Файл: Учебное пособие для среднего профессионального образования одобрено методическим советом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 382

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

98
означает: «Дайте этой идее шанс, не убивайте ее слишком быстро, она может привести к полезным идеям».
7. Метод «Опросных листов». Такие листы могут служить в качестве указателей идей.
Они могут касаться конкретной области деятельности предприятия или быть общими, например: по маркетингу, дизайну, финансам и т.п. Широко используется так называемый опросный лист Осборна.
Основными его подзаголовками являются следующие:

использовать по другому назначению;

приспособить;

модифицировать;

уменьшить;

заменить;

реорганизовать;

комбинировать.
Менеджер должен знать, что опросные листы следует применять с осторожностью, так как они могут подавить творческие способности, ограничивая области опроса.
8. Метод «Дневных грез». Если длительная интенсивная работа по какой-либо проблеме не дает новаторского решения, то в такой ситуации полное расслабление и мечтания могут привести к творческому озарению.
9. Метод «Группового гения». Позволяет собрать в одной группе несколько лиц, которые обычно пользуются разными типами творческого мышления, образуя группу, способную сочетать разные методы.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение управленческому решению.
2. Назовите основные требования к процедуре принятия управленческих решений.
3. Перечислите основные подходы к процедуре принятия управленческих решений.
4. Основные правила принятия решений?
5. В каких случаях возникает необходимость принятия того или иного управленческого решения.
6. По каким признакам можно произвести классификацию управленческих решений?
7. Какие этапы выделяют в процессе принятия управленческих решений?
8. По каким критериям производится оценка решений?
9. Назовите способы принятия решений в зависимости от того, на что ориентировано лицо, принимающее решение?
Тестовые вопросы
Найдите в каждом тестовом вопросе правильные ответы.
1. Из предложенных требований к управленческим решениям выбрать их оптимальность:
1) четкость, лаконичность;
2) полномочность;
3) из нескольких вариантов должен быть выбран лучший;
4) своевременность.
2. Управленческое решение это:
1) фиксированный акт;
2) вариант решения определенной проблемы;
3) продукт умственного труда руководителя, который позволяет осуществлять управление;
4) все ответы верны.
3. По способу оформления различают управленческие решения:
1) письменные, устные;
2) общие;
3) частные;
4) эвристические.
4.
Разработка и формулирование миссии организации относится к следующему виду решения:
1) концептуальное;
2) исполнительское;
3) кадровое;
4) оперативное.
5. Установите соответствие между методом принятия решения и его характеристикой:


99 1) Единоначалие
2) Метод «Ринги»
3) Метод
«Мозгового штурма»
А) принятие решения путем опроса без созыва заседания;
Б) решение принимают менеджеры с авторитарным стилем управления;
В) имеется минимум информации о проблеме и установлены сжатые сроки для ее решения;
Г) применяется опрос, анкетирование и выбор эффективного решения;
Д) безоговорочная поддержка выдвигаемого решения.
6. Установите соответствие между методом принятия решения и его характеристикой:
1) Единогласие
2) Метод
«Дельфи»
3) Консенсус
А) принятие решения путем опроса без созыва заседания;
Б) решение принимают менеджеры с авторитарным стилем управления
В) имеется минимум информации о проблеме и установлены сжатые сроки для ее решения;
Г) безоговорочная поддержка выдвигаемого решения;
Д) согласование различных мнений, спорных вопросов в процессе выработки решения;
Е) применяется опрос, анкетирование и выбор эффективного решения.
7. Последовательность этапов принятия рациональных решений:
1) определение альтернатив;
2) формулировка критериев и ограничений;
3) диагностика проблемы;
4) выбор наилучшей альтернативы;
5) оценка альтернатив.
Задания
Задание № 1. Определите последовательность действий предпринимателя для открытия
(магазина «Продукты»; пиццерии «Пицца Пик»; гостиницы).
№ п/п
Действия
Последователь- ность
1.
Сбор и анализ информации
2.
Подбор команды единомышленников
3.
Прогнозные расчеты
4.
Постановка целей
5.
Принятие решения об открытии дела, подготовка документов
6.
Выбор сферы деятельности
7.
Определение путей финансирования, снабжения кадрового обеспечения
Дайте пояснения. Назовите коллективные методы принятия решений, раскройте сущность метода «Мозговая атака».
Задание № 2.
У руководителя торгово-производственного объединения в кабинете находится представитель завода, которому объединение поставляет ряд изделий и с которым сложились многолетние хорошие отношения. Он просит несколько изменить номенклатуру и сроки поставок, объясняет необходимость этого и передает соответствующее письмо. Не обладая достаточной информацией по существу вопроса, искренне желая помочь потребителю и в то же время не желая его безосновательно обнадеживать, директор оставляет письмо у себя, обещая разобраться и помочь.
Какие действия предпримет руководитель в процессе работы по данному вопросу?
Задание № 3.
На одном из предприятий оптовой торговли местного потребсоюза по итогам работы за год текучесть кадров увеличилась в 2 раза. На собрании трудового коллектива отмечалось, что на предприятии плохие условия труда, быта, погрузо-разгрузочные работы выполняются ручным способом, плохой микроклимат. Директор базы издал приказ, в котором за рост текучести кадров старшему инспектору по кадрам М.И. Петровой был объявлен выговор.
Проанализируйте действия директора: Правильно ли было принято решение?


100
Назовите причины роста текучести кадров. Какие мероприятия по закреплению работников предприятия Вы предложите? Распределите функции по выполнению намеченных мероприятий между директором и инспектором по кадрам.
Задание № 4.
Управляющий сетью гостиниц ознакомился с годовыми отчетами об их деятельности в истекшем году, которые показали, что две гостиницы имели примерно равные материальные возможности и объем дохода за анализируемый период, однако в одной из ниже издержки были в полтора раза выше, а рентабельность – ниже и прибыль соответственно на 30% меньше.
Возможно, новый главный менеджер этой гостиницы сумел сократить расходы. Что можно посоветовать управляющему другой гостиницы в этой ситуации? Какую информацию необходимо иметь, чтобы принять правильное решение?
Задание № 5.
В практической деятельности организаций и предприятий принимается множество разнообразных решений. Объясните, какие из предложенных ситуаций требуют индивидуального или группового метода принятия решений: а) строительство нового предприятия; б) предоставление работнику очередного отпуска; в) распределение прибыли по итогам года; г) назначение на должность менеджера; д) разработка бизнес-плана на планируемый год; е) выход на новые рынки; ж) направление сотрудника на курсы повышения квалификации; з) разработка стратегии развития предприятия.
Назовите преимущества и недостатки индивидуального и коллективного методов принятия решений.
Задание № 6.
Принятие решения (выявление оптимальной альтернативы).
1. Вы – менеджер франчайзинга (предприятия быстрого питания, реализующего гамбургеры) и собираетесь открыть 100 предприятий, работающих с раннего утра, чтобы обеспечить желающих завтраками. В качестве критериев достижения цели вы принимаете следующие:

если в течение испытательного срока (одна неделя) уровень сбыта будет менее 1 млн. руб., - отказ от проекта;

если в течение испытательного срока (одна неделя) уровень сбыта составит от 1,1 до
1,5 млн. руб. - продолжение работы и проведение исследования по увеличению уровня
сбыта;

если в течение испытательного срока (одна неделя) уровень сбыта составит более 1,5 млн. руб.- продолжение работы на постоянной основе.
В течение первой недели, уровень сбыта составил 1,2 млн. руб. Каковы ваши действия?
Задание №7.
Вы проверили четыре предприятия, расположенные в разных районах Чебоксары.
Реализация завтраков в трех из них составила в среднем 1,2 млн. руб., в четвертом – 0,8 млн. руб. Что вы будете делать? В качестве критериев достижения цели вы принимаете следующие:

если в течение испытательного срока (одна неделя) уровень сбыта будет менее 1 млн. руб., - отказ от проекта;

если в течение испытательного срока (одна неделя) уровень сбыта составит от 1,1 до
1,5 млн. руб. - продолжение работы и проведение исследования по увеличению уровня
сбыта;

если в течение испытательного срока (одна неделя) уровень сбыта составит более 1,5 млн. руб., - продолжение работы на постоянной основе.


101
Задание № 8.
Работники отдела сбыта и отдела рекламы не могут прийти к единому мнению по вопросу, требующему совместных усилий. Они приходят к руководителю и описывают ему сложившуюся ситуацию. Начинается длиннейшая дискуссия с убедительными аргументами с обеих сторон. Скоро все участники беседы понимают, что конечной ее целью является не выработка оптимального решения, а отстаивание собственной точки зрения.
Как в данной ситуации поступить руководителю, чтобы принять правильное решение?
Задание № 9.
Сформируйте группу из 5 человек. Используя метод «мозговой атаки», предложите идеи по созданию новых товаров домашнего обихода (область можно сузить — например, новая бытовая техника и т. п.). Цель — сгенерировать как можно больше идей. После 20- минутного обсуждения составьте список идей.
Проранжируйте идеи на основе таких критериев, как:
- сложность реализации идеи,
- возможные емкость рынка,
- конкуренты,
- длительность жизненного цикла товара,
- восприятие покупателем,
- прибыль и т. п.
Выберите 2—3 наиболее привлекательные идеи и продумайте последовательность действий по их реализации в конкретном товаре. Какие способы поиска идей о новых товарах помимо указанного вы знаете?
Задание № 10.
Используя маркетинговую систему поддержки принятия решений. Какие из приведенных утверждений отражают творческие решения, а какие – рутинные?
1. Перенести отделение банка из Чебоксарского района в Моргаушский.
2. Увеличить смету расходов на рекламу перед праздничными днями.
3. Провести тест-маркетинг товара в Чебоксарском районе или Моргаушском.
Задание №11.
В ходе маркетингового исследования мнения потребителей по определению цены на холодильники выявлены следующие ценовые предпочтения.
Уровень цен, дол. США
Потенциальный рынок потребителей, %
700 18,5 900 69,5 1100 76 1300 62,5 1500 29 1700 8,5 1900 0
Какую цену на холодильник, скорее всего, установит предприятие? Какие факторы будут влиять на принятие решения?
Задание № 12.Решить кейс.
АО «Марком» является рекламным агентством полного цикла и занимается всеми видами работ на рекламном рынке: от разработки концепции рекламной стратегии до осуществления проекта.
Основными структурными подразделениями агентства являются:

Отдел по связи с общественностью (занимается организацией презентаций, пресс- конференций, публикацией пресс-релизов, а также является постоянной пресс-службой для двух крупных клиентов);

Креативный отдел (занимается разработкой проектных предложений для клиентов, обращающихся в PR);


102

Промоушен – отдел (в его функции входит проведение рекламных акций в магазинах, ресторанах, клубах и других общественных местах);

Производственный отдел (производство рекламных плакатов, буклетов, листовок, папок, сувениров, изготовление формы для промоутеров и т.п., а также определение стоимости выполняемых работ);

Служба персонала, занимающаяся набором и тренингом персонала для проведения рекламных акций.
Примерно раз в две недели в рекламное агентство поступает новое задание от клиента.
Оно передается в креативный отдел, который должен разработать предложение в нескольких вариантах. Когда начальник креативного отдела получил очередное техническое задание, он по электронной почте разослал всем менеджерам сообщение о проведении совещания. На него также пригасили представителей PR и производственного отделов. Всего собралось человек десять. На специальной доске маркером начальник написал основные моменты поступившего от клиента задания и кратко рассказал, что подобное агентством уже делалось и какие были результаты. Затем каждый из присутствовавших мог высказать свои идеи и предложения в развитие этих идей, которые также фиксировались на доске. После этого представители производственного отдела анализируют, что из всего придуманного можно сделать (декорации, подарки, костюмы и т.п.). Таким образом, остаются 2-3 идеи, которые креативный отдел подробно описывает, а производственный отдел – просчитывает и определяет их стоимость. Затем начальник PR-отдела вместе с менеджером креативного отдела представляют клиенту разработанные проекты вместе с бюджетом каждого из них, и клиент принимает окончательное решение. После этого начинается работа непосредственно над проектом.
Вопросы:
1. Какой метод разработки решения использован в данной ситуации?
2. Какие признаки позволяют сделать такой вывод?
3. Насколько эффективно его применение в описанной ситуации?
4. Какие еще методы могли быть полезными в деятельности описанной организации?
Задание № 13. Решить кейс.
Сельскохозяйственный молочный кооператив Х
28 января 2016 г., среда, 19 часов. Действие происходит в кабинете Бернарда Се, генерального директора сельскохозяйственного молочного кооператива Х.
Для справки: кооператив объединяет 170 производителей, поставляющих ежегодно 38 млн.л молока. Из них 18 млн.л продается производственным предприятиям в виде молока и 20 млн.л идет на производство сыра «Мюнстер». В кооперативе работают 75 человек. Речь идет о местном сорте сыра, который высоко ценится любителями. Он поступает в продажу после созревания в течение трех
– пяти недель. Доля кооператива Х на рынке составляет 10%, занимает пятое место среди производителей французского «Мюнстера». Производимый им «Мюнстер», выпускаемый под товарным знаком «КлошедАльзас» («Альзаский колокол»), пользуется прекрасной репутацией качественного сыра (регулярно получает золотые медали на конкурсе сельскохозяйственных продуктов). Сыр производится на современном заводе с полным соблюдением действующих стандартов. Сыр проходит стадию созревания в специально оборудованных помещениях.
Сельскохозяйственный молочный кооператив Х имеет лицензию ISO 900.
Реализация продукции кооператива издавна идет по двум направлениям:

в сферу распределения (гипер- и супермаркеты);

в оптовую сеть для последующего снабжения розничной торговли.

кооператив дает мало рекламы по двум причинам:

во избежание споров с производителями, которые считают, что это «растранжиривание» денег;

во избежание вступления в «коммуникационную войну» с более сильными конкурентами.
Среди «крупных» производителей «Мюнстера» только сельскохозяйственный молочный кооператив Х специализируется на монопродукте. Его конкуренты занимаются и другими сырами, и поэтому их возможности в области коммуникации выше.