Файл: 1 author Some of the authors of this publication are also working on these related projects.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теоретическая валидизация измерительных шкал
153
В свою очередь, типы студентов были определены в рамках использования исследовательской стратегии «обоснованной тео- рии» и могут быть охарактеризованы следующим образом. Если студент относится к «безразличному» типу, он может использо- вать: а) стратегию бездельника в качестве основной и стратегию ловкача в качестве дополнительной; б) стратегию ловкача в каче- стве основной и стратегию бездельника в качестве дополнительной
(либо в равной степени). Если студент относится к «декларативно заинтересованному» типу, в качестве основной используется стра- тегия ловкача, а в качестве дополнительной – стратегия трудяги.
Наконец, если студент принадлежит к «ответственному» типу, он может использовать: а) стратегии ловкача и трудяги в равной сте- пени; б) стратегию трудяги как основную, а стратегию ловкача – как дополнительную.
Несмотря на то, что в фокусе исследования находились сту- денты стационара, совмещающие работу и учебу, полученные дан- ные можно разделить на две части – ту, которая касается исключи- тельно работающих студентов, и ту, которая является общей как для работающих, так и для неработающих. В частности, соотноше- ние типов студентов и соответствующих поведенческих стратегий является справедливым для всех студентов, что обеспечивает вы- сокую внешнюю валидность. Фактически обе группы с точки зре- ния поведенческого репертуара отличаются лишь в одном – нали- чием или отсутствием поведенческой группы «Компромиссы на работе».
§ 11.2. Второй этап: разработка и корректировка эмпири-
ческих индикаторов в соответствии с используемой теорией
Первоначально на основе этой информации для каждой из ука- занных стратегий был сформулирован набор индикаторов (см. таб- лицу 11.2). Все индикаторы оценивались с помощью следующего вопроса:
«Студенты используют различные способы поведения в различных ситуациях, касающихся учебы. Ниже описаны некоторые из этих способов. Скажите, как часто Вы лично используете каждый из них, с применением следующей шкалы: (1) почти никогда не ис- пользую – (2) использую довольно редко – (3) порой использую –
(4) использую довольно часто – (5) почти всегда использую»


154
Глава 11
Таблица 11.2
Набор индикаторов для измерения выраженности поведенче-
ских стратегий
Название стратегий
Содержание индикаторов
Стратегия бездельника
Большое количество долгов, накопленных за семестр, не является для меня серьезной проблемой, ведь их можно сдать и перед самой сессией
Я сдаю работы, заданные на дом, с отставанием от боль- шей части группы. Это позволяет мне сверить правиль- ность выполнения работы и исправить ошибки
Свои пропуски я объясняю личными обстоятельствами, которые помешали присутствовать на паре
Для сдачи многих зачетов/экзаменов мне бывает доста- точно ознакомиться с материалами конспекта за день или даже в день сдачи.
Для того чтобы получить нужную оценку, я иногда про- сто вежливо прошу об этом преподавателя
Когда я объясняю пропуск занятия преподавателю, то использую тему здоровья или семейных обстоятельств
Стратегия ловкача
Когда мне представляется возможность, я демонстрирую учебную активность на паре
Я стараюсь найти правильный подход к преподавателю, учесть его индивидуальные особенности
При сдаче долгов я стараюсь перевести обсуждение на материал, который знаю
Я трачу больше времени для подготовки к предметам бо- лее строгих преподавателей
Я в основном посещаю те виды занятий (лекции либо практические), которые более важны для сдачи предмета на сессии. Остальные занятия посещаю не всегда
Если преподаватель задает определенный минимум необ- ходимых заданий на семестр, для меня достаточно вы- полнить только их
Стратегия трудяги
Подготовку домашних заданий мы (я и другие студенты моей группы) распределяем между собой
Я стараюсь планировать выполнение своих учебных обя- занностей
В учебных целях я прибегаю к сотрудничеству со своими

Теоретическая валидизация измерительных шкал
155 одногруппниками
Мое поведение на парах является правильным и прилеж- ным
Я вникаю в суть учебного материала и стараюсь с ним хорошо разобраться
При необходимости я использую все свободное время для подготовки к учебе
Также во время пилотного опроса (N = 16) были заданы вопро- сы относительно пропусков, частоты подготовки к практическим занятиям и успешности сдачи последней сессии. Пилотаж показал, что такой способ определения типа студента является неудовлетво- рительным.
Во-первых, полученные результаты плохо соотносились с кон- трольными вопросами относительно частоты посещения занятий, интенсивности подготовки и успешности сдачи сессии. Главной причиной этого стало то, что индикаторы, первоначально предна- значенные для измерения конкретной стратегии, могли трактовать- ся участниками исследования совершенно иначе и, таким образом, не соответствовать той сути, которая в них вкладывалась исследо- вателем (то есть мною).
Во-вторых, результаты, полученные с помощью индикаторов, описывающих одну общую стратегию, имели низкую внутреннюю согласованность. Так, наибольшее значение α Кронбаха, равное
0,44, было зафиксировано для индикаторов, описывающих страте- гию бездельника. Для стратегий ловкача и трудяги это значение было равно 0,11 и 0,30 соответственно.
В-третьих, специфика такого измерения не отвечала особенно- стям имеющейся теории. Дело в том, что согласно теории, разрабо- танной на основе изучения феномена учебы в условиях ограничен- ного времени, поведенческие стратегии являются своего рода кон- тинуумом, начинающимся стратегией бездельника, продолжающимся стратегией ловкача и заканчивающимся страте- гией трудяги. Отсюда поведенческий репертуар студента наилуч- шим образом можно охарактеризовать с помощью отнесения его к двум смежнымстратегиям (бездельник и ловкач, ловкач и трудяга), как это описано выше. В процессе исследования с помощью стра- тегии «обоснованной теории» не было встречено случаев, когда студент использовал все три стратегии в равной степени или же ко-


156
Глава 11 гда наряду с основной стратегией он имел две дополнительные в качестве равноценных. В ситуации измерения с помощью набора индикаторов такие случаи встречались. Гипотетически возможны даже такие ситуации, когда результаты измерения будут принимать максимальное значение для каждой из стратегий, несмотря на то, что такие случаи не фиксируются в эмпирической действительно- сти посредством наблюдения.
На мой взгляд, все это говорит о том, что такой способ измере- ния является во многом артефактным и, соответственно, непригод- ным для изучения поведенческих стратегий студентов. Исходя из этого был разработан другой способ измерения на основе одного комплексного вопроса, содержание которого также определялось описанными выше поведенческими стратегиями. С помощью этого вопроса у студентов напрямую спрашивали о том, какую поведен- ческую стратегию они используют, хотя, по сути, речь шла именно о типе студента:
Давайте предположим, что в самом общем виде студентов
можно разделить на три группы в зависимости от усилий, при-
лагаемых в процессе учебы:
A) наименее прилежные студенты, в основном не прилагаю- щие усилий для учебы, надеющиеся на удачное стечение обстоя- тельств и на то, что все долги можно будет закрыть в конце се- местра, а экзамены и зачеты сдать благодаря помощи одногрупп- ников или даже практически ничего не делая;
B) балансирующие между подготовкой наиболее важных зада- ний и игнорированием заданий, не имеющих принципиального зна- чения, использующих ранжирование преподавателей по строгости и требовательности с целью соответствующей концентрации уси- лий и предпочитающих посещать те пары, которые имеют больший вес в рамках дисциплины;
C) наиболее старательные, относящиеся к учебе максимально ответственно, старающиеся готовить все задания, предусмотрен- ные учебными требованиями, пытающиеся получить максимум знаний и постоянно посещающие пары.
А теперь, используя приведенную ниже шкалу, УКАЖИТЕ
МЕСТО, НА КОТОРОЕ ВЫ ПОСТАВИЛИ БЫ СЕБЯ, сравнивая с
этими тремя группами. При этом нельзя выбирать «чистую»
группу (A, B или С), а необходимо выбрать ОДНО из значений


Теоретическая валидизация измерительных шкал
157
между двумя «чистыми» группами (между А и В или между В и
С)
64
.
§ 11.3. Третий этап: проверка конструктной валидности и
ретестовой надежности
Минимальная проверка конструктной валидности связана с обеспечением двух ее составляющих – конвергентной и дискрими- нантной валидности [Campbell, 1959]. Первая основывается на том, что результаты шкалы демонстрируют связь с данными, получен- ными с помощью методик, предназначенных для измерения кон- цептуально близких социальных феноменов. Вторая же, наоборот, основывается на том, что результаты не связаны с данными мето- дик, предназначенных для изучения концептуально отличных фе- номенов.
Основное опасение, связанное с использованием представлен- ной выше 10-балльной шкалы, касалось возможности получения социально желательных ответов, то есть вопрос мог оказаться сен- зитивным и смещать ответы в сторону завышения оценок. Для про- верки этого предположения в анкету наряду с другими вопросами была включена шкала лжи из опросника MMPI.
После удачного пилотного опроса (N = 24) шкала была прове- рена на двух выборках различных вузов (N
1
= 61, N
2
= 62). Предпо- ложительно, в случае адекватного отображения шкалой теоретиче- ского конструкта результаты ее применения должны были корре- лировать с ответами на вопросы о количестве выступлений на практических занятиях и об успешности сдачи последней сессии, отрицательно коррелировать с ответами на вопрос о количестве пропусков и не иметь корреляции со шкалой лжи. Для соответ-
64
В оригинале для 10-пунктовой шкалы использовался не рисунок, а таб- лица. Здесь было сложно ее привести, вследствие ширины страницы.

158
Глава 11 ствующей проверки был использован ранговый коэффициент кор- реляции Спирмена
65
(см. таблицу11.3).
Таблица 11.3
Сила и направление связи шкалы с контрольными
переменными
Контрольная переменная
Сила связи первый вуз
(N = 61) второй вуз
(N = 62) вместе
(N = 123)
Количество выступлений на практических занятиях
0,74**
0,69**
0,71**
Успешность сдачи послед- ней сессии
0,67**
0,67**
0,67**
Количество пропусков
– 0,56**
– 0,64**
– 0,59**
Шкала лжи
– 0,16 0,20 66
– 0,09 67
** p < 0,01
Исходя из полученных результатов было принято решение о том, что данная шкала отображает теоретический конструкт, опи- сывающий поведенческие стратегии студентов, а также что она слабо подвержена смещениям, связанным с социально желатель- ными ответами.
Вместе с тем приведенные данные касаются проверки шкалы, в первую очередь на уровне самоотчета, являющегося во многом субъективным. Поэтому была осуществлена ее дополнительная проверка с помощью экспертов.
В состав последних вошли по два преподавателя и одному сту- денту на каждой из кафедр. В каждом вузе оценивались все студен- ты одной учебной группы (N
1
= 20, N
2
= 24). Преподаватели, ото- бранные в качестве экспертов, были хорошо знакомы с учебными группами, а студенты-эксперты учились в составе этих групп и ра- ботали на этих кафедрах. Оценка производилась с помощью 10-
65
Далее – r s
66
Количество человек во втором вузе, опрошенных с помощью Шкалы лжи, равно 17. В дальнейшем данная взаимосвязь проверялась на больших выборках студентов этого вуза, но статистически значимая связь так и не была выявлена (N = 41, r
s
= –0,03).
67
N = 76.


Теоретическая валидизация измерительных шкал
159 балльной шкалы комплексного вопроса. Кроме этого для каждого из студентов было рассчитано среднее значение оценок на сессиях, полученных ими за все годы обучения
68
. Для расчета силы связи был использован ранговый коэффициент r s
. Поскольку оценки экс- пертов в высокой степени согласованны (для первого вуза значение
α Кронбаха равно 0,89, для второго – 0,96), дополнительно было рассчитано среднее значение оценок экспертов для каждой кафед- ры и вычислены соответствующие коэффициенты корреляции (см. таблицу 11.4).
Таблица 11.4
Сила и направление связи экспертных оценок и
успешности обучения в бакалаврате
Эксперты
Сила связи первый вуз второй вуз
Первый преподаватель
0,83**
0,93**
Второй преподаватель
0,72**
0,91**
Студент
0,80**
0,93**
Среднее значение трех оценок
0,85**
0,95**
** p < 0,01
Приведенные данные основываются на более точной информа- ции, чем самоотчеты. Во-первых, это связано с согласованностью результатов, полученных в ходе оценивания разными экспертами.
Во-вторых, это обеспечивается отсутствием потери информации относительно успешности обучения, поскольку учтены все годы.
Следовательно, результаты экспертной проверки полностью под- тверждают сделанные ранее выводы.
После проверки конструктной валидности в трех учебных группах было проведено два опроса (время между опросами – один месяц) с целью проверки на ретестовую надежность. Согласован- ность двух опросов, оцененная с помощью коэффициента r s
, на уровне 0,75 (N = 37, p < 0,01).
68
Были использованы данные об успешности сдачи сессии первых 4-х лет обучения.

160
Глава 11
§ 11.4. Четвертый этап: специфика интерпретации полу-
ченных результатов
Особого внимания заслуживает специфика интерпретации ре- зультатов, полученных при использовании этой шкалы. Дело в том, что содержательно шкала основывается на информации о поведен- ческих стратегиях студентов, а конечной целью ее использования является получение информации о принадлежности каждого сту- дента к одному из трех типов – «безразличному», «декларативно заинтересованному» и «ответственному». Исходя из этого интер- претация шкалы должна осуществляться исключительно на основе теоретических положений, связывающих поведенческие стратегии с типами студентов (см. таблицу11.5).
Таблица 11.5
Соотношение значений шкалы с типами студентов
Тип студента
Поведенческая стратегия
Значения шкалы
1. «Безразличный»
1.1. Стратегия бездельника – ос- новная, стратегия ловкача – допол- нительная
1, 2 1.2. Стратегия ловкача – основная, стратегия бездельника – дополни- тельная
3, 4, 5 2. «Декларативно за- интересованный»
2.1. Стратегия ловкача – основная, стратегия трудяги – дополнитель- ная
6, 7 3. «Ответственный»
3.1. Стратегия ловкача и трудяги используется в равной степени
8 3.2. Стратегия трудяги – основная, стратегия ловкача – дополнитель- ная
9, 10
Следовательно, студенты, выбравшие пять первых градаций шкалы, были отнесены к «безразличному» типу, выбравшие ше- стую и седьмую градации – к «декларативно заинтересованному», выбравшие последние три – к «ответственному».
Для проверки правильности такой интерпретации ее результа- ты были соотнесены с результатами ответов насчет успешности сдачи сессии (см. таблицы 11.6, 11.7), предварительно преобразо-