная схема регулирования «нагрузка-воздух»

Использованием сигнала по давлению в общей паровой магистрали достигается быстродействие АСР расхода общего воздуха. Но, так же как и в предыдущей схеме, регулятор воздуха связан с работоспособностью регулятора топлива. При отключении АСР расхода топлива должна отключится и АСР общего воздуха. Это является основным недостатком рассмотренной схемы.

      1. Требования к качеству регулирования

Требования к качеству АСР сформулированы исходя из ее назначения, регулируемого параметра и технологического процесса. АСР расхода воздуха согласно [10] должна обеспечить:

  • устойчивую работу автоматических регуляторов (отсутствие автоколебаний) и ограниченную частоту их включения, которая при постоянной заданной нагрузке не должна превышать 6 включений в минуту;

  • поддержание содержания О2 в дымовых газах при стационарной нагрузке котла с максимально допустимым отклонением не превышающим заданное (таблица 3.1) и при скачкообразном изменении нагрузки на 10% с максимальным отклонением и интегральным квадратичным критерием не превышающим заданный (таблица 3.1) для котлов сжигающих газ.

Таблица 3.1 Нормы качества технологических параметров котла

Режим нагрузки котла

Максимальное отклонение О2 в дымовых газах, макс

Интегральный квадратичный критерий,



Стационарный режим

±0,5%

-

Скачкообразное изменение

нагрузки на 10%

±1%

200(%О2)2 с


2.4.7 Структурная схема АСР расхода общего воздуха

Регулирование общего воздуха в рассматриваемом котле будет осуществляться по схеме топливо-воздух, так как основным топливом является газ, расход которого не представляется сложным измерить. Данная схема наиболее часто используется в реальных условиях, и зарекомендовала себя как надежная, простая в исполнении схема регулирования расхода воздуха на газомазутных котлах. На основе функциональной схемы регулирования расхода воздуха (рисунок 3.1), составлена структурная схема АСР, представленная на рисунке 3.5 (и в Приложении 1).