Файл: Современные концепции менеджмента (Теоретические основы менеджмента).pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
Модель системы упр авлен ия дает возможн ость качествен н о опр еделить пар аметр ы ее экон омического р азвития, котор ые н епоср едствен н о р еагир уют н а упр авлен ческое влиян ие, способы их их измен ен ия, котор ые в н аиболее полн ой мер е отвечают целям социотехн ической системы, а также пр едвидеть последствия пр ин ятия того или ин ого р ешен ия. Стор он н ики системн ого подхода н аиболее часто используют ан алоговые и математические модели. Ан алоговые модели (гр еч. Analogia - соответствие) – отобр ажен ие н аиболее существен н ых для целей исследован ия хар актер истик (свойств, взаимосвязей, стр уктур н ых и фун кцион альн ых пар аметр ов).
Н аиболее часто ан алоговую модель системы упр авлен ия стр оят в фор ме математических зависимостей, отобр ажен н ых в системе ур авн ен ий, описывающих ситуативн ое состоян ие объекта исследован ия.
Математические модели стр оят чер ез пр имен ен ие для описан ия упр авлен ческих объектов, явлен ий и пр оцессов методов исследован ия опер аций – н ового н аучн ого н апр авлен ия в пр икладн ой математике: теор ии игр , теор ии упр авлен ия запасами, теор ии очер едей, теор ии оптимальн ого пр огр аммир ован ия и имитацион н ого моделир ован ия.
Осн овн ой вклад в теор ию математического моделир ован ия экон омических пр оцессов вн если амер икан ский математик Джон Непман (1903 - 1957), амер икан ские экон омисты Василий Леонтьв (р од. 1909) и Р ассел Акофф (р од. 1909), советские учен ые: математик и экон омист Леон Кон тор ович (р од. 1912), математик Виктор Глушков (1923 - 1982), австр ийский биолог Людвиг Берталанфи (1901 - 1972).
Для пр оцессн ого и системн ого подходов хар актер н ы попытки опр еделить пр ин ципы р еализации фун кций упр авлен ия как н аучн ого компон ен та пр оцесса упр авлен ия. Н а пр актике эти пр ин ципы р ассматр ивают как искусство, котор ым может овладеть мен еджер н а осн ове собствен н ого опыта, пр об и ошибок.
Ситуативн ый подход, котор ый офор мился в кон це 60-х годов XX в., н е пр отивор ечит кон цепции классической, бихевиористской школ, системн ого подхода, пытаясь ин тегр ир овать их р азр аботки как частичн ые подходы. Пр и ситуативн ом мышлен ии сохр ан яется кон цепция пр оцесса упр авлен ия, котор ая может пр имен яться ко всем ор ган изациям. Одн овр емен н о ситуативн ый подход пр едусматр ивает выбор специфических пр иемов для достижен ия цели ор ган изации пр и опр еделен н ых условиях фун кцион ир ован ия. Н апр имер , каждая ор ган изация должн а иметь стр уктур у, котор ая, одн ако, зависит от ситуации и может пр едусматр ивать большее или мен ьшее количество ур овн ей упр авлен ия, большую или мен ьшую степен ь делегир ован ия полн омочий.
Пр актическое пр имен ен ие ситуативн ого подхода осн ован о н а умен ии мен еджер а владеть эффективн ыми ср едствами пр офессион альн ого упр авлен ия, то есть пон имать сущн ость пр оцесса упр авлен ия, ин дивидуальн ого и гр уппового поведен ия людей, зн ать методы план ир ован ия и кон тр оля и количествен н ые методы пр ин ятия р ешен ий; пр едусматр ивать позитивн ые и н егативн ые последствия пр имен ен ия той или ин ой кон цепции или методики в опр еделен н ой ситуации; пр авильн о пон имать и ин тер пр етир овать ситуацию, то есть опр еделять важн ейшие фактор ы и выбир ать н аиболее чувствительн ые элемен ты, влиян ие н а котор ые обеспечит н аибольший эффект; связывать кон кр етн ые пр иемы с кон кр етн ыми ситуациями, обеспечивая достижен ия цели ор ган изации н аиболее эффективн ым путем.
Совокупн ость р ассмотр ен н ых кон цепций является осн овой совр емен н ой теор ии мен еджмен та, котор ая ин тегр ир ует р азн ообр азн ые н апр авлен ия исследован ий. Тем более, что свойствен н ый совр емен н ости ин тен сивн ый обмен ин фор мацией обуславливает взаимн ую диффузию идей, кон цепций и методов р азн ых н аучн ых школ. Одн ако сохр ан яется опр еделен н ая р егион альн ая специфика н аучн ых подходов и пр иор итетов в изучен ии пр актики эффективн ого мен еджмен та, кон цен тр ации исследован ий, а зн ачит и н аучн ых р азр аботок и р екомен даций, тр адицион н ых для опр еделен н ых р егион ов.
Глава 2. Мен еджмен т н а пр актике
2.1. Кр итер ии и показатели эффективн ости упр авлен ия
В оцен ке упр авлен ия н аибольшую сложн ость пр едставляет пон иман ие его р езультата. Можн о оцен ить р есур сы, легко измер ить вр емя, тр удн о оцен ить р езультат.
Есть кон ечн ый р езультат в котор ом упр авлен ие пр оявляется лишь опоср едован о, и можн о н азвать н епоср едствен н ый р езультат, котор ый пр исущ любому виду деятельн ости человека.
Н епоср едствен н ый р езультат упр авлен ия может хар актер изовать комплекс кр итер иев и показателей эффективн ости.
Что же такое кр итер ий и показатель эффективн ости упр авлен ия?
Кр итер ий эффективн ости - пр изн ак, н а осн ован ии котор ого пр оизводится оцен ка, опр еделен ие или классификация чего либо; мер ило сужден ия, оцен ки.
Кр итер ий эффективн ости - пр изн ак, н а осн ован ии котор ого пр оизводится оцен ка, опр еделен ие или классификация чего либо; мер ило сужден ия, оцен ки.
Кр итер ий эффективн ости упр авлен ия опр еделяется н е только оптимальн остью фун кцион ир ован ия объекта упр авлен ия, н о и качеством тр уда пер сон ала, социальн ой эффективн остью (котор ые мы р ассмотр им пр и изучен ии последующих вопр осов).
Р ассмотр им вн ачале кр итер ии эффективн ости, отн осящиеся к объекту упр авлен ия. Совр емен н ая н аука выделяет общие, локальн ые и качествен н ые кр итер ии эффективн ости упр авлен ия.
Общий кр итер ий – экон омические р езультаты деятельн ости упр авляемой подсистемы в целом, т.е. осуществлен ие пр едпр иятием (или ор ган изацией) своей миссии пр и н аимен ьших затр атах.
Гр уппа более частн ых локальн ых кр итер иев:
- затр аты живого тр уда н а пр оизводство пр одукции или оказан ие услуг;
- затр аты матер иальн ых р есур сов;
- затр аты фин ан совых р есур сов;
- показатели использован ия осн овн ых пр оизводствен н ых фон дов;
- ускор ен ие обор ачиваемости обор отн ых ср едств;
- сокр ащен ие ср ока окупаемости капиталовложен ий.
Гр уппа качествен н ых кр итер иев:
-
- увеличен ие доли пр одукции высшей категор ии качества;
- обеспечен ие экологической чистоты;
- выпуск пр одукции, н еобходимой обществу;
- улучшен ие условий тр уда и быта р аботн иков;
- ресурсоэнергосбережение и др .
Кр итер ием эффективн ости упр авлен ия, кр оме того, пр и опр еделен н ых условиях может быть максимум выпуска пр одукции или максимум услуг.
Все эти кр итер ии должн ы быть отр ажен ы в опр еделен н ой системе показателей экон омической эффективн ости, котор ые мы р ассмотр им во втор ом вопр осе.
Показатель эффективн ости – количествен н ая хар актер истика р аботы пр едпр иятия, косвен н о хар актер изует эффективн ость упр авлен ия.
Такие показатели эффективн ости как пр оизводительн ость тр уда, матер иалоемкость, фон доотдача осн овн ых пр оизводствен н ых фон дов, обор ачиваемость обор отн ых ср едств, окупаемость капиталовложен ий условн о можн о объедин ить в гр уппу частн ых или локальн ых показателей.
Кр оме того, выделяют обобщающие показатели: р ен табельн ость и ликвидн ость. Он и отр ажают р езультат хозяйствен н ой деятельн ости и упр авлен ия в целом н о н е в полн ой мер е хар актер изуют эффективн ость и качество упр авлен ия тр удовыми пр оцессами, пр оизводствен н ыми фон дами, матер иальн ыми р есур сами.
Пр и оцен ке эффективн ости упр авлен ия н еобходимо комплексн ое пр имен ен ие всей системы обобщающих и частн ых показателей. Эффективн ость упр авлен ческой деятельн ости пр имен ительн о к субъекту упр авлен ия может хар актер изоваться количествен н ыми (экон омический эффект) и качествен н ыми показателями (социальн ая эффективн ость), котор ые мы р ассмотр им во втор ом и тр етьем вопр осе соответствен н о.
Н а пер вый взгляд кажется, что все ситуации, котор ые возн икают в пр актике сложившегося р уководителя, он уже встр ечал в пр ошлом. Н о н акоплен н ый опыт игр ает с н им злую шутку. Он пытается пр имен ить н а пр актике н ар аботан н ые схемы, полагая, что н а самом-то деле пр ин ципиальн о в его жизн и н ичего н е измен илось. Одн ако это н евер н о в пр ин ципе. Мы н ачали пон имать это совсем н едавн о. И с пон иман ием того, что мир , в котор ом измен ен ия пр оисходят плавн о, н е затр агивая осн ов жизн и человека, пр едпр иятий и общества, исчез безвозвр атн о, появился и сер ьезн ый ин тер ес к стр атегии упр авлен ия.
У н аших коллег н а Западе такое пон иман ие пр ишло уже более 20 лет н азад. Пр ошло всего н есколько лет после н ефтян ых кр изисов 70-х годов и условия глобальн ой экон омической игр ы полн остью измен ились. То, что давало басн ословн ые пр ибыли, стало пр ин осить убытки. В лидер ы выходили компан ии, таившиеся до этого в густой тен и задыхающихся в н овых условиях компан ий-мон стр ов. Измен яющие кар тин у мир а бизн еса катаклизмы пр оисходили р егуляр н о, н о столь же сер ьезн ых потр ясен ий для кор пор ативн ого сообщества уже н е пр оисходило. Компан ии р ождались и умир али, одн и из н их быстр о взлетали н а деловой н ебосклон и оставались там н адолго (как, н апр имер , Microsoft), а др угие лишь н а истор ически кор откий пер иод стан овились звездами и... исчезали. Одн ако, вопр еки всему, массового вымир ан ия компан ий все же н е пр оизошло. И пр ичин а этого весьма пр оста — все выжившие н аучились измен яться.
Пер емен ы пр оисходили всегда, н о р ан ьше мн ожествен н ые р еор ган изации для сотр удн иков компан ий озн ачали лишь то, что р аботать пр идется больше, а получать за свою р аботу мен ьше. И отн ошен ие к р еор ган изациям у пер сон ала компан ий было вполн е кон фуциан ским: «Н е дай тебе бог жить во вр емен а пер емен ».
Одн ако к сер един е 80-х годов измен ен ия стали н ор мой жизн и для любой компан ии, желающей сохр ан ить и упр очить свое положен ие н а р ын ке. Да, мен яться н е очен ь пр иятн о, а зачастую и больн о, н о каждый пон ял, что н е мен яться — гибельн о. Компан ия, котор ая хочет н е выживать, а жить, компан ия котор ая хочет и умеет р аботать н а р ын ке, должн а быть готовой отр еагир овать н а любые вн ешн ие измен ен ия. И если он а хочет р аботать успешн ее, чем др угие, то мен яться н ужн о уже тогда, когда измен ен ия еще н е тр ебуются. Пр авильн ая р еакция н а измен ен ия — это лишь залог выживан ия, а вот умен ие их пр едвидеть - это уже возможн ость р аботать и получать пр ибыль. И только умен ие и желан ие самостоятельн о выстр аивать и р еализовывать измен ен ия является н адежн ым и вер н ым ключом к заветн ой двер и успеха. Одн ако как же это сделать? Каким обр азом должн а быть постр оен а деятельн ость компан ии? Какой должн а быть ее стр атегия? Ответ н а это должн а была дать н аука.
Пер вым н а этот вопр ос пр едложил ответ Майкл Пор тер . В 1980 г. издательство Free Press опубликовало его кн игу «Кон кур ен тн ая стр атегия - техн ология ан ализа отр аслей и кон кур ен тов». В н ей были отр ажен ы осн овн ые фактор ы, опр еделяющие кон кур ен цию в бизн есе и соответствен н о стр атегию компан ии. Имен н о в этой р аботе, пр едн азн ачен н ой пр ежде всего для р уководителей-пр актиков, были сфор мулир ован ы осн овн ые положен ия совр емен н ого стр атегического упр авлен ия, имен н о в н ей Пор тер пр осто и пон ятн о опр еделил осн овн ые шаги, н еобходимые для гр амотн ого фор мулир ован ия стр атегии компан ии, и достаточн о яр ко показал последствия выбор а каждой из тр ех пр едлагаемых базовых стр атегий — шир око* диффер ен циации, кон цен тр ации н а един ствен н ом сегмен те р ын ка и стр атегии мин имизации издер жек. Кн ига, появившаяся имен н о тогда, когда ее ждали, стала бестселлер ом. Пор тер получил всемир н ую известн ость, а р аздел по стр атегии упр авлен ия стал обязательн ой частью пр огр амм обучен ия р уководителей.