Файл: Современные концепции менеджмента (Теоретические основы менеджмента).pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
Уже с сер един ы 80-х годов ср еди самых р азн ообр азн ых кур сов, пр едлагаемых слушателям системы бизн ес-обр азован ия — как слушателям р азн ообр азн ых магистер ских пр огр амм, зачастую пр ишедшим ср азу со студен ческой скамьи, так и вполн е сложившимся р уководителям кр упн ых пр едпр иятий и ор ган изаций, уже достигшим пр офессион альн ого успеха, пр актически всегда пр исутствует р аздел, посвящен н ый стр атегическому упр авлен ию. Есть он и в пр огр аммах школ бизн еса США, и в пр огр аммах цен тр ов подготовки мен еджер ов в Евр опе, а н ачин ая со втор ой тр ети 90-х годов без кур са по стр атегическому упр авлен ию н евозможн о пр едставить себе н и одн у сколь-н ибудь сер ьезн ую пр огр амму и в Р оссии. Ин огда это кур с пр одолжительн остью 64 академических часа, как, н апр имер , в Государ ствен н ом ун ивер ситете упр авлен ия, ин огда - лишь «Введен ие в стр атегический мен еджмен т». Н о в большин стве своем р азделы, посвящен н ые стр атегическому упр авлен ию, в р оссийских школах бизн еса пока фор мир уются за счет пр ямого пер ен оса соответствующих частей кур сов из пр огр амм западн ых, большей частью амер икан ских, школ бизн еса. Пр и этом кр айн е р едко учитываются специфика аудитор ии, техн ология обучен ия, н аличие пр одуман н ого н абор а кон кр етн ых ситуаций и, н акон ец, доступн ость добр отн ых учебн иков по стр атегическому мен еджмен ту.
Одн ако потр ебн ость в сер ьезн ом совр емен н ом учебн ике по стр атегии упр авлен ия сейчас, когда более ста ун ивер ситетов, школ бизн еса и цен тр ов подготовки кадр ов во всех без исключен ия р егион ах стр ан ы пр иступили к р егуляр н ой пер еподготовке р оссийских р уководителей, ин ициир ован н ой указом «О подготовке упр авлен ческих кадр ов для ор ган изаций н ар одн ого хозяйства Р оссийской Федер ации», особен н о велика.
Спецификой р оссийской аудитор ии, изучающей стр атегическое упр авлен ие, был и в большин стве случаев остается н едостаток опыта, а соответствен н о и н авыков упр авлен ия в условиях р еальн о действующих р ын очн ых отн ошен ий. Следствием этого является, с одн ой стор он ы, н епон иман ие важн ости философии бизн еса для успеха деятельн ости компан ии, а с др угой - пр едставлен ие о том, что условия, в котор ые поставлен ы р оссийские фир мы, являются чем-то исключительн ым, н е имеющим ан алогов в мир е.
И это совер шен н о естествен н о. Во-пер вых, слишком мало вр емен и пр ошло с тех пор , как в Р оссии н ачались р ын очн ые пр еобр азован ия. Во-втор ых, ср еда, в котор ой сейчас р аботают р оссийские компан ии, н есколько отличается от той, в котор ой р аботают их западн ые коллеги. Подр обн ое и убедительн ое доказательство этому пр иведен о в докладе компан ии McKinsey «Экон омика Р оссии: р ост возможен . Исследован ие пр оизводительн ости ключевых отр аслей». Ситуация, когда пон ятие -кон кур ен т» тождествен н о пон ятию «вр аг», когда н аиболее эффективн ые в экон омическом смысле компан ии р аботают себе в убыток, а мен ее пр оизводительн ые пр оцветают, объясн яется пор ой только тем, что «ср еда обитан ия» каждой из н их сугубо ин дивидуальн а и зависит пр ежде всего от умелого «позицион ир ован ия» компан ии по отн ошен ию к властям, и только с очен ь большими допущен иями может быть н азван а р ын очн ой. В этих условиях увидеть и пон ять н еобходимость выр аботки собствен н ой стр атегии бизн еса могут весьма н емн огие р уководители р оссийских компан ий. О какой стр атегии можн о говор ить, когда зачастую мы н е зн аем н е только того, что будет завтр а, н о и того, что было вчер а, когда закон ы р аспор яжен ия имеют обр атн ую силу, а условия, пр и котор ых пр ин имаются р ешен ия, окон чательн о фор мулир уются уже после того, как эти р ешен ия пр ин яты? Одн ако опыт мн огих и мн огих компан ий в Р оссии показывает, что и в этих условиях можн о и н ужн о пр авильн о выстр аивать свою стр атегию, ан ализир овать р ын ок и пр огн озир овать шаги кон кур ен тов. Н о сделать это можн о, только свободн о ин стр умен тами стр атегического упр авлен ия.
Р аботая в совр емен н ом мир е бизн еса, часто пр иходится сталкиваться с н епон иман ием пр актического зн ачен ия ответа н а вопр ос: «Чем имен н о зан имается компан ия и в какой сфер е бизн еса?». «Какая р азн ица? Н аша задача - эффективн о использовать имеющиеся р есур сы, повышать объемы пр одаж, сн ижать издер жки, а задумываться н ад тем, кто мы такие, пока н е вр емя» - вот пр ивычн ый ответ обычн ого р оссийского мен еджер а н а пер вый ключевой вопр ос, с котор ого и н ачин ается выр аботка стр атегии.
Р езультаты ан кетир ован ия участн иков пр огр аммы ТАСИС «Повышен ие эффективн ости пр оизводства», обучен ие в р амках котор ой пр оходило с 1995 по 1999 г., говор ят о том, что зн ачен ие западн ого опыта для р оссийской пр актики четкого фор мулир ован ия философии и миссии компан ии совр емен н ыми р оссийскими р уководителями оцен ивается весьма сдер жан н о, уступая зн ачимости опыта в таких более пр агматичн ых областях, как мар кетин г, фин ан сы и т.д. А в р езультате возн икают н еизбежн ая кон цен тр ация н а повседн евн ых деталях, котор ые пр осты и пон ятн ы, и хр он ический уход от р ешен ия пер спективн ых вопр осов жизн и компан ии.
Н е мен ее сер ьезн ым н едостатком мн огих отечествен н ых мен еджер ов является и отсутствие н авыков системн ого ан ализа и мн оговар иан тн ой р азр аботки путей р азвития пр едпр иятия. Как собствен н ый опыт пр еподаван ия, так и ан ализ выпускн ых р абот пр огр аммы «Повышен ие эффективн ости пр оизводства» свидетельствуют о том, что мн огие р уководители-пр актики испытывают сер ьезн ые затр удн ен ия с пр актическим пр имен ен ием даже такого отн осительн о пр остого ин стр умен та ан ализа, как SWOT-ан ализ, н е говор я уже о пон иман ии и опер ир ован ии совр емен н ыми ин стр умен тами стр атегического упр авлен ия. Н а пер вый взгляд это стр ан н о. Подобн ые вещи достаточн о подр обн о описан ы пр актически во всех учебн иках по стр атегическому упр авлен ию. Это и пер еводн ые кн иги Пор тер а, Томпсон а и Стрикленда, издан н ые в 1998 г., и отечествен н ые — О. Виханского и Б. Гуркова, а также один из н овых и очен ь ин тер есн ых матер иалов (учебн ый модуль под р едакцией С.Попова), котор ый был выпущен в р амках модульн ой пр огр аммы из 17 модулей для мен еджер ов «Упр авлен ие р азвитием ор ган изации», создан н ой в р амках одн ого из пр оектов Н ацион альн ого фон да подготовки кадр ов. Действительн о, в н астоящее вр емя литер атур а по стр атегическому упр авлен ию пер естала быть р едкостью. Р едкость, как и во мн огих др угих областях, — хор ошая кн ига, котор ая н аписан а пон ятн ым языком; кн ига, котор ую можн о откр ыть тогда, когда думаешь н ад р ешен ием совер шен н о кон кр етн ой задачи: кн ига, котор ую н е стыдн о пор екомен довать своим студен там и слушателям. Посмотр им н а последн ее, девятое издан ие кн иги А.А.Томпсон а и А.Дж.Стр иклен да «Стр атегический мен еджмен т» имен н о под этим углом зр ен ия.
Как и любой учебн ик в этой области, кн ига, естествен н о, н ачин ается с классического ан ализа отр асли и кон кур ен тов по М. Пор тер у и опр еделен ия базовых пон ятий в области стр атегического упр авлен ия. Это и р азличн ые виды стр атегий для пер евода компан ии «из точки А в точку Б», и типология фактор ов успеха, и матр ица для пр актического ан ализа - то есть все то, что обязательн о должн о содер жаться и содер жится в хор ошем учебн ике по стр атегическому упр авлен ию. Хоть автор ам и удалось даже этот достаточн о известн ый матер иал подать живо и яр ко, с существен н о большим ин тер есом кн игу н ачин аешь читать, когда дело доходит до ан ализа пяти базовых стр атегий поведен ия н а р ын ках. Это пр оисходит из-за того, что пр ямые ан алогии с ситуацией в Р оссии пр иходят в голову ср азу же, как только н ачин аешь читать пятую главу учебн ика.
Есть ли шан сы н а успех у малой компан ии, у котор ой н ет н и ден ег, н и своей устойчивой гр уппы клиен тов, н о зато вдоволь сильн ых, кр упн ых и богатых кон кур ен тов, в том числе н е только отечествен н ых? Автор ы дают вполн е утвер дительн ый ответ н а этот вопр ос. Он и подр обн о р азбир ают, за счет чего малая компан ия может существовать и успешн о р аботать н а р ын ке. В условиях, когда большин ство н овых р оссийских компан ий н е обладают и малой долей р есур сов, доступн ых их пр ишедшим из-за р убежа кон кур ен там, стр атегия «пар тизан ской войн ы», описан н ая в учебн ике и пр оиллюстр ир ован н ая н а н ескольких пр имер ах, н авер н яка пр ивлечет вн иман ие р уководителей р оссийских компан ий. «Опр едели, кто обделен вн иман ием лидер ов р ын ка, кого он и считают н е очен ь для себя важн ым, и н ачн и с н их. Пр оводи яр кие, н е частые мар кетин говые компан ии, сбивая кон кур ен та с толку». Эти, как и мн огие др угие советы автор ов, н авер н яка заин тер есуют р оссийского читателя.
Н е мен ьший ин тер ес пр едставляет и то, как автор ы подходят к р екомен дациям по выстр аиван ию стр атегии в р азличн ых типах отр аслей, — р астущих, зр елых и постепен н о завер шающих свое существован ие, т.е. стагнирующих. Можн о ли, а главн ое н ужн о ли, р аботать в стагнирующих отр аслях? Имеет ли это смысл? Вопр ос вполн е пр авомер н ый — в н ашей экон омике, как, впр очем, и в любой др угой стр ан е мир а, таких отр аслей н емало, и он и будут существовать всегда, когда мен яется отр аслевая стр уктур а экон омики. Ответ н а дан н ый вопр ос дается вполн е опр еделен н ый: можн о и н ужн о. Стагнирующая отр асль н е безн адежн а. Н о успеха можн о достичь только тогда, когда удается сделать хотя бы одн о: опр еделить в отр асли сегмен ты р оста, игр ать н а качестве тр адицион н ого пр одукта или стр емиться сн ижать издер жки. Пр имер ы каждого из этих подходов дан ы в кн иге.
Какова должн а быть стр атегия в отр аслях вн овь возн икающих? Пожалуй, выстр аивать стр атегию компан ии в отр асли, котор ой еще н ет, котор ая только зар ождается, дело самое ин тер есн ое и пр ивлекательн ое, особен н о для тех, кто н осит в своем мен еджер ском пор тфеле «мар шальский жезл олигар ха». Н а н аших глазах р азвивалась сотовая связь, создавался и делился ее р ын ок, появлялись пр изн ан н ые лидер ы отр асли и исчезали те, кто, казалось бы, был обр ечен н а успех. Какова же была стр атегия тех, кто н ачин ал? Почему у одн их что-то получилось лучше, чем у др угих? Как увидеть стр атегические ошибки, допущен н ые р азличн ыми компан иями в этой отр асли и н е допустить их, когда пр идется р аботать в н овой, пока еще только зар ождающейся отр асли? Ин стр умен т для такого ан ализа достаточн о полн о дается в учебн ике Томпсон а и Стрикленда.
Н о стр атегию мало р азр аботать, ее н ужн о еще и р еализовать. Р уководитель должен быть в состоян ии пер евести свое пон иман ие стр атегии в кон кр етн ые пр актические шаги. И сделать эти шаги бывает гор аздо тр удн ее, чем пр овести всю пр едвар ительн ую ан алитическую р аботу: ведь р еализация стр атегии связан а пр ежде всего с пер ер аспр еделен ием людей, их задач и полн омочий, измен ен ием ор ган изацион н ой стр уктур ы и зачастую тр ебует и н овых людей, и н овой ор ган изации р аботы. А там, где дело касается людей, н а пер вое место н еизбежн о выходят вопр осы мотивации, создан ия системы стимулов и поощр ен ий, р азвития кор пор ативн ой культур ы и системы цен н остей. Тр и заключительн ые главы учебн ика посвящен ы этим и н екотор ым др угим аспектам обеспечен ия пр авильн ого осуществлен ия стр атегии. Естествен н о, все положен ия и выводы иллюстр ир уются пр имер ами из пр актики, к сожален ию, в осн овн ом пр актики амер икан ской, хотя н азван ия большин ства упомин аемых компан ий хор ошо зн акомы и р оссийскому читателю.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мен еджмен т сегодня – комплекс действий и мер , котор ый н апр авлен н а координацию и оптимизацию деятельности сотр удн иков для того, чтобы повысить эффективн ость работы компан ии. Любое пр едпр иятие, вн е зависимости от его сфер ы и масштабов желает увеличить выручку и повысить свою кон кур ен тоспособн ость. Успех фир мы н апр ямую зависит от того, н асколько р уководитель компетентен в управлении и умеет гр амотн о ор ган изовывать р аботу подчин ён н ых.
Недостаточно гр амотн ое упр авлен ие сдерживает р азвитие компан ии, а ин огда, даже пр иводит компан ию к р азвалу.
Благодаря исследован иям в сфер е мен еджмен та обр азуется возможн ость повышен ия эффективн ости упр авлен ия компан ий. Мен еджмен т является в пер вую очер едь пр актико-ор иен тир ован н ым н апр авлен ием. Пр и гр амотн ом план ир ован ии, упр авлен ии деятельн остью сотр удн иков, эффективн о постр оен н ой системе мотивации у ор ган изаций появляется возможн ость р азвиваться в долгоср очн ой пер спективе, выходить н а н овый ур овен ь р азвития. Однако мен еджмен т в Р оссии только н ачин ает р азвиваться. Пр и изучен ии этой темы пр ишло пон иман ие мн огогр ан н ости и сложн ости подходов.