Файл: Учебное пособие для среднего профессионального образования одобрено методическим советом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 366

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

144
Г) высокая ориентация на эффективную работу;
Д) максимум внимания к людям, минимум к работе.
Задания
Задание № 1.
Изучите следующий список должностей: медсестра в больнице, ректор вуза, генеральный директор крупной фирмы, генеральный директор небольшой фирмы, специалист отдела кадров, профессор в вузе, оператор ПЭВМ в известной фирме, бухгалтер в поликлинике, региональный менеджер по продажам в крупной торговой фирме, научный работник в компании высоких технологий, секретарь-референт генерального директора в нефтегазовой компании, член Государственной Думы.
Ранжируйте должности от 1 до 15 с точки зрения степени «властности», какую они должны иметь в своих организациях («своих», а не по отношению к другим должностям).
Решите, какая из перечисленных должностей должна иметь наиболее «сильные» права на власть: власть вознаграждения; власть принуждения; власть лидера. Отберите наиболее
«властные» должности, указав источники власти и влияния.
Задание № 2.
«Расшифруйте» позы и жесты Вашего партнера. Дайте им подробную характеристику.
Позы и жесты Вашего партнера
Характеристика расстегнут пиджак; руки скрещены на груди, кулаки сжаты; сидит на краешке стула, склонившись вперед, голова слегка наклонена и опирается на руки; голова слегка наклонена набок; медленно снимает очки, тщательно протирает стекла; прикрывает рот рукой во время своего высказывания; прикрывает рот во время слушания; старается не смотреть на Вас.
Задание № 3.
Изучив характеристики стилей руководства в соответствии с различными теориями, заполните таблицу. Проанализируйте автократичный, демократический и либеральный стили и их разновидности.
Характеристика одномерных стилей управления
Критерии
Автократичный
(авторитарный)
Демократический
Либеральный
Способ принятия решений
Способ доведения решений до исполнителей
Распределение ответственности
Отношение к инициативе подчиненных
Принципы подбора кадров
Отношения к знаниям
Отношение к общению
Отношение к подчиненным
Отношение к дисциплине
Отношение к стимулированию
Задание № 4. Решите ситуации:
Ситуация № 1.
Коммерческий директор заметил, что специалисты отдела звонят домой детям, чтобы узнать, все ли у них в порядке. Чтобы сотрудницы не отвлекались в рабочее время от своих обязанностей, он распорядился убрать телефоны из отдела. Повысило ли это производительность труда? Почему? Как это повлияло на имидж старшего товароведа? Что включает в себя понятие «имидж»? Назовите основные составляющие имиджа руководителя.


145
Ситуация № 2.
Руководителем торгового отдела в течение многих лет работал В.П. Сидоров. За этот период в отделе сложился профессиональный коллектив. Знания, навыки и хорошие отношения в коллективе благоприятно сказывались на результатах работы. В.П. Сидров вышел на пенсию, а на его место назначили О.М. Петрову. Новый руководитель отдела решила сразу проявить себя, потребовала от каждого ежемесячно отчитываться о результатах работы, после чего давала конкретные указания. Однако ожидаемой отдачи не последовало. Задачи решались медленно, снизилась исполнительская дисциплина сотрудников, пропало ощущение единого и сильного коллектива. Повышение требовательности со стороны О.М. Петровой привело лишь к жалобам. С ней побеседовал председатель правления райпо и посоветовал подумать о способах улучшения работы в коллективе. О.М. Петрова разработала проект положения о дополнительном премировании специалистов, усилила меры наказания за недостатки в работе.
Назовите основные типы стилей руководителей и последствия действий О.М. Петровой для коллектива. Примите решение, направленное на стабилизацию работы торгового отдела.
Ситуация № 3.
Вы – начальник торгового отдела крупного предприятия, у Вас в подчинении находятся
20 служащих. Некоторые Ваши подчиненные постоянно обращаются к Вам за советом или рекомендациями по вопросам, которые должны решать самостоятельно, и тем самым отвлекают Вас от неотложных и более важных дел. Как Вы поступите, если в сложившейся ситуации есть и Ваша вина, как руководителя отдела?
Ситуация № 4.
Два руководителя разговорились о том, как они дают указания своим подчиненным.
Первый сказал: «Главное – это то, что сказано, а не как сказано. У меня нет времени, чтобы подбирать для каждого форму обращения». Второй сказал: «Может быть, у тебя работники не обидчивые. А мне постоянно приходится задумываться, как и с кем лучше говорить».
Какой из руководителей прав? Играет ли роль форма указания для подчиненного?
Начертите решетку менеджмента, назовите основные позиции руководителей в ней.
Определите позиции руководителей из ситуации в решетке менеджмента.
Ситуация № 5.
Описание поведения человека, который в определенных ситуациях проявляет лидерские качества.
Признано, что в идеале менеджер должен обладать следующими качествами:
- глубокое знание всего того, что связано с рыночной экономикой;
- приоритет общественных интересов, то есть готовность отказаться от личных выгод;
- желание руководствоваться принципами социальной справедливости;
- умение принимать на себя ответственность;
- деловитость (умение не делать бесполезных дел);
- стремление преодолевать препятствия, трудности;
- психологическое образование.
Оцените этот комплекс качеств. Какие дополнительные качества необходимы менеджеру в современном российском бизнесе?
Задание № 5.
Определение параметров стиля руководства с использованием «Решетки менеджмента»
Блейка – Моутона.

Исходя из ваших предпочтений, выскажите мнение о том, как бы вы поступили в каждой из описанных ситуаций, приведенных в таблице. Отметьте выбранный вариант ответа крестиком.
№ п/п
Ситуации всегда часто иногда редко никогда
Обработка результатов
1.
Я действую как представитель коллектива
2.
Я предоставляю членам коллектива


146 свободу в выполнении работы
3.
Я поощряю применение унифицированных приемов
4.
Я разрешаю подчиненным решать задачи по их усмотрению
5.
Я побуждаю членов коллектива к большому напряжению в работе
6.
Я предоставляю подчиненным возможность выполнять работу так, как они считают целесообразным
7.
Я поддерживаю высокий темп работы
8.
Я направляю помыслы людей на выполнение производственных задач
9.
Я лично разрешаю конфликты в коллективе
10
*
Я неохотно предоставляю свободу действий
11
*
Я сам решаю, что и как должно быть сделано
12
Я уделяю внимание производственным показателям
13
Я распределяю поручения исходя из производственной целесообразности
14.
Я способствую нововведениям в коллективе
15.
Я тщательно планирую работу коллектива
16.
Я не объясняю подчиненным свои решения
17
*
Я стараюсь убедить подчиненных в полезности моих действий
18
Я предоставляю возможность устанавливать свой режим работы

В столбце «Обработка результатов» в строках, соответствующих ситуациям, которые отмечены знаком (
*
), поставить единицы там, где есть ответы «редко» или «никогда».

В графе «обработка результатов» в строках, соответствующих ситуациям, которые не отмечены знаком (
*
), поставить единицы там, где есть ответы «всегда» или «часто».

Если ситуации 2,4-6,8,10,14,16,18 отмечены единицами, обвести эти единицы кружками, просуммировать, сумму отложить на вертикальной оси «Заинтересованность в отношениях» на
«Решетке менеджмента».

Просуммировать остальные единицы, сумму отложить на горизонтальной оси
«Заинтересованность в выполнении задания» на «Решетке менеджмента».

Полученную при пересечении точку поставить на рисунке.

Сравните полученное значение с классической решеткой Блейка-Моутона (рис.13.3.).
Рис.13.3. «Управленческая решетка» стилей лидерского поведения (по Блейку и Моутону)

147
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18

Раздел 14. САМОМЕНЕДЖМЕНТ
14.1. САМО МЕНЕ ДЖ ЕНТ: ПОНЯТ И Е, ЗН АЧЕН ИЕ, П РОЦЕСС
Самоменеджмент — это организация руководителем своей собственной деятельности, процесс самоменеджмента предполагает четкое планирование своего рабочего и
свободного времени.
Основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (самоопределять- ся) и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так в личной жизни.
Самоменеджмент — это целенаправленное и последовательное использование практических методов менеджмента в повседневной деятельности для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время.
Его часто представляют в виде модели из семи требований к качествам менеджеров:

способность формулировать и реализовывать жизненные цели;

личная организованность;

самодисциплина;

знание техники личной работы;

способность делать себя здоровым;

эмоционально-волевой потенциал;

самоконтроль.
Значение самоменеджмента состоит в следующем:

выполнение работы с меньшими затратами времени, лучшая организация труда;

меньше спешки и стрессов;

больше удовлетворения от работы;

активная мотивация труда;

рост квалификации;

снижение загруженности работой;

сокращение ошибок при выполнении своих функций;

достижение профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем.
Процесс самоменеджмента в аспекте последовательности выполнения конкретных функций может охватывать шесть фаз:
1) постановка цели — анализ и формирование личных целей;
2) планирование — разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности;
3) принятие решений по конкретных делам;
4) организация и реализация — составление распорядка дня и организация личного трудового процесса с целью реализации поставленных задач;
5) контроль — самоконтроль и контроль итогов (в случае необходимости — корректировка целей);
6) информация и коммуникации — фаза, свойственная в определенной степени всем функциям, так как и коммуникации, и обмен информацией необходимы на всех фазах самоменеджмента.

Отдельные функции не обязательно строго следуют одна за другой, а могут переплетаться.
14.2. ПЛ АНИ РОВ АНИЕ РАБОТЫ МЕ НЕДЖ ЕРА
Планирование работы менеджера–это определение видов, объемов работ и их распределение во времени. Планирование включает:

составление перечня работ;

определение объема работ и распределение их по значимости на особо важные, средней важности и менее важные;

составление рабочего плана по особо важным работам.

148
В самомененджмент включаются и методы, позволяющие более рационально, с точки зрения общего расхода времени, организовать рабочий день. Ниже приводятся рекомендации Л. Зайверта:
1. Правила начала дня:
1) Начинайте день с хорошим настроением. Для этого каждое утро задавайте себе следующие вопросы:

Что я должен сделать, чтобы получить от этого дня как можно больше радости?

Как этот день может приблизить меня к моим целям?

Какие возможны проблемы и как их преодолеть?

Что я могу сегодня сделать в качестве компенсации сидячей работы для своего здоровья (например, сделать пробежку и т.п.)
2) Хорошо позавтракайте и без спешки отправляйтесь на работу (ранний подъем и ранний отход ко сну помогают достичь этой цели).
3) Начинайте работу по возможности в одно и то же время.
4) Перепроверяйте план дня. Пересмотрите свой составленный накануне вечером план, оценивая степень важности и срочности задач и целей дня, и внесите необходимые изменения. Сформулируйте реалистичный план на весь день.
5) Утром занимайтесь сложными и важными делами. Когда выполните основную задачу дня, переходите к следующей по важности задаче. Если вы начнете с самых сложных и важных задач и будете последовательно придерживаться этого порядка, есть гарантия, что в конце дня самые важные дела будут сделаны или хотя бы начаты.
6) Приступайте к работе сразу. Перенесите приветствия, обсуждение новостей, телевизионных программ и т.д. на менее напряженное время, например послеобеденное.
2. Правила основной части дня:
1) Избегайте действий, приводящих к дополнительным работам. Перепроверяйте все свои акции (согласование сроков, телефонные разговоры, письма и т.п.) с точки зрения их необходимости и опасности ответной реакции, т.е. дополнительной работы.
2) Отклоняйте дополнительно возникающие «неотложные» проблемы.
3) Избегайте незапланированных импульсивных действий.
4) Своевременно делайте паузы, соблюдайте размеренный темп работы.
5) Небольшие однородные задачи выполняйте сериями. Объединяйте однородные задачи в рабочие блоки (телефонные звонки, краткие совещания и т.п.).длительность одного блока не должна превышать 30 мин.
6) Используйте временные промежутки
7) Работайте антициклично, т.е.:

В течение более спокойного дообеденного периода старайтесь решать самые
важные из запланированных задач;

«беспокойный» период используйте как запланированное «про запас» время
(вспомните о резерве 40 %).
8) Выполняйте сложные задачи по возможности до полудня, пока не наступил пик активности у других сотрудников.
9) Выкраивайте свободный час. Ежедневно резервируйте один закрытый час, в течение которого вам никто не будет мешать. Используйте это время для важных, но не срочных дел, носящих долговременный характер, например, для повышения своей квалификации, проработки перспективных проектов и т.д.
3. Правила завершения рабочего дня:
1) Завершайте несделанное. Все небольшие начатые дела, такие как просмотр корреспонденции, написание писем, старайтесь завершать к концу дня. Отсрочка приведет к дополнительным затратам труда и накоплению дел.
2) Спланируйте следующий день. Разработайте план на следующий день с установлением целей, приоритетов, делегированием и т.п.