Файл: 1 author Some of the authors of this publication are also working on these related projects.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

146
Глава 10
Задержка выплаты заработной платы в первом вузе к моменту моего ухода из него стала традицией. При этом зарплату могли вы- платить не только с задержкой, но и по частям. Во втором вузе зар- платы выплачивались всегда вовремя и полностью.
Таблица 10.6
Сравнение политики заработных плат в двух вузах
Критерии оценки политики заработных плат
Первый вуз
Второй вуз
Своевременность выплат
Почти всегда с за- держкой
Своевременно
Наличие совместителей
Только почасовики
Есть
Доплаты для штатных со- трудников
Нет
20%
Увеличение размера ставок
Увеличены с 2009 года
Не увеличены
Наличие или отсутствие совместителей также относится к этой сфере кадровой политики. Так, совместитель – это сотрудник пре- подавательского состава, получающий фиксированную зарплату каждый месяц (с сентября по июнь включительно) в зависимости от величины ставки и вне зависимости от количества часов, кото- рые он отработал в каждом конкретном месяце. При этом оплата ставки совместителя эквивалентна оплате ставки штатного сотруд- ника. В свою очередь, почасовик – это сотрудник преподаватель- ского состава, получающий зарплату, соответствующую количе- ству отработанных часов в каждом конкретном месяце. Стоимость часа работы почасовика отличается от аналогичной стоимости сов- местителя в меньшую сторону. Переход с «совместителей на поча- совиков» в первом вузе был осуществлен с началом кризиса – в
2008 году. В случае же второго вуза такие изменения не вводились.
Вдобавок к этому совместители второго вуза получают отпускные и оздоровительные, чего никогда не было в первом.
Если говорить о доплатах для штатных сотрудников, не преду- смотренных законодательно, то о них в первом вузе речь никогда не шла, а во втором она составляла 20% от величины зарплаты (в дальнейшем была введена специальная система расчета надбавок заработных плат персонально для каждого преподавателя).

Исследовательская стратегия кейс-стади
147
Последний и один из наиболее болезненных пунктов – это во- прос, касающийся увеличения размера нагрузок. Так, стандартная нагрузка ассистента университета равна 900 часам. Если же при- нимается решение об увеличении ее размера, то наш гипотетиче- ский ассистент может дополнительно получить 50 или 100, а может и все 150 часов при неизменной ставке. Фактически когда первый вуз пошел на увеличение размера нагрузок своих преподавателей, он прибавил им работы, не прибавив при этом денег. Во втором ву- зе этот вопрос также поднимался, но преподаватели в лице заведу- ющих кафедрами отстояли свои интересы, и размер нагрузок не был увеличен.
Обобщая эти данные, можно сказать, что политика заработных плат первого вуза была связана с маркетинговой стратегией мини- мизации издержек, позволяющей держать цены на обучение на сравнительно низком для Киева уровне. Вместе с тем она не спо- собствовала мотивации и удержанию персонала. Кроме того эта стратегия может оправдывать себя только в условиях, когда спрос на образовательные услуги высшей школы превышает соответ- ствующее предложение. Однако с учетом введения независимого тестирования, открывающего возможности для поступления в ву- зы, предоставляющие более качественное образование, она стано- вится все менее эффективной.
Возвращаясь к ситуации на кафедре, следует сказать, что она являлась непосредственным продолжением стратегии всего вуза, единственным важным приоритетом которого было привлечение максимально возможного количества абитуриентов. Отсюда такое внимание к профориентационной работе и частое безразличие ко всему остальному. Если внимание к учебному процессу уделяется по остаточному принципу, мы имеем описанные проблемы – неэф- фективную структуру, большое количество прогулов, низкие педа- гогические требования и т.д. Это пример положительной обратной связи, когда предпринимаемая деятельность только усугубляет проблему: в долгосрочной перспективе ее можно решить лишь с помощью повышения престижности вуза (в том числе и отдельных кафедр), а этого невозможно добиться без адекватной кадровой по- литики.
Что касается второго вуза, то его кадровая политика позволяла удерживать и бороться за высококвалифицированный преподава-


148
Глава 10 тельский персонал, осуществляющий на соответствующем уровне свои учебные и методические обязанности, что, в конечном счете, являлось залогом развития вуза в будущем. Это дополнительно бы- ло подкреплено продуманной системой контроля работы кафедр.
Как следствие кафедральная политика выстраивалась в таком клю- че, который позволял позитивно влиять на основные аспекты учеб- ной ситуации
63
Проведенный анализ показывает, что важные аспекты ситуа- ции на одном из уровней являются, на самом деле, частью более общих паттернов, касающихся всех уровней университетской жиз- ни. Конечно, я бы мог обогатить свое исследование дополнитель- ными аспектами, но либо не имею доступа к необходимым мне данным (например, особенности предпринимаемых решений на уровне ректора), либо не стал этого делать из этических соображе- ний (в частности я не стал касаться личностных особенностей заве- дующих кафедрами), либо могу получить нужную информацию только относительно одного вуза (рейтинг высших учебных заве- дений Украины, который проводится ЮНЕСКО с 2006 года). С другой стороны, необходимо признать, что кейс-стади является
63
Данные выводы (относительно успешности кафедр) были написаны непосредственно после завершения исследования (в первой половине
2010 года) и требуют серьезного переосмысления с точки зрения даль- нейшего развития событий (с 2010 по 2015 год включительно). Дело в том, что слабая ориентация на профориентационную деятельность во вто- ром вузе в конечном итоге привела к резкому снижению количества сту- дентов, закономерному закрытию ряда кафедр, укрупнению факультетов и сокращениям среди преподавательского состава. Этот вуз испытал и ряд других принципиальных трудностей, которые свели на нет его образова- тельный потенциал. Первый же вуз, не улучшив качества своих образова- тельных услуг, до сих пор остается «на плаву», используя стратегию ми- нимизации издержек. Данный факт указывает, по крайней мере, на два важных аспекта проведенного мною анализа. Во-первых, мне следует признать наличие когнитивных смещений, связанных с более позитивным восприятием рабочей ситуации во втором вузе, что стало определенным барьером для признания имеющихся в нем негативных тенденций. Во- вторых, становится ясна важность лонгитюдного дизайна в рамках этого исследования. Так, одного года было недостаточно, чтобы оценить реле- вантность факторов стратегического характера. На протяжении же пяти лет их влияние проявилось со всей очевидностью.


Исследовательская стратегия кейс-стади
149 гибкой стратегией, совмещающей в себе как проверку априорных допущений, так и апостериорную коррекцию теории посредством релевантных данных об эмпирической действительности. Так же, как и в случае стратегии «обоснованной теории», кейс-стади поз- воляет создавать насыщенные теоретические построения исследу- емого феномена.
С точки зрения методологии приведенные данные свидетель- ствуют о том, что кейс-стади открывает возможность комплексного описания и объяснения феноменов, проявляющихся на уровне ло- кальных институций или их подструктур. При этом по сравнению с согласованием концептов и обоснованной теорией кейс-стади предусматривает значительно большую свободу в смысле исследо- вательского дизайна, процедур сбора и анализа данных. Последнее ставит исследователя, прибегающего к использованию кейс-стади, в ситуацию множественных выборов, сопровождающих его начи- ная от определения типа изучаемого кейса и заканчивая выбором пригодных аналитических техник. Эта особенность делает кейс- стади как достаточно гибким для изучения самых разнообразных проблем, так и одним из наиболее сложных в применении исследо- вательских подходов, требующих серьезной подготовки и постоян- ного самоконтроля.

Г
ЛАВА
11. Т
ЕОРЕТИЧЕСКАЯ ВАЛИДИЗАЦИЯ
ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ШКАЛ
Очерчиваемый далее подход к теоретической валидизации из- мерительных шкал можно резюмировать в следующих положени- ях:
1. Теоретическая валидность представляет собой степень со- ответствия теоретического конструкта исследуемому феномену.
2. Теоретическая валидность является комплексной характе- ристикой, включающей очевидный, содержательный и композици- онный компоненты.
3. Теоретическая валидизация в большей мере связана с до- стижением необходимой степени соответствия теоретического конструкта исследуемому феномену, чем с ее проверкой.
4. Завершенный процесс теоретической валидизации связан с обеспечением других видов валидности: конструктной, внешней, внутренней и прогностической.
5. Теоретическая валидизация должна осуществляться с по- мощью комплексных исследовательских стратегий.
6. Теоретическая валидизация связана прежде всего с пара- дигмой исследований смешанного типа.
Отталкиваясь от этих положений, я постараюсь продемонстри- ровать роль теоретической валидизации в осуществлении социоло- гического измерения – начиная от критериев построения шкалы и заканчивая спецификой интерпретации полученных данных. В ка- честве примера используется шкала, предназначенная для измере- ния усилий, прилагаемых студентами в процессе обучения.
Эта шкала базируется на теоретическом конструкте, сформу- лированном в рамках исследования, посвященного феномену уче- бы в условиях ограниченного времени. Конструкт описывает три типа студентов в зависимости от их отношения к учебе: «безраз- личный», «декларативно заинтересованный» и «ответственный».
Несмотря на то, что теория справедлива в отношении студентов стационара, совмещающих работу и учебу, распространение от- дельных ее элементов на всех студентов стационара также спра- ведливо. Соответствующие пояснения представлены ниже.


Теоретическая валидизация измерительных шкал
151
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

§ 11.1. Первый этап: подготовка теоретической базы
В отличие от общепринятого подхода валидизации измери- тельных шкал, в рамках теоретической валидизации исследователь должен начинать подготовку измерительного, имея в распоряже- нии валидный теоретический конструкт, а еще лучше – валидную теорию. В дальнейшем все полученные результаты измерения должны сопоставляться, а в случае необходимости – и модифици- роваться в соответствии с этими теоретическими положениями.
При построении шкалы в качестве теоретической базы исполь- зованы результаты двух исследований. Первое посвящено поведен- ческому репертуару студентов или поведенческим стратегиям (см. главу 8, параграф 3), второе – упомянутым выше типам студентов
(см. главу 9, параграф 4).
Остановимся подробнее на содержательных характеристиках этих типов. Каждый из них можно описать с помощью двух пове- денческих стратегий – основной и дополнительной (реже встреча- ются ситуации, когда стратегии имеют равноценное значение). Со- ответствующие стратегии включают отличительный поведенче- ский репертуар (см. таблицу 11.1). Описание поведенческих стратегий было получено с помощью исследовательской стратегии согласования концептов, позволяющей обеспечить содержатель- ную валидность теоретического конструкта.
Таблица 11.1
Содержательные характеристики групп поведенческих прак-
тик и соответствующих стратегий студентов
Название группы
Содержание группы
1. Стратегия бездельника
1.1. «Ничегонеде- лание», надежда на удачу
Давать обещания, что в дальнейшем обязательно будешь учиться; использовать моменты, когда пре- подаватель спешит, и получать списание долгов; быть наглым, идти на риск (ничего не отрабатывать, уходить, не отпросившись, и т.д.); не работать в те- чение семестра и сдавать долги только на сессии; сдавать несколько раз (брать измором) и т.д.
1.2. «Цель оправ- дывает средства»
Использовать связи; сказать, что работу забыл дома и попроситься отвечать без нужных материалов; если сдаешь не вовремя, списывать готовые работы

152
Глава 11 и сдавать их; упросить преподавателя, ничего при этом не делая, и т.д.
1.3. Ссылка на внешние причины
Объяснять пробелы и пропуски внешними причина- ми и «давить» на то, что был вынужден; ссылаться на бытовые проблемы, которые мешают присут- ствовать; использовать тему здоровья для объясне- ния пропусков и т.д.
2. Стратегия ловкача
2.1. Работа с пре- подавателем
Изучить преподавателя и найти к нему индивиду- альный подход; если раньше учился хорошо, ис- пользовать свой авторитет; ранжировать препода- вателей по требовательности и в зависимости от этого выделять время на подготовку и т.д.
2.2. Использова- ние подходящих ситуаций и момен- тов
Когда присутствуешь на парах, демонстрировать активность; когда сдаешь долги, перевести обсуж- дение на материал, который знаешь; готовиться в транспорте и т.д.
2.3. Минимизация усилий
Показывать выполненные задания и отпрашиваться с пар; если есть определенный минимум необходи- мых заданий, делать только его; если делаешь зада- ния редко, то, по крайней мере, качественно, так как это подкупает; посещать те виды занятий, которые более важны (например, практические, а не лекции) и т.д.
3. Стратегия трудяги
3.1. Самооргани- зация
Планировать, раскладывать по пунктам то, что необходимо осуществить; всячески использовать самоорганизацию и т.д.
3.2. Опора на дру- жеские отношения в учебной группе
Помогать студентам, которые помогают тебе, рас- пределять подготовку заданий между разными людьми, брать у одногруппников необходимые ма- териалы и т.д.
3.3. Вежливость
Прилежно вести себя на парах; демонстрировать положительное отношение к дисциплине; когда уходишь с пар, всегда согласовывать это с препода- вателем и т.д.
3.4. Опора на соб- ственные силы
Всегда стараться вникать в суть материала; если необходимо, оставаться после пар для пересдач; при необходимости тратить все свободное время на под- готовку и т.д.