Файл: 1 author Some of the authors of this publication are also working on these related projects.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теоретическая валидность и исследования смешанного типа
65 дения количественных данных к формату качественных (например,
Рис. 4.2. Исследовательский процесс в рамках подхода
исследований смешанного типа
категоризация непрерывных переменных). Если же используется только один тип данных, то трансформация носит характер при- вычной подготовки к их дальнейшему анализу.
В случае использования обоих типов данных (а также с уче- томцелей исследования) перед тем как перейти к интеграции дан- ных, необходимо пройти один, два или три дополнительных этапа.
На этапе корреляции данных находится сила связи между количе- ственными переменными и «квантитизированными» качественны- ми. Этот этап актуален в тех случаях, когда главной целью являет- ся триангуляция данных, а вся необходимая информация собрана для каждого наблюдения. На этапе консолидации данных создают- ся новые (консолидированные) переменные, учитывающие как ка- чественную, так и количественную информацию. Этап сравнения данных используется в случаях, когда исследователь не прибегает к корреляции и/или консолидации. Он позволяет воссоздать более полную картину изучаемого феномена, когда каждый источник данных лучше подходит для отображения того или иного аспекта изучаемого явления.

66
Глава 4
Интеграция данных направлена на создание единого массива данных, открывающего возможность выбора на этапе интерпрета- ции одного из конкурирующих объяснений изучаемой проблемы. В случае же, когда финальный массив не позволяет сделать одно- значный выбор, принимается решение о необходимости сбора до- полнительных данных (этап легитимации исследовательского про- цесса).

Г
ЛАВА
5. Т
ЕОРЕТИЧЕСКАЯ ВАЛИДИЗАЦИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ
УРОВНЯХ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Согласно А. Страуссу, любой социальный феномен желательно анализировать не только на уровне межличностного взаимодей- ствия, но и на групповом, суборганизационном и организационном уровнях, на уровне территориального сообщества, на государ- ственном и международном уровнях. В рамках стратегии «обосно- ванной теории»
31
эти семь градаций составляют матрицу условий, в пределах которой необходимо анализировать любой социальный феномен с целью построения его исчерпывающего объяснения.
Можно сказать, что каждому из упомянутых уровней отвечают свои условия, релевантные с точки зрения исследуемого феномена.
Матрица условий представляется в виде ряда кругов, последо- вательно вложенных друг в друга и отражающих различные аспек- ты социальной жизни. Во внешних кругах расположены условия, наиболее удаленные от действия/взаимодействия, а во внутренних
– наиболее близкие [Страусс, Корбин, 2001: с. 132–137].
Вместе с тем в социологии принято говорить о микро- и мак- роуровне исследования, которые, в свою очередь, логично допол- нить мезо- и мегауровнем
32
. Думаю, будет верным отнести взаимо- действие, групповые и суборганизационные условия к микроуров- ню, организационные условия и условия территориального сообщества – к мезоуровню, государственные условия – к макро- уровню, а международные – к мегауровню. Микроуровень связан, в первую очередь, с условиями, в которых протекает непосредствен- ное межличностное взаимодействие. Необходимость выделения мезоуровня продиктована тем, что современные общества являют- ся во многом «организационными обществами» [Морган, 2008: с.
143] – существенная часть жизни каждого из нас проходит в рамках тех или иных организаций, начиная от рождения и заканчивая смертью. Территориальные сообщества также отнесены к этому уровню, поскольку это – комплексные системы жизнеобеспечения людей, выполняющие свои главные функции на основе взаимосвя-
31
Подробно «обоснованная теория» рассмотрена в главе 9.
32
См., например: [Черниш, 2009: с. 21].


68
Глава 5 занной деятельности различных организаций. Макроуровень связан с культурной спецификой, присущей различным государствам и отражающейся в их основных ценностях, нормах, интересах и со- ответствующих образцах поведения. Внимание к мегауровню, то есть международным условиям, основывается на усиливающейся роли глобальных трансформационных процессов в жизни отдель- ных государств.
Каждый из указанных уровней предполагает применение опре- деленных исследовательских стратегий, наиболее пригодных для получения соответствующей информации и обеспечения валидно- сти, хотя применение других стратегий также не исключается. В таблице 5.1 предложен вариант соотнесения уровней социологиче- ского исследования и соответствующих исследовательских страте- гий, пригодных для теоретической валидизации.
Таблица 5.1
Соотношение уровней исследования с исследовательскими
стратегиями
33
Уровни иссле-
дования
Измерение условий (Страусс,
Корбин)
Исследовательские
стратегии теорети-
ческой валидизации
Микро
1. Взаимодействие
Обоснованная теория
2. Групповые или коллектив- ные условия
Обоснованная теория
3. Суборганизационные или субинституциональные усло- вия
Кейс-стади
Мезо
4. Организационные или ин- ституциональные условия
Кейс-стади
5. Территориальные условия
Кейс-стади
Макро
6. Государственные условия
Геополитический ана- лиз*
Мега
7. Международные условия
Геополитический ана- лиз*
* Геополитический анализ предполагает социокультурный, историче-
ский, экономико-географический и анализ поведения элит на государ-
ственном и международном уровнях.
33
Ряд из указанных в таблице стратегий будут рассмотрены во втором разделе книги.

Уровни теоретической валидизации
69
Каждый уровень исследования так или иначе связан со сбором как количественных, так и качественных данных. Таким образом, доминантную парадигму теоретической валидизации очерчивают именно исследования смешанного типа.
В контексте обсуждения уровней исследования следует оста- новиться на проблеме обобщения полученных результатов или на проблеме внешней валидности. Это связано с тем, что обобщение результатов эмпирических исследований в рамках теоретической валидизации имеет свою специфику.
Как уже было сказано ранее, внешняя валидность является сте- пенью, с которой результаты выборочного исследования можно обобщить в отношении людей, контекстов и периодов, непосред- ственно незатронутых в исследовании. В отечественной социоло- гии принято говорить о репрезентативности, заключающейся в способности выборки отображать наиболее важные характеристики генеральной совокупности. Однако репрезентативность является лишь одной из составляющих внешней валидности, носящей коли- чественный характер. Поэтому на ее основе можно делать лишь описательные выводы (ответы на вопросы: кто? что? где? сколь- ко?). В дальнейшем я буду использовать терминологию Роберта
Йина и говорить не о репрезентативности, а о статистической гене- рализации, с одной стороны, и аналитической – с другой [Yin,
2009: p. 38].
Статистическая генерализация основывается на методах мате- матической статистики и пригодна прежде всего для обобщения результатов исследования в отношении людей, принадлежащих к генеральной совокупности. В свою очередь, аналитическая генера- лизация достигается с помощью качественных исследований, в ко- торых репрезентативна не выборка, а понятия. Последнее означает, что разработанная теоретическая формулировка применима к ситу- ациям или обстоятельствам, аналогичным тем, что наблюдались в исследовании (в этом случае исследователь старается дать ответ на вопросы: как? почему?). Когда условия меняются, теоретическая формулировка должна измениться, чтобы удовлетворять новым условиям. Таким образом, аналитическая генерализация наиболее пригодна для обобщения результатов в отношении тех или иных контекстов.


70
Глава 5
Еще одним важным отличием статистической и аналитической генерализации является способ определения приемлемого размера выборки. При статистической генерализации исследователю до- ступны четкие правила определения размера выборочной совокуп- ности, основывающиеся на требуемой точности оценки, допусти- мой вероятности ее ошибки и степени изменчивости изучаемого признака. Несмотря на то что для аналитической генерализации та- ких четких правил не существует, выделяют два наиболее общих подхода: 1) подход теоретического насыщения, предполагающий проведение интервью до тех пор, пока не обнаружится, что данные, сообщаемые новыми участниками исследования не добавляют но- вых понятий в разрабатываемую теорию; 2) подход минимальной выборки, базирующийся на ожидаемом разумном охвате феномена, подлежащего изучению [Patton, 2002: p. 246].
Следовательно, благодаря статистической и аналитической ге- нерализации обеспечивается внешняя валидность в отношении не попавших в исследование людей в первом случае и схожих контек- стов – во втором.
Очевидно, оба вида обобщения могут быть использованы в процессе теоретической валидизации, но именно аналитическое является определяющим. Связано это как с принципиальными, так и с инструментальными особенностями подготовки теоретических конструктов. Принципиальные связаны с необходимостью разра- ботки объяснительных теоретических положений (очень часто их ошибочно заменяют описательными теоретическими выкладками, разбавленными произвольными интерпретациями), а инструмен- тальные – с используемыми исследовательскими стратегиями, в основе которых среди прочего лежит именно аналитическое обоб- щение полученных результатов.
При этом для обеспечения внешней валидности в отношении временных промежутков необходимо не только обеспечить стати- стическую и аналитическую генерализацию, но и применять соот- ветствующий исследовательский дизайн.

Г
ЛАВА
6. Л
ОНГИТЮДНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ДИЗАЙН
Принимая во внимание необходимость темпоральной рекон- струкции исследуемого феномена [Головаха, 2004: с. 14], наилуч- шим дизайном для теоретической валидизации является лонгитюд-
ный дизайн, заключающийся в повторяемых опросах с целью выяс-
нения характера изменений феномена, происходящих с течением
времени
34
Традиционно лонгитюдный дизайн делят на проспективный
(панельный), когортный (трендовый) и ретроспективный (история событий) дизайны. В панельных исследованиях принимает участие фиксированная группа людей, которая опрашивается два и более раза. При когортных исследованиях на каждом этапе исследования опрашивают новую группу людей, но каждая из них обладает схо- жими характеристиками. В случае ретроспективного исследования, участников просят вспомнить и реконструировать события и ас- пекты их жизненного пути [Walliman, 2006: p. 43; Ruspini, 2002: p.
3].
Вместе с тем типология исследований, отвечающих нормам лонгитюдного дизайна, является более разнообразной. Ниже на ос- новании работ Скота Менарда [Menard, 2008] и Элизабет Руспини
[Ruspini, 2002: p. 27–52] представлена расширенная типология.
Менард описывает четыре основных, по его мнению, дизайна для лонгитюдных исследований: общепопуляционный дизайн (total population design), повторяющийся кросс-секционный дизайн
(repeated cross-sectional design), возобновляющийся панельный ди- зайн (revolving panel design) и лонгитюдный панельный дизайн
(longitudinal panel design).
В
ОБЩЕПОПУЛЯЦИОННОМ ДИЗАЙНЕ
на каждом этапе исследова- ния опрашивается вся генеральная совокупность. Поскольку в про- межутках между этапами исследования часть индивидов может умереть, а другая родиться, совокупности людей, принимающие
34
Это одно из используемых в научной литературе определений лонги- тюдного дизайна. Соответственно, можно встретить и другие его вариан- ты (например, как синоним панельного исследования).


72
Глава 6 участие в исследовании на разных этапах, могут быть неидентич- ными.
Остальные типы лонгитюдного дизайна предусматривают формирование выборочной совокупности на каждом этапе иссле- дования и различаются, главным образом, по степени, в которой эти выборки являются взаимопересекающимися.
В
ПОВТОРЯЮЩЕМСЯ
КРОСС
-
СЕКЦИОННОМ ДИЗАЙНЕ
исследователь обычно строит независимые вероятностные выборки на каждом этапе. Такие выборки не пересекаются вообще, то есть выборочная совокупность на каждом этапе включает новых участников иссле- дования. Если же пересечение и имеет место, то оно настолько не- значительно, что им можно пренебречь. Вместе с тем, как и при общепопуляционном дизайне, получаемая на каждом этапе инфор- мация является сопоставимой, поскольку все участники исследова- ния обладают ключевыми, с точки зрения изучаемого феномена, характеристиками.
В
ОЗОБНОВЛЯЮЩИЙСЯ ПАНЕЛЬНЫЙ ДИЗАЙН
заключается в том, что после первого этапа одна часть выборочной совокупности за- меняется новыми участниками, а вторая – остается прежней. Сле- довательно, выборки являются частично пересекающимися. Этот тип дизайна может решить проблемы «старения» панели и повто- ряемых измерений. Во-первых, сохранение части участников на протяжении нескольких этапов открывает возможность кратко- срочного измерения изменений на индивидуальном уровне, кратко- срочного анализа внутрикогортных эволюционных изменений и панельного анализа. Во-вторых, замена части выборки сопостави- мой совокупностью новых участников обеспечивает возможность анализа долгосрочных паттернов агрегированных изменений, схо- жего с анализом в общепопуляционном и повторяющемся кросс- секционном дизайне. В-третьих, если временной промежуток меж- ду причиной и следствием меньший, чем период, на протяжении которого участники исследования остаются в выборке, открывается возможность темпорального и каузального анализа. В-четвертых, сравнение данных, получаемых в результате повторных замеров, с данными, получаемыми от новых участников, позволяет понять, вносят ли повторные замеры смещение.
В
ЛОНГИТЮДНОМ ПАНЕЛЬНОМ ДИЗАЙНЕ
люди, отобранные на первом этапе, составляют выборочную совокупность на всех по-


Лонгитюдный исследовательский дизайн
73 следующих этапах исследования. В таком дизайне при переходе от одного этапа к другому часть данных может быть утеряна. Напри- мер, когда единицами наблюдения являются люди, это может быть связано со смертностью, отказами участвовать в исследовании, из- менением места жительства и прочим. Все перечисленное обуслов- ливает «старение» панели и имеет место, главным образом, в про- спективных панельных дизайнах. Несмотря на этот существенный недостаток, ряд ученых считают, что лишь этот тип дизайна позво- ляет анализировать изменения когнитивных и поведенческих ха- рактеристик на индивидуальном уровне.
Вместе с тем, как отмечает Руспини, рассмотренные типы ди- зайна имеют общее ограничение – данные, получаемые с их помо- щью, собираются в отдельные моменты времени (например, каж- дые шесть месяцев или ежегодно). В действительности же, эволю- ционный анализ многих социальных феноменов требует пролонгированного во времени изучения отдельных событий как для того, чтобы обеспечить изучение их последствий, так и для определения временных интервалов, которые могут иметь место между двумя событиями. Такая информация является ключевой при объяснении особенностей жизненного пути (life-course) и ме- ханизмов взаимосвязи событий и процессов.
Сбор соответствующей информации обеспечивает
ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА СОБЫТИЯ ДИЗАЙН
(event oriented design), предназначенный, в первую очередь, для получения исторических данных о событиях (event history data), собираемых ретроспективно и покрывающих весь жизненный путь индивида. При этом необхо- дима детальная информация о продолжительности событий, усло- виях их происхождения и перехода в другие состояния.
Принципиальным моментом такого дизайна является много- уровневый подход, затрагивающий как события индивидуальной жизни, так и связанные с ними события организационного и широ- кого структурного уровней.
Ключевая характеристика, объединяющая этот дизайн с предыдущими, заключается в стандартизации опросных методик, что открывает широкие возможности количественного анализа.
Несмотря на то, что все описанные выше разновидности лон- гитюдного дизайна применяются главным образом в рамках коли- чественной парадигмы, качественная также имеет свою давнюю

74
Глава 6 традицию использования лонгитюдного дизайна, связанную с
БИОГРАФИЧЕСКИМ АНАЛИЗОМ
. Последний может принимать множе- ство форм, связанных с применением нестандартизированных или полустандартизированных техник, позволяющих получать данные как непосредственно у респондента (личные интервью), так и опо- средованно (изучение автобиографий, дневников, писем и проче- го). Биографический анализ заключается в получении богатого де- тализированного описания жизни респондента, что позволяет рас- крыть субъективное измерение времени, особенности его личностного восприятия и интерпретации.
Здесь также следует упомянуть исторические социологические исследования – выявление паттернов социального взаимодействия, функционирования и развития на основании исторических данных можно отнести к особой форме лонгитюдного социологического исследования.
Рассмотренные типы лонгитюдного дизайна охватывают все уровни теоретической валидизации. На микроуровне применим биографический анализ, соблюдение ключевых принципов которо- го обеспечивает исследовательская стратегия «обоснованной тео- рии». Кроме того на этом уровне (измерение суборганизационных условий) возможно использование кейс-стади, основанного как на биографическом анализе, так и на лонгитюдном панельном ди- зайне. Для мезоуровня, также предполагающего использование кейс-стади, в большей или меньшей мере релевантны все типы лонгитюдного дизайна. То же самое справедливо и для макро- и мегауровня.