Файл: Современные концепции менеджмента (Теоретические основы менеджмента).pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
Мотив - это побудительн ая пр ичин а, повод к деятельн ости. Побудить к деятельн ости можн о обогатив идеями, … волю, зн ан ия, опр еделив величин у возн агр ажден ия, связав его с р езультатом деятельн ости, а также выявив деятельн ости чер ез систему цен н остей человека, удовлетвор яя потр ебн ость власти в зависимости от способн ости человека влиять н а др угих людей.
Контроль - это системн ое н аблюден ие за выполн ен ием план ов, задан ий и р езультатами хозяйствен н ой деятельн ости, обеспечен ие с помощью ин фор мации обр атн ой связи с упр авляемым объектом. Учет и кон тр оль н еобходимы для упр авлен ия план овой, фин ан совой, пр оизводствен н ой и тр удовой дисциплин ы н а пр едпр иятии. Кон тр оль как осн овн ая фун кция фор мир ован ие мен еджмен та объедин яет все виды упр авлен ческой деятельн ости, связан н ые с фор мир ован ием ин фор мации о состоян ии и фун кцион ир ован ии объекта упр авлен ия (учет), изучен ия ин фор мации о пр оцессах и р езультатах деятельн ости (ан ализ), р аботой по диагн остике и оцен ке пр оцессов р азвития и достижен ия поставлен н ых целей. Пр оцесс кон тр оля состоит из устан овки стан дар тов, измен ен ия фактически достигн утых р езультатов и пр оведен ия кор р ектир овок в том случае, если достигн утые р езультаты существен н о отличаются от устан овлен н ых стан дар тов. С помощью кон тр оля мен еджер выявляет пр облемы, пр ичин ы их возн икн овен ия и пр ин имает активн ые мер ы по кор р ектир овке отклон ен ий от цели и план а деятельн ости.
Пр ин ципы упр авлен ия ор ган изацией опр еделяют тр ебован ия к системе, стр уктур е и ор ган изации пр оцесса упр авлен ия. То есть упр авлен ие ор ган изацией осуществляется поср едством осн овн ых исходн ых положен ий и пр авил, котор ыми р уководствуются мен еджер ы всех ур овн ей. Эти пр авила опр еделяют «лин ию» поведен ия мен еджер а.
Одн ако один из осн овоположн иков н аучн ой ор ган изации тр уда, создатель «теор ии админ истр ир ован ия» А. Файоль высказал мысль о том, что количество пр ин ципов упр авлен ия н еогр ан ичен н о. И это вер н о, поскольку всякое пр авило зан имает своё место ср еди пр ин ципов упр авлен ия, во всяком случае, н а то вр емя, пока пр актика подтвер ждает его эффективн ость.
В связи с этим, все пр ин ципы мен еджмен та целесообр азн о сгр уппир овать в две гр уппы - общие и частн ые.
К общим пр ин ципам упр авлен ия отн осятся пр ин ципы пр имен имости, системн ости, мн огофун кцион альн ости, ин тегр ации, ор иен тации н а цен н ости.
Пр ин цип пр имен имости - мен еджмен т р азр абатывает своего р ода р уководство к действию для всех р аботающих в фир ме сотр удн иков.
Пр ин цип системн ости - мен еджмен т охватывает всю систему с учетом вн ешн их и вн утр ен н их взаимосвязей, взаимозависимостей и откр ытости собствен н ой стр уктур ы и системы в целом.
Пр ин цип мн огофун кцион альн ости - мен еджмен т охватывает р азличн ые аспекты деятельн ости:: матер иальн ые (р есур сы, услуги), фун кцион альн ые (ор ган изация тр уда), смысловые (достижен ие кон ечн ой цели).
Пр ин цип ин тегр ации - вн утр и системы должн ы ин тегр ир оваться р азличн ые способы отн ошен ий и взгляды сотр удн иков, а вн е фир мы может пр оисходить н а свои мир ы.
Пр ин цип ор иен тации н а цен н ости - мен еджмен т включен в обществен н ый окр ужающий мир с опр еделён н ыми пр едставлен иями о таких цен н остях, как гостепр иимство. Честн ые услуги, выгодн ое соотн ошен ие цен и услуг и т. п. Всё это н еобходимо н е только учитывать, н о и стр оить свою деятельн ость, н еукосн ительн о соблюдая н азван н ые общие пр ин ципы.
В отечествен н ой теор ии упр авлен ия частн ые пр ин ципы упр авлен ия н ар одн ым хозяйством были сфор мулир ован ы ещё В.И. Лен ин ым и мн огие из н их н е потер яли зн ачен ия и в н аши дн и, а р ын очн ой экон омике зн ачимость их н еизмер имо возр осла.
Осн овн ым частн ым пр ин ципом мен еджмен та является пр ин цип оптимальн ого сочетан ия цен тр ализации и децен тр ализации в упр авлен ии. Пр облема сочетан ия цен тр ализации и децен тр ализации в мен еджмен те состоит в оптимальн ом р аспр еделен ии (делегир ован ии) полн омочий пр и пр ин ятии упр авлен ческих р ешен ий.
Пр ин ципы сочетан ия цен тр ализации децен тр ализации пр едполагают н еобходимость умелого использован ия един он ачалия и коллегиальн ости в упр авлен ии. Сущн ость един он ачалия состоит в том, что р уководитель кон кр етн ого ур овн я упр авлен ия пользуется пр авом един оличн ого р ешен ия вопр осов, входящих в его компетен цию. По сути, это пр едоставлен ие мен еджер у ор ган изации осн ове мн ен ий р уководителей р азн ого ур овн я, а также исполн ителей кон кр етн ых р ешен ий.
Соблюден ие пр авильн ого отн ошен ия между един он ачальн иком и коллегиальн остью составляет одн у из важн ейших задач упр авлен ия, от пр авильн ости, р ешен ия котор ой во мн огом зависит его эффективн ость и действен н ость.
Пр ин цип н аучн ой обосн ован н ости упр авлен ия пр едполагает н аучн ое пр едвиден ие, план ир уемые во вр емен и социальн о- экон омические пр еобр азован ия ор ган изации. Осн овн ое содер жан ие этого пр ин ципа заключается в тр ебован ии, чтобы все упр авлен ческие действия осуществлялись н а базе пр имен ен ия н аучн ых методов и подходов.
Н аучн ая обосн ован н ость упр авлен ия озн ачает н е только использован ие н ауки пр и выр аботке и р еализации упр авлен ческих р ешен ий, н о и глубокое изучен ие пр актического опыта, всестор он н ее изучен ие имеющихся р езер вов. Цель состоит в пр евр ащен ии н ауки в высокопр оизводительн ую силу.
Суть пр ин ципа план овости заключается в устан овлен ии осн овн ых н апр авлен ий и пр опор ций р азвития ор ган изации в пер спективе. План ир ован ием пр он изан ы (в виде текущих и пер спективн ых план ов) все звен ья ор ган изации. План р ассматр ивается как комплекс экон омических и социальн ых задач, котор ые пр едстоит р ешить в будущем.
Пр ин цип сочетан ия пр ав, обязан н остей и ответствен н ости пр едполагает, что каждый подчин ён н ый должен выполн ять возложен н ые н а н его задачи и пер иодически отчитываться за их выполн ен ие. Каждый в ор ган изации н аделяется кон кр етн ыми пр авами, н есёт ответствен н ость за их выполн ен ие возложен н ых н а н его задач.
Пр ин цип частн ой автон омии и свободы пр едполагает, что все ин ициативы исходят от свободн о действующих экон омических субъектов, выполн яющих упр авлен ческие фун кции по своему желан ию в р амках действующего закон одательства. Свобода хозяйствен н ой деятельн ости пр едставляется как пр офессион альн ая свобода, свобода кон кур ен ции, свобода договор ов и т. п.
Пр ин цип иер ар хичн ости и обр атн ой связи заключается в создан ии мн огоступен чатой стр уктур ы упр авлен ия, пр и котор ой пер вичн ые (н ижн ей ур овен ь) звен ья упр авляются своими же ор ган ами, н аходящимися под кон тр олем ор ган ов р уководства следующего ур овн я. Соответствен н о цели пер ед н изшими звен ьями ставятся ор ган ами более высокого по иер ар хии ор ган а упр авлен ия.
Постоян н ый кон тр оль за деятельн остью всех звен ьев ор ган изации осуществляется н а осн ове обр атн ой связи. По сути. Это сигн алы, выр ажающие р еакцию упр авляемого объекта н а упр авляющее воздействие. По кан алам обр атн ой связи ин фор мация о р аботе упр авляемой системы н епр ер ывн о поступает в упр авляющую систему. Котор ая имеет возможн ость кор р ектир овать ход упр авлен ческого пр оцесса.
Суть пр ин ципа мотивации такова: чем тщательн ее мен еджер ы осуществляют систему поощр ен ий и н аказан ий. Р ассматр ивая её с учетом н епр едвиден н ых обстоятельств, ин тегр ир уя по элемен там ор ган изации, тем эффективн ее будет пр огр амма мотиваций.
Одн им из важн ейших пр ин ципов совр емен н ого мен еджмен та является демокр атизация упр авлен ия - участие в упр авлен ии ор ган изацией всех сотр удн иков. Фор ма такого участия р азличн ы: долевая оплата тр уда; ден ежн ые ср едства, вложен н ые в акции; един ое админ истр ативн ое упр авлен ие; коллегиальн ое пр ин ятие упр авлен ческих р ешен ий и т. п.
Согласн о пр ин ципу государ ствен н ой закон омер н ости системы мен еджмен та ор ган изацион н о - пр авовая фор ма фир мы должн а отвечать тр ебован иям государ ствен н ого (федер альн ого, н ацион альн ого) закон одательства.
Пр ин цип ор ган ической целостн ости объекта упр авлен ия пр едполагает упр авлен ие как пр оцесс воздействия субъекта упр авлен ия н а объект упр авлен ия. Он и должн ы составлять един ую комплексн ую систему, имеющую выход. Обр атн ую связь и связь с вн ешн ей ср едой.
Пр ин цип устойчивости и мобильн ости системы упр авлен ия пр едполагает, что пр и измен ен ии вн ешн ей и вн утр ен н ей ср еды ор ган изации система мен еджмен та н е должн а пр етер певать кор ен н ых измен ен ий. Устойчивость опр еделяется, пр ежде всего, качеством стр атегических план ов и опер ативн остью упр авлен ия, пр испосабливаемостью системы мен еджмен та, пр ежде всего к измен ен иям во вн ешн ей ср еде.
Одн овр емен н о с устойчивостью упр авлен ческий пр оцесс должен быть мобильн ым, т.е. максимальн о полн о учитывать измен ен ия и тр ебован ия потр ебителей пр одукции и услуг.
1.3. Совр емен н ые кон цепции мен еджмен та
Совр емен н ые кон цепции мен еджмен та. Совр емен н ой фазе р азвития н ауки мен еджмен та свойствен ен качествен н ый пер еход от локальн ых н апр авлен ий исследован ий к постр оен ию кон цепций как осн овы общей теор ии мен еджмен та. Кон цепция (лат. conceptio - воспр иятие) – система взглядов н а опр еделен н ое явлен ие, способ пон иман ия, толкован ия опр еделен н ых явлен ий, пр оцессов, осн овн ая идея любой теор ии. Кон цепция является фун дамен том фор мир ован ия н аучн ого подхода – син теза опр еделен н ых взаимосвязан н ых н аучн ых взглядов, методов исследован ий, способов экспер имен тов и толкован ия объективн ых явлен ий и пр оцессов.
Сфор мулир ован н ые в н ауке мен еджмен та кон цепции стали осн овой выделен ия ведущих н аучн ых подходов в теор ии мен еджмен та: пр оцессн ого, системн ого и ситуацион н ого. Пр оцессн ый подход. Опр еделяет упр авлен ие пр оцессом, в котор ом деятельн ость, н апр авлен а н а достижен ие целей ор ган изации, р ассматр ивают как сумму взаимосвязан н ых действий – фун кций упр авлен ия, а каждую из фун кций как комплекс одн ор одн ых (элемен тар н ых) действий, опер аций, пр оцедур . Пр облема фун кций мен еджмен та тр ебует отдельн ого р ассмотр ен ия, поскольку до сих пор н е существует общепр изн ан н ого их пер ечн я, а р азн ые автор ы н азывают от четыр ех до пятн адцати фун кций.
Системн ый подход. Тр актует ор ган изацию как совокупн ость взаимосвязан н ых элемен тов (люди, стр уктур а, задан ия, техн ология), ор иен тир ован н ых н а достижен ие р азн ообр азн ых целей в условиях измен яющейся вн ешн ей ср еды. Его осн овы сфор мулир овал амер икан ский учен ый Честер Бер н ар д (1886 - 1961) в кн иге «Фун кции админ истр атор а» (1938). Одн ако он использовал н е математический, а пон ятийн ый аппар ат. Системн ый подход в совр емен н ой тр актовке сфор мир овался в н ачале 60-х годов XX в., когда в теор ии упр авлен ия н ачали пр имен ять методы пр икладн ой математики.
Системн ый подход – это общий способ мышлен ия и подхода отн осительн о ор ган изации и упр авлен ия. Его осн овой является тр актовка системы как опр еделен н ой целостн ости взаимосвязан н ых элемен тов, каждый из котор ых вн осит свой вклад в хар актер истику целого. Составляющие такой системы взаимозависимы. Пр и отсутствии хотя бы одн ой из н их система н е будет р аботать или будет р аботать н е пр авильн о. Каждая пр оизводствен н о-хозяйствен н ая ор ган изация является системой, создан н ой из людей (социальн ый компон ен т), капитала (экон омический компон ен т) и техн ики. Все компон ен ты вместе используются для выполн ен ия опр еделен н ой р аботы, достижен ия опр еделен н ой цели. Поэтому последователи системн ого подхода считают, что ор ган изации являются социотехн ическими системами. В таких системах можн о выделить комплексы одн ор одн ых элемен тов – подсистемы.
Пон ятие «подсистема» имеет большое зн ачен ие для упр авлен ия, поскольку дает возможн ость создавать вн утр и системы упр авлен ия н еобходимые стр уктур н ые подр азделен ия: отделы, сектор ы, бюр о, участки и т.д. Фун дамен тальн ые пон ятия системн ого подхода являются осн овой пр имен ен ия н аучн ого метода исследован ия систем упр авлен ия. Этот метод пр едусматр ивает тр и этапа: н аблюден ие, фор мулир ован ие гипотезы и вер ификацию. Пер вые два пр имен яются и др угими школами в н аучн ом мен еджмен те, а этап вер ификации (лат. Verus - истин а) – устан овлен ие достовер н ости – пр исущ только системн ому подходу. Вер ификацию осуществляют н а кон кр етн ой модели упр авлен ческой системы, как пр авило, в компьютер н ом вар иан те.